Как я ушел из армии в продуктовый бизнес и сделал выручку в 9 млн рублей

Привет! Я Максим Яровиков из Екатеринбурга. Хочу поделиться своей историей, возможно, она будет полезна для тех, кто раздумывает над открытием собственного бизнеса.

Как я ушел из армии в продуктовый бизнес и сделал выручку в 9 млн рублей

Шаг первый

Еще не так давно мы с женой были обычной парой. Она — мастер маникюра, я служил по контракту в армии. Но моя пятилетка подходила к концу, и пора было решать, кем хочу стать, когда вырасту. Мне, пожалуй, везет по жизни. Не знаю, может быть это какая-то магия. Но каждый раз, когда есть какой-то запрос, жизнь тут же дает мне на него ответ. Так вышло и с бизнесом.

Мы с супругой прогуливались по любимому городу и наткнулись на новый магазин. Открылся он недавно и привлек внимание гордым лозунгом: «Магазин хорошей еды!». Не то чтобы мы были закоренелыми сторонниками ЗОЖ, но стало любопытно. Зашли в Жизньмарт и… ахнули!

Все чисто, красиво и аккуратно, никакой грязи или полуразвалившихся ящиков с подгнившими помидорами. Аккуратные стеллажи со свежими фруктами и овощами, словно только с грядки. Холодильники с фермерским молоком и йогуртом. И огромный выбор свежайшей, аккуратно упакованной готовой еды. Новый, нестандартный для нашего города формат — прямо Европа какая-то.

Позже узнали, что есть интересное предложение купить франшизу. У нас было накоплено немного денег, но для собственного дела этого было недостаточно, да и мы в тот момент были далеки от бизнеса. А франшиза, да еще такого свежего, крутого проекта — мы вместе сразу загорелись этой идеей.

Пришли на собеседование с Иваном Зайченко. Пообщались, на бизнесменов посмотрели и себя показали. Все понравилось. И решили — а почему бы и да!

Как я ушел из армии в продуктовый бизнес и сделал выручку в 9 млн рублей

Подписали контракт. Помещение искали долго — это ответственный шаг, на правильный выбор места в таком деле приходится львиная доля успеха. Но через пару месяцев все же нашли и открыли магазин. С этого момента и до сегодняшнего дня развиваемся и растем плечом к плечу с Жизньмарт.

Шаг второй

Если вам показалось, что на этом история успеха заканчивается — вам показалось. Магазин мы открыли, и он успешно работает. Но спокойной жизни у нашей семьи от этого не прибавилось. Начал задумываться о том, что только магазина мне недостаточно. Я проникся идеями сети — знал поставщиков, видел ассортимент. Вся концепция продумана до мелочей. И мне хотелось участвовать в этом глобальнее, не только в качестве партнера по франшизе.

Сеть, к слову, активно разрасталась — с каждым месяцем все больше открытий. Значит, и по финансам громадный потенциал и перспектива. Но вот какую идею принести в Жизньмарт я придумать никак не мог. Хотелось зайти с чем-то уникальным, необычным. Найти нишу, которая не занята никем. В которой нет конкурентов.

И снова магия — решение подсказал случай. Мы с женой ездили в Москву в гости. Заглянули там как-то в ресторанчик и попробовали невероятно вкусное блюдо. Заинтересовались, расспросили, оказалось, приготовлено оно было по технологии су-вид. Мы о таком слышали впервые. Оказалось, что это метод приготовления, при котором продукт сначала вакуумируется, а затем томится при температуре 60-65 градусов от нескольких часов до суток. В итоге получаем не только вкусное, но и полезное блюдо: никакой химии и добавок, правильная термическая обработка, а главное, все полезные свойства и вкус сохранены.

Ни я, ни супруга поварами никогда не были. Пришлось много изучать, много пробовать. Начинали дома: время то увеличивали, то уменьшали, тестировали разные рецептуры, наборы специй. И добились результатов. С этим уже можно было идти в компанию. Я договорился о первых пробах, было волнительно — Ивана тоже на них пригласили. Он продегустировал и ему понравилось — половина пути пройдена. Но попасть на полки в магазин - это не то же, что франшизу купить.

Как я ушел из армии в продуктовый бизнес и сделал выручку в 9 млн рублей

Управляющая компания строго следит за продукцией, которая к ним попадает. Все блюда должны пройти химический анализ перед допуском — состав, испытания по сроку годности. Документы подаются в полном порядке: протоколы испытаний, декларации. И обязательная проверка производства.

Мы начали тогда с цеха в 45 квадратов. На тот момент нам казалось — вау, вот это помещение, натуральное производство! Хотя первые поставки состояли всего из 6 позиций: овощи и два вида курицы, все по технологии су-вид.

Отгружались всего раз в неделю. Работали в восемь рук — мы с женой и два помощника. Сами чистили, готовили, упаковывали. Тогда мы только начинали, и делегировать кому-то процесс казалось немыслимым. Доверить приготовление чужим людям было натурально страшно: потеряй мы на старте качество, это было бы полным провалом.

Полгода мы наращивали производство. Наш цех быстро оказался маленьким. Даже когда мы встроили отдельную холодильную камеру для хранения в соответствии с требуемыми стандартами, складывать готовую еду под растущие объемы все равно было некуда. В голове появились идеи по расширению, да и ассортимент хотелось разнообразить, а мощностей для этого не было. Все упиралось в финансовый вопрос.

Шаг третий — и вот здесь, наконец, будет про квартиру

Меня, как франчайзи, а теперь уже и поставщика, пригласили на новогодний корпоратив сети. Там мы встретились с Иваном, и он, словно читая мои мысли, спросил: «Слушай, а ты не хочешь японию делать? Суши там, роллы?». Тогда я рассмеялся — у меня цех 50 квадратов, и то не хватает. Ну куда мне там еще японию вместить?

Но мысль, перекликаясь с моим желанием расти, засела крепко. Сразу, как миновали праздники, я пришел в коммерческий отдел Жизньмарта обсудить запуск поставок японской кухни. Думал, узнаю хотя бы, что да как, какие объемы планируются. Меня огорчили — оказалось, поставщиков на это направление уже нашли. Зато подсказали идею. Оказалось, в чем есть постоянная потребность и расширение ассортимента, так это в направлении готовой еды.

Тогда я решил разработать свою линейку блюд. Сели всей командой, обсуждали. Решили оттолкнуться от того, что нравится нам, что самим бы захотелось съесть. Набросали примерный ассортимент, опыт вывода новых позиций в магазины у нас уже был. Оставалось только нарастить мощности. А на это, даже при минимальных подсчетах, понадобится миллиона четыре, которых у меня не было.

Созвонились с Иваном. Поделился с ним идеей. Рассказал про свои сложности. Набросал, как и в какие сроки вижу возможность отбить затраты. Сказал, что, вероятно, надо искать инвестора. И вдруг он говорит мне: «Максим, ты недавно даже не думал о бизнесе! А сейчас владеешь магазином. Я уверен, ты справишься».

На тот момент такая мысль мне показалась сказкой. Как же справлюсь? Дела идут, но массой влить 4-6 миллионов в организацию производства я позволить себе не мог — таких накоплений не имелось. И тогда я решил рискнуть.

Мы с женой обсудили, что есть смысл попробовать продать машину или квартиру. Само собой, расставаться с нажитым имуществом — решение очень непростое. И конечно, лучше иметь запас инвестиций. Или привлечь их, разделив с партнером риски. Но для нас этот вопрос был не таким рисковым: мы не лишались последнего жилья.

Супруга всегда в меня верила и поддержала такое решение. Выставили на продажу и то, и другое. С машиной вопрос затянулся, а покупатели недвижимости нашлись быстро.

Как я ушел из армии в продуктовый бизнес и сделал выручку в 9 млн рублей

Нам повезло с помещением — нашли цех в 200 квадратов, уже практически оборудованный. Очень здорово удалось на этом сэкономить. Нам оставалось только докупить недостающее оборудование, инвентарь, кухонную утварь.

Само собой, такие объемы своими силами мы точно не вытянули бы. Так, постепенно собралась команда. Не с первого раза — начальный состав наполовину сменился. Но, в конце концов, мы не только нашли нужный персонал. Я даже постепенно начал отпускать производство, сам уже больше не готовил.

Шаг четвертый — в успех

Сейчас у нас оборудованный цех на 200 квадратных метров. Все по санитарным нормам, на каждый процесс отдельная инструкция. Процесс круглосуточный, беспрерывное производство. Остановки недопустимы — заявки поступают каждый день, и мы не можем оставить гостей без еды.

Команда выросла в разы: у нас трудятся 30 человек. Это шеф-повар, су-шефы, повара, завпроизводством. Есть свой управляющий и на цех, и на магазин. В день производим 2 500 - 3 200 единиц продукции. Думаете много? Отнюдь, не считаю это стоящими объемами.

Было ли нам легко к этому прийти? Вовсе нет. Даже несмотря на мое магическое везение.

С командой поначалу не складывалось. Мы на себе ощутили, что такое кадровый голод, а кроме умелых рук важны личные качества. Был у нас кейс со сменами: одна готовила идеально, а другая не дотягивала. При строгом контроле от УК подобное недопустимо. Решили — с частью людей попрощаться, остальных ротировать, но в итоге пришли к отличной продукции вне зависимости от смен.

Другой кейс как раз про личные качества. Наш первый шеф постоянно предлагал идеи. Он просто фонтанировал задумками новых блюд, что поначалу нас впечатляло. Но оказалось, что это все, на что он способен. Довести ни одну мысль до реализации в продукт он так и не смог. В итоге вместо развития мы застряли в одной точке. Пришлось с ним расстаться.

Работе со спросом пришлось учиться. Тоже, к сожалению, через ошибки. Например, мы запускали позиции с субпродуктами — печень, сердечки. Думали, все вкусно и полезно. А аудитории не зашло. Также тестово выводили грудку с тушеной капустой. Нам все нравилось — вкуснотища получилась. Тоже не пошло. Так, на практике осознали, что некоторые продукты не пользуются спросом. Половину нашего меню в итоге со временем пришлось поменять или переработать.

С поставщиками сложностей, наоборот, не было. Я считаю, это просто работа. За весь период существования производства многие из них сменились, и это нормально. Начинаешь с длинного списка. Кто-то подводит. А у других, наоборот, сразу комплексные поставки, чтобы несколько поставщиков не привлекать. Удобно. Так, постепенно приходишь к какому-то узкому списку, и уже с ними плотно работаешь.

А вот рынок в последнее время сложностей добавляет. Во-первых, какой-то дикий рост цен. Филе куриное почти в два раза подорожало. Во-вторых, часть позиций вообще не найти. Мы запускали позицию с уткой — она пропала. Фарш из щуки, такая же история. Все это приводит к тому, что мы вынуждены поднимать цены — конечно, гостям это не нравится. Но в этом вопросе сеть очень помогает. Да, у них тоже свой интерес, но мы всегда находим компромисс.

Насчет проверок и сложности пищевого производства страхов у меня никогда не было. Тут помог мой армейский опыт. Оттуда я вынес эту привычку и наложил ее на свое производство. Все дисциплинированно, по полочкам. Оказалось, если изначально все делать по правилам, нормам и строгой системе, то никаких проблем в дальнейшем не будет.

Шаг пятый — в будущее

Одной из своих главных ошибок я считаю то, что свой второй цех организовал всего на 200 квадратов. Да, всего! Теперь я четко понимаю, что нужно хотя бы 600-800, чтобы все могли удобно работать и было место для развития. Это новая цель. Сейчас я в поиске инвесторов, мне уже гораздо проще — все отработано, и все ошибки пройдены.

И я уверен, что в партнерстве с Жизньмарт у меня все получится. Тот день, когда мы с женой впервые заглянули в их магазин, я считаю главной удачей моей жизни. Я просто пришел к ним с идеей, и они поддержали ее, помогли поверить в себя. И всегда советуют, помогают, подсказывают. Даже регулярный аудит не так страшен — каждый раз это опыт, дающий подсказки, как двигаться дальше, что улучшить, подкорректировать.

А о продаже квартиры я ни разу не пожалел. За 7 месяцев работы в новом помещении мы вышли на оборот в 9 млн, и будем расти дальше. Это при учете того, что в нашем ассортименте сейчас 9 блюд из готовой еды и 4 вида курочки су-вид.

Потому что производить — это круто! Не просто купи-продай. Это реально зажигает, мотивирует двигаться дальше, развиваться и расти.

6767
127 комментариев

Опять вся статья вымучена ради рекламы жизньмарта (спойлер, чтоб не тратить время на эту простыню)

49
Ответить

Сначала иду в комменты, потом уже текст читаю. Жизнь научила.

23
Ответить

Предполагаю, что от имени главного героя пишет все тот же СММщик (уж больно слог нарочито похож, тягучий такой, повествовательно-эпосный). Так что разговаривать бесполезно, ответы будут ни о чем или невпопад.

Да, если уж по чесноку, и не было бы смысла настоящему франчайзи время на посты здесь тратить. Это его бизнесу копеек не затащит.

12
Ответить

Спасибо за ваше мнение, но статья имеет информационный характер 🤝

3
Ответить

Ну надо же как-то продавать🙃

4
Ответить

Смотришь все ваши комментарии, и такие они негативные. + так зарабатываете?

3
Ответить

Тут так и есть, наверное дела настолько хороши, что нуждаются в рекламе…

Ответить