Не сайтом единым: как бизнесу понять, что без мобильного приложения уже никуда

В июле у Data Reportal вышла интересная статистика: людей, перешедших с десктопа на смартфоны, в этом году стало больше аж на 168 миллионов. Это первый повод задуматься о разработке. Но есть аргументы весомее, про них и поговорим. Расскажем, когда бизнесу пора задуматься о собственном МП, разберем подводные камни.

Не сайтом единым: как бизнесу понять, что без мобильного приложения уже никуда

Когда МП точно нужно разрабатывать

  • Когда бóльшая часть аудитории — люди 15–35 лет;
  • Если «Яндекс.Метрика» и Google Analytic показывает, что большинство посетителей заходят на сайт с мобильных устройств. Это говорит о том, что вашим клиентам УЖЕ удобнее получать аналогичные продукт/услугу через приложение;
  • у прямых конкурентов оно уже есть.

Из неочевидного: когда бизнесу нужно оптимизировать работу, наладить эффективность. Пример — корпоративное приложение для дальнобойщиков, продукт для внутреннего пользования, который помог оптимизировать бизнес Сервико-Авто в целом

Когда мобильное приложение можно не делать

  • Слишком узкая ниша (например, у вас ПП-шашлычная для веганов);
  • Неспособность приложения решать задачи (если бизнес сезонный, например, по аренде яхт, то приложением оставшиеся 3 сезона никто пользоваться не будет. А заказчик, кстати, изначально приходил именно за ним);
  • Слабый поток клиентов или их неготовность к чему-то новому (запчасти для сельхоз техники вряд-ли кто-то будет заказывать через приложение)

Лучше вложить деньги в маркетинг — завести страничку в ВК и TГ, нанять SMMщика, SEOшника, заказать лендинг и запустить таргет. Или сделать адаптивную версию сайта.

Допустим, вы склоняетесь к первому варианту — приложение нужно. Но выбор на этом не закончился.

Главный вопрос теперь в том, какой подход применить — нативный или кросплатформенный?

Один и тот же метод может подойти одному, но не подойти другому, и у каждого есть плюсы и минусы.

Что такое нативная и кроссплатформенная разработка — на примере Михаила

Михаил планирует запустить стартап. Чтобы начать собирать заказы, он решается на разработку мобильного приложения. Мужчина хочет охватить больше клиентов: и владельцев IOS, и владельцев Android, но боится, что разработка 2-х приложений ударит по карману.

Он знает, что можно разработать одно приложение, которое будет работать на 2-х платформах сразу. Речь о кроссплатформе. Суть таких приложений в том, что они работают одновременно и на Android, и на iOS, стоят дешевле и разрабатываются быстрее.

Нативное же приложение будет работать только на одной, «своей» платформе — Android или iOS.Представьте: вы хотите поговорить с корейцем. И для этого учите корейский. Если вам нужно поговорить с немцем — учите немецкий. Так работает нативная мобильная разработка: с каждой платформой вы говорите на ее родном (native) языке. У Android это Java и Kotlin, у iOS — Objective-C и Swift.

Кроссплатформа работает по-другому. Допустим, вы хотите поговорить с корейцем, но не хотите учить его язык. Он тоже не владеет русским, но вы оба знаете английский, поэтому можете общаться на нем. То есть вместо нативных языков, вы используете один код, которые могут понять все ОС.

Кроссплатформенные приложения чаще всего разрабатываются на 2-х фреймворках — React-Native или Flutter. Михаил знает, что правильного и неправильного подхода нет, но ему надо выбрать что-то одно. Поможем ему разобраться.

Плюсы кроссплатформенной разработки

Главный плюс кроссплатформы — один код для разных платформ. Из этого вытекает все остальное:

  • Скорость. Так как для Android и iOS пишется один код, срок запуска продукта сокращается. Идеально для бизнеса, который собирается заявить о себе уже через 3-4 месяца.
  • Экономия. Нативная разработка дороже — для каждой версии нужно нанять 2 команды разработчиков. Сэкономить можно, только если выбрать одну платформу.
  • Большая аудитория. Ваш проект охватит большинство пользователей, но денег вы потратите меньше.
  • Нет разношерстности в интерфейсе. Кроссплатформенная разработка позволяет просто скопировать все элементы UI, в отличие от нативной (там из-за различий в версиях могут возникнуть проблемы).

Минусы кроссплатформенной разработки

  • Производительность ниже. Это из-за малой взаимосвязи между инструментами и платформой. Нативные приложения надежнее и работают быстрее.
  • Все равно нужен нативный код. Кроссплатформенные фреймворки поддерживают не все функции. Например, в React Native не воспроизводится медиа. Нужно либо дописывать код на нативных языках, либо подключать дополнительные модули. Но все равно — закодить небольшие дополнения в самих фреймворках на нативных языках проще и быстрее, чем изначально делать всю работу на нативе.
  • Нужно проверять приложение после обновления каждой операционной системы. Потому что некоторые функции могут перестать работать так, как они задумывались.

