Подписочная система — тьма или свет?

Подписки в современном мире — это то, что нас окружает постоянно. Фильмы, сериалы, книги, музыка, облачные хранилища, игры, дополнительные преимущества в соц. сетях, программы и даже функционал в машинах. Предлагаю разобраться в этой теме и понять, мы движемся во тьму или это свет в конце туннеля?

Сначала пройдемся по основам:

  • Что такое подписочная система?
  • Почему весь бизнес к ней стремится?
  • Какие есть преимущества и недостатки для потребителя?

Подписочная система — это бизнес-модель, при которой потребитель циклично платит определенную сумму за определенный период времени.

Почему такое размытое определение? Потому что сейчас виды подписок настолько разные и настолько по-разному настроены, что любое необщее слово сразу ломает логику. Порой не понимаешь, а как вообще работает подписка в каком-либо сервисе. Бизнес начал настолько изворачиваться, чтобы продать ее побольше, что создал какое-то невероятное количество условий, в которых порой просто не хочется разбираться (каршеринг или прокат самокатов), а бизнес в свою очередь и не предоставляет удобных инструментов для этого, так как ему выгодно незнание.

Но почему же бизнесу так нравится подписочная система?

  • Прогнозируемость. Если у вас уже есть клиентская база, которая вам платит — это стабильно и постоянно. Часть может отказаться, но этот процент невелик и в основном покрывается новыми пользователями.

  • Прибыль. Подписка — это постоянный доход компании без особых дополнительных усилий. Чтобы продать автомобиль нужны салоны, дилеры, менеджеры и т.д. После продажи этой машины ваш клиент по сути никак не монетизируется дальше. С подпиской совсем иначе: вы единожды продали ее и она приносит вам доход постоянно.

  • Удержание клиента. Один из ключевых показателей бизнеса — удержание клиента, чтобы он потратил как можно больше денег у вас. Подписка сильно помогает в этом: она позволяет компании за счет дополнительного функционала продолжать монетизировать свой продукт даже после его продажи.

  • Разделение платежа. Психология устроена так, что человек не хочет расставаться с большой суммой сразу, но при этом 200-300 рублей в месяц кажутся копейками, которые можно спокойно потратить. На этом и играют компании, по итогу в год делая по несколько тысяч рублей на каждом пользователе, который использует подписки (даже самые дешевые) . А в масштабе сотен тысяч и миллионов пользователей это огромные прибыли без какого-либо производства и персонала просто за дополнительный функционал. На него также требуются средства для разработки и поддержки, но это не сравнимые с продажей любого физического продукта затраты. Некоторые компании живут в принципе только на доходы от подписок, при этом делая продукт максимально доступным.

Но все вышеперечисленное совсем не говорит о том, что такая система плоха. При первом взгляде кажется, что компании пытаются нас обмануть и с помощью маркетинга и уловок продают ненужные нам вещи, а в долгосрочной перспективе мы тратим на это десятки тысяч рублей. Так может казаться, пока не начинаешь задумываться, а как было раньше и зачем вообще придумали подписки.

Разобьем блок на 4 части:

  • Как было раньше

  • Как подписочная система толкнула прогресс вперед?
  • На примере нашей компании NFCKEY разберем, как строится подписочная система в бизнесе и от чего отталкивается предприниматель в этом вопросе
  • Ответим на главный вопрос статьи: подписочная система — это тьма или свет?

Как было раньше?

Вообще система подписок существует достаточно давно, но бум популярности в нашей стране начался только в последние 3-4 года. В 2022 году в России было оформлено 25 млн. платных подписок на различные сервисы.
До этого все работало элементарно: либо пиратишь, либо покупаешь за бешенные деньги, зато навсегда.

Почему прошлая система была далека от идеала для бизнеса?

  1. Бизнес во многих сферах не может развиваться из-за нехватки денег.

  2. Продажи даются очень сложно, так как никто не хочет отдавать большую сумму единоразово (а зачастую это вещи, которые посмотришь или используешь один раз и забудешь) .

  3. Очень сложно добиться стабильности бизнеса, так как никто не гарантирует постоянные продажи чего-либо, а удержание клиента почти нулевое.
  4. Сложно привлечь инвестирование, так как прогнозируемость бизнеса была еще меньше, чем сейчас.

Почему это плохо для потребителя?

  1. Ограниченность. Бизнес не может постоянно производить что-то в большом объеме и качественно, если это можно спиратить. Поэтому очень часто всё было недоделанным, урезанным и сырым.
  2. Большая стоимость за единоразовую покупку. Чтобы окупаться хотя бы немного в такой бизнес-модели, проекту приходится сильно завышать ценники.
  3. Нет многих удобств, например, семейного доступа, общей синхронизации, облака и т. д. Подобные сервисы не могут существовать без подписочной модели в принципе.

Как подписочная система толкнула прогресс вперед?

Почему мир в итоге пришел к такой модели, думаю стало понятно. Помимо всех факторов выше, связанных с бизнесом, это было также неизбежно в связи с переходом на облачные сервисы, Covid и развитием мобильного интернета. Но подобная система вводит некоторых людей в заблуждение: им кажется, что их обманывают, так как в руках они ничего не держат, но почему-то платят в месяц дань, которую никогда в своей жизни не платили, и было все хорошо.

Подобные мысли абсолютно понятны: эту модель никто обществу не объяснял, она просто пришла в наш быт очень быстро в связи с изменением рынка. Кто-то подстроился и понял преимущества, а кто-то так и остается в недоумении, а почему же так, и как это вообще может иметь плюсы для пользователя? — и их можно понять. Данная статья создана в том числе и для таких людей.

Прежде всего нужно понимать, что бизнес развивается только при возможности реинвестировании средств, которые он заработал, в самого же себя. В противном случае идут сокращения, уменьшения затрат, а значит ухудшаются сервисы и частота их обновления. Если потребитель не поощряет бизнес за его продукт — он рушится.

Поэтому в период Covid огромное количество компаний, оказавшись не в лучшей ситуации, начали искать способы заработка, а те, кто уже владел удобным рынком и мог перестроить свою систему на новую бизнес-модель подписок, заработали на этом больше всех. Это был ключевой толчок для перехода, не единственный, но один из ключевых. Все их обсуждать не имеет смысла, но вот объяснить, чем же для потребителя это обернулось в дальнейшем, - важная задача этой статьи.

Мы будем идти по категориям и отраслям бизнеса, чтобы понять в какой конкретной области и что именно мы получили благодаря такой системе.

Начнем с развлечений (музыка, кино, сериалы, книги и т. д.)

  1. Увеличились доступность и удобство. Теперь вы можете смотреть сериалы или кино из любой точки мира в любой момент времени на любом устройстве, лишь бы был интернет. Вдобавок это все синхронизируется, и вы не потеряете момент, на котором вы остановились. Почему этого было не сделать раньше? Потому что именно подписочная модель позволила покупать лицензии, содержать огромные серверные мощности, оплачивать большой штат разработчиков и поддержку подобных сервисов.
  2. Количество сериалов и кино увеличилось в разы, что подарило нам множество отличных работ.
  3. Система рекомендаций. Одна из революций в этой отрасли произошла именно с приходом подписок. Наконец-то у компаний появился стимул разработать удобную систему рекомендаций под каждого пользователя, так как теперь он находится на сервисе всегда, а не ради одной покупки. Удержание пользователя стало очень простой задачей, а значит есть смысл вкладывать ресурсы в удобство и заинтересованность пользователя. В музыке это вообще стало необходимой вещью номер один. Все сервисы рекламируют ЛУЧШУЮ систему рекомендаций на их сервисе. В этом есть конкуренция — значит есть и прогресс.

IT продукты (Облачные сервисы, программы, софт и т. д.)

  1. Цена. С увеличением потребителей цены резко упали и стали совсем мизерными. При этом компании не потеряли, а наоборот выиграли за счет этого, начали вкладывать в это дополнительные средства.
  2. Улучшение качества. С увеличенными бюджетами, корпорации расширили функционал, добавили много фишек и дополнительных возможностей, создали синхронизацию и много что еще, чем многие из нас пользуются ежедневно, даже не замечая. Причем некоторые вещи стали полностью бесплатными (например, 5 гб на iCloud, открытые API, тестовые версии софта и т. д.).

Еда и все, что с ней связано (Рестораны, сервисы доставки, готовая еда на каждый прием пищи и т. д.)

Здесь, наверное, самые небольшие изменения. Революций здесь не происходило. Подписочная модель в этой сфере повысила удобство и дала жизнь для онлайн-ресторанов, работающих только на доставку. Снизилась цена доставки в целом и появился новый вид бизнеса: готовые боксы с едой к каждому приему пищи. Многие этим пользуются, и это набирает популярность.

Дополнительные функции (Подписки в соц. сетях, трекерах задач, мобильных приложениях, играх и т. д.)

Сейчас это самая популярная модель. Она позволяет без больших усилий начать зарабатывать бизнесу серьезные деньги. И для многих именно эта категория является самой токсичной. Иногда это так, но зачастую такая модель единственное, что позволило создать или развить такие сервисы как: todoist, vc, discord, VPN, twitch, электросамокаты, каршеринг.

Такие проекты перечислять можно сотнями, это лишь те, которые приходят первыми в голову. Без них сейчас сложно себе представить повседневную жизнь, а с учетом стриминговых сервисов музыки, книг и сериалов, так и подавно. А ведь именно модель регулярной оплаты дала им всем жизнь.

Разберем пример нашей компании NFCKEY и нашей модели подписок

Многие не понимают, как вообще выстраивается логика подписок, поэтому у людей складывается ощущение, что их пытаются обмануть. Есть проекты, которые так делают, но мы рассматриваем честный бизнес, который просто предлагает дополнительные возможности за небольшую плату, которая позволит проекту существовать и развиваться дальше для поддержки и улучшения уже реализованных функций, а также добавления новых.

Для начала рассмотрим нашу систему для личного пользования (подробнее все условия можно прочитать по ссылке).

Подписочная система — тьма или свет?

Без подписки доступны все те же функции, что и у конкурентов.
И у компании нет возможности ограничить пользователя на вход, если подписка будет отменена, так как замок не имеет связи с интернетом, и дистанционно мы запретить ничего не можем.
Журнал действий, уведомления, передача доступа, добавление и контроль пользователей ну и, конечно, само открытие замка с помощью NFC через приложение без ограничений. Единственное ограничение, которые было поставлено — это количество пользователей для одного замка. Почему? Получается пытаетесь обмануть за счет искусственного ограничения? Нет, это способ привлечь внимание к дополнительным возможностям, которые не имеют аналогов на рынке в принципе. Наша команда разрабатывала их ни один месяц и до сих пор ведет доработки и улучшения.

Пять пользователей — это семья с тремя детьми. То есть все в семье смогут иметь ключ без ограничений (с ключом или брелоком достичь такого крайне сложнее). По статистике всего около 10% семей имеют четырех детей. В большинстве случаев минимум один уже съезжает. Вдобавок ко всему есть 2 гостевых доступа сроком до двух недель, позволяющих предоставить ключ гостям и родственникам на значительный период пребывания.

То есть ограничение повлияет на 1-2% пользователей — это не заставляет всех пользователей переходить на подписку, это лишь способ привлечения внимания к опыту, который можно получить благодаря новым функциям. Все остальные основные функции, которые есть даже у самых крупных конкурентов, присутствуют и в бесплатной подписке.

При этом, купив подписку, вы получаете абсолютно эксклюзивные возможности взаимодействия с вашим входным замком. Если приобрести более премиальный тариф, то там уже будет, например, продленная гарантия, которая позволяет вам обменять ваш замок на новый в непредвиденном случае (при поломке, сколе, браке) . Это аналог AppleCare, только чуть с другой логикой и финансовой моделью. Подобных функций очень много и всю подробную информацию вы можете прочитать на нашем сайте в таблице, это не скрывается, все прозрачно и четко.

Все это позволит нам удержать наших пользователей в нашей системе и улучшить их пользовательский опыт. Наша логика не в том, чтобы попытаться получить 90% пользователей, использующих подписку. Мы хотим предоставить новый, современный опыт тем людям, кому он действительно интересен и важен, показать на что мы способны.

Перейдем к подписке для арендодателей

Подписочная система — тьма или свет?

У арендодателя есть основные боли:

  1. Страх за имущество (дубликат ключа)
  2. Неудобство передачи ключей
  3. Время заезда
  4. Ограниченность количества ключей
  5. Невозможность настройки ограничения доступа четко по времени

Все эти проблемы решает наш продукт. Абсолютно все и абсолютно бескомпромиссно. С бесплатной подпиской арендодатель может решить все свои боли, но с подпиской это будет намного удобнее. Арендодатель зарабатывает на своей квартире и, отдавая маленькую часть своей прибыли нам, решает все свои заботы по автоматизации процесса:

  1. Доступ выдается автоматически в процессе брони.
  2. Забирается доступ также автоматически.
  3. Дверь закрывается автоматически.
  4. Подписка поддерживает несколько замков одновременно, что упрощает координацию между несколькими квартирами сразу. Управление с одного аккаунта сразу десятками квартир благодаря подписке — это то, о чем никто даже не зарекался на рынке.
  5. Отдельная иерархическая ступень “Арендатор”, которая позволит клиенту почувствовать себя полноценным владельцем, но под полным контролем арендодателя.
  6. Продленная гарантия, которая при вандализме гостей позволяет бесплатно заменить замок.
  7. Возможность выдавать доступ администратора, как для менеджеров, так и для обслуживающего персонала.
  8. Контроль обслуживающего персонала при работе в помещении.

Опять же полный список можете прочитать здесь. Это далеко не весь функционал.

Важно понимать, что в нормальной бизнес-модели именно так выглядит подписочная система изнутри, никто не пытается вас обмануть или искусственно забрать у вас то, что есть у других. Проект лишь пытается за счет новой идеи, подхода и функций получить прибыль для дальнейшего развития. А для пользователя это опыт, который невозможно получить ни с одним аналогом в сфере.

По сути, покупая подписку в нормальном сервисе или организации, вы вкладываете в свой же комфорт и удобство в будущем, так как в дальнейшем эти средства уйдут на доработку недостатков и улучшение существующих вещей.

Теперь разберем подобную реализацию с технической стороны

Важно понимать, что для такой системы необходимо серьезное проектирование БД. Огромный функционал и различные тарифы подразумевает продумывание каждой мелочи, которая должна быть связана с пользователем всегда.

Также в такой системе есть иерархия. Это должно быть четко закреплено в мобильном приложении. Чтобы нельзя было присвоить другую роль взломом или инъекцией, так как от этого зависит доступ и возможности пользователя.

Как вы понимаете любой функционал может повлечь за собой уязвимость, а много функционала, который еще и взаимосвязан повлечет за собой серьезные проблемы. Поэтому еще на этапе разработки наша команда ведет SSDLC. Это система безопасности при разработке продукта, которая предусматривает документацию всех возможных уязвимостей. Нам она помогает продумать 80-90% сложностей, которые могут возникнуть на том этапе, где это спокойно можно исправить.

Техническую реализацию со всеми подробностями планируем разобрать в будущих статья, где мы расскажем уже о том, а какие сложности возникли при разработке и с какими уязвимости мы боремся до сих пор.

Так что в итоге? Подписочная система — тьма или свет?

Решать только вам. Я показал вам все достоинства подобной системы, как ее разрабатывает бизнес и для каких целей на примере нашего проекта. БЕЗУСЛОВНО у системы есть минусы. Любая модель подразумевает под собой недостатки, и некоторые проекты используют это злонамеренно. Просто не поощряйте такие проекты своими деньгами, и они сами вымрут. Моя статья обсуждает весь рынок глобально, как честный, адекватный бизнес использует это во благо и почему пользователи от этого выигрывают, а не теряют деньги впустую.

Лично для меня подписочная система — это свет. Я использую многие сервисы и крайне рад, что они существуют и дают новые возможности и удобства для улучшения моих жизни, быта и опыта. Я подстроился под эту систему и использую ее во благо.

Главная мера ума — это способность меняться.

Альберт Эйнштейн

За нашим дальнейшем развитием можете следить в нашем ТГ канале. Там вся внутренняя кухня, какие команда выполняет задачи в недельных спринтах, опросы, достижения и много что еще.

Также можете узнать всю интересующую информацию о проекте на нашем сайте.

1818
76 комментариев

Подписочная система — это бизнес-модель, при которой

... покупка чего-либо подменяется арендой
со всеми вытекающими плюсами и минусами

Для бизнеса - возможность доить клиента бесконечно
Для клиента - ничего, кроме рисков и недостатков

+ В вашем случае, ещё и замок смотрит в хрен-пойми-чьё облако

10
Ответить

Привет. Насчет облака - исключительно российские сервера от компаний, с большой репутацией.

По поводу плюсов для клиента: если все сделано правильно, то вы получаете ничем не обделенный продукт, но с возможностью получить дополнительны функционал. Мне кажется, что это в сторону + чем -.
Где-то это дает выгодные условия и дополнительные скидки, где-то функционал, где-то разнообразие контента, но на мой взгляд это положительные стороны для клиента.

Ответить

тьма для потребителя, свет для бизнеса

9
Ответить

Привет. Смотря какую реализацию мы рассматриваем. В статье я попытался объяснить, почему во многих случаях и для потребителя это будет свет

Ответить
Комментарий удалён модератором

На кухне Джо порылся в карманах, нашел десятицентовик и с его помощью включил кофейник. Вдыхая необычный — для него — аромат, он взглянул на часы и обнаружил, что пятнадцать минут уже истекли. Он подошел к двери, повернул ручку и потянул задвижку. Дверь не поддавалась.

— Пять центов, пожалуйста, — сказала она.

Джо обшарил карманы — ничего. Пусто.

— Я заплачу тебе завтра, — сказал он двери. Снова подергал ручку — безрезультатно. — То, что я тебе плачу, — это, в сущности, чаевые. Я не обязан тебе платить.

— Я придерживаюсь иного мнения, — сказала дверь. — Загляните в контракт, который вы подписали при покупке этой квартиры.

Контракт лежал в ящике стола; Джо уже не раз к нему обращался. Да, плата за открывание и закрывание двери представляла собой обязательный сбор, а не чаевые.

— Вот видите, я права, — сказала дверь самодовольно.

Из посудного ящика Джо достал нож из нержавеющей стали и начал отвинчивать замок своей двери.

— Я подам на вас в суд, — сказала дверь, когда вывалился первый болт.

— Никогда в жизни еще не судился с дверью, — сказал Чип. — Но думаю, что смогу это пережить.

Раздался стук.

— Эй, Джо, мальчуган, открывай, это я, Эшвуд! Я привел ее.

— Брось пять центов в щель, — сказал Джо. — С моей стороны этот механизм заело.

Монета звякнула, упав, и дверь распахнулась.

Филип Дик, "Убик", 3 глава, 1969 г.

5
Ответить

Можете не платить. Это никак вас не обделяет. Ваш умный замок все также будет работать и также выполнять все необходимые функции. Подписка не противоречит функциональности, а ее дополняет

Ответить