Заработать на производстве мёда

Как создать медовую компанию с оборотом в 50 млн рублей, начав с двумя ульями.

Банк «Открытие» продолжает серию статей о «непринимателях» — людях, которые занимаются бизнесом, несмотря на трудности, и добиваются успеха. Этот текст о двух друзьях, Олеге Бармине и Михаиле Третьякове, которые начали своё дело с 40 кг мёда и цветочного магазина, а сейчас годовой оборот их компании превышает 50 млн рублей. Герои расскажут, почему бессмысленно заниматься цветочным бизнесом и как самостоятельно производить мёд.

Олег Бармин на крыше дизайн-завода Flacon, где для PR-продвижения установили арт-объект с ульями
Олег Бармин на крыше дизайн-завода Flacon, где для PR-продвижения установили арт-объект с ульями

Со свалки — в цветочный магазин

Олег Бармин: Сначала я работал на городской помойке в Северодвинске, разбирал подводные лодки. Потом была мойка машин. Потом коптил рыбу на продажу. В 2002 году я продал коптильню и решил, что буду заниматься продажей машин-иномарок. В 2007 году оборот моей компании достиг 100 млн долларов, но в 2008-м наступил кризис, и я обанкротился.

Раздав долги клиентам и партнёрам, я уехал из родного города в Москву и занялся флористическим бизнесом. После банкротства осталось три уголовных дела, приходилось платить адвокату 50 тысяч рублей в месяц — ровно столько я тогда зарабатывал. Поэтому три года я жил в своём же магазине. Чтобы его открыть, нужно было около 100 тысяч долларов. Часть денег я занял у друзей, часть — у подписчиков в блоге.

Во время работы и жизни в магазине я