Плюсы нативной разработки

  • Высокая производительность. Нативное МП реже зависает и полноценно работает оффлайн. Flutter, конечно, тоже неплохо справляется с анимацией, но максимальную отдачу можно получить только в нативной среде, не используя промежуточные библиотеки.
  • Можно подключить элементы AR/VR. На кроссплатформе это тоже можно сделать, но нативная разработка справится с задачей лучше. Ее поддержка в RN и Flutter реализована только на базовом уровне, а всех эффектов можно добиться только на родных языках.
  • Возможности для инноваций. Их можно реализовать и на React Native, но это сложнее и дольше. Все уникальные элементы придется писать на нативных языках.
  • Малый размер. Если нужно сделать приложение максимально компактным, нативная разработка поможет его уменьшить.

Минусы нативной разработки

  • На нее уходит много времени. Обычно от 4 месяцев, потому что продукт создается под каждую платформу отдельно.
  • Цена. По сути, компания создает сразу 2 продукта для разных систем. На разработку 2-х кодовых баз понадобятся 2 команды.
  • Сложности с поддержкой. Тестировать коды для 2-х несвязанных между собой версий тоже долго. Придется нанимать 2 команды тестировщиков (снова упирается в бюджет).
  • Ограничение одной платформой. Если захочется сэкономить и разработать нативное приложение только под одну платформу, то можно упустить прибыль, потому что продукт не будет работать на других платформах.
Без паники, Миш, сейчас ты точно все поймешь
Без паники, Миш, сейчас ты точно все поймешь

Подытожим: кому что подойдет?

Нативная разработка подходит для:

— воплощения высокоуровневых анимаций и уникальных спецэффектов: звуковых, тактильных, визуальных (такие вещи важны в приложениях для медитаций или творчества);

— когда нужно по-максимуму задействовать мощности смартфона для сложных вычислений;

— если большинство клиентов пользуются определенной ОС. Тогда есть смысл разработать приложение именно под нее.

Кроссплатформенная разработка идеально подходит для:

— создания MVP, если компания хочет охватить больше пользователей как можно скорее;

— когда в приложении не планируется делать тактильные отклики на действия пользователей.

При этом на кроссплатформе все еще можно воплотить сложные высоконагруженные решения. Например, сервис для онлайн-тренировок и приложение для управления вендинговыми аппаратами, которые разрабатывались у нас в Пиробайте.

Теперь Михаилу понятно (надеемся), чем отличаются кроссплатформенные приложения от нативных. Он определился с выбором и решил, что выберет первое:

  • он хочет запустить MVP, чтобы начать быстрее получать заказы;
  • его ЦА пользуется 2-мя платформами;
  • будущее приложение не предполагает сверхнагруженных эффектов, поэтому его производительность не пострадает;
  • в случае чего он сможет без проблем масштабироваться.

Пожелаем ему удачи.

Если остались вопросы, будем рады ответить на них в комментах :)

Если у вас есть задача разработать сайт или мобильное приложение, то напишите в Телеграм, мы это обсудим: https://t.me/sashadzen

Заказать разработку сайта, веб-сервиса или мобильного приложения на нашем сайте: https://vk.cc/cuglQZ

Партнерская программа, где мы платим от 10 000 до 200 000 рублей за контакты тех, кому нужен дизайн или разработка: https://vk.cc/cuglXT

Телеграм-канал Саши Комбарова про управление агентством, проектами, людьми: https://t.me/sasha_kombarov

Телеграм-бот, который бесплатно выдает чек-листы, памятки и регламенты по управлению, маркетингу, аналитике, дизайну и разработке: https://t.me/regulations_pyro_bot

4545
49 комментариев

Единственный случай когда надо лепить приложение - высокая частота повторных заказов. Не усралось клиенту забивать телефон приложениями всяких шараг, к кому он раз в год обращается.

18

Нет. Мобильное приложение бизнесу необходимо также для оптимизации процессов внутри компании.

Как пример: https://vc.ru/892223

+ это дополнительный канал продаж. Конечно, если разработать, а затем не продвигать, не развивать под требования пользователей, то смысла нет.

1

Бизнесу, особенно в РФ стоит понять что тема с приложением уже протухла. Потребители с большой неохотой их скачивают, дебильная санкционная политика апстора и гуглплея.

Альтернатива телеграм приложения. Быстрый старт без дебильных установок. Для медиа да, приложение возможно нужно. А вот остальным добро пожаловать в телеапп.

А приложения это отстой, лежат мертвым грузом на телефоне )

6

эти потребители сейчас с вами в одной комнате?

5

В некоторых случаях да, приложение не нужно. Мы в качестве такого примера приводили разработку для Yaves: делали для них сайт и адаптив. Хотя изначально заказчик приходил именно за приложением. В его случае оно действительно бы лежало мертвым грузом.

Есть бизнесы, которым без приложения не обойтись — банки, такси, сетевые службы доставки и т.д. Но тут на самом деле нужно понимать специфику бизнеса. Узнавать, чего в конечном счете хочет получить заказчик и его клиент. Например, с Сервико-Авто другая история вышла: им нужно было автоматизировать работу, а воплотить то, что мы воплотили для этого в приложении, на сайте бы не получилось.

Присоединюсь к критикам
Мобильное приложение малому и среднему бизнесу не нужно, это пустая трата денег и времени

6

Зато работа и практика для джунов которым отдают делать такие заказы))

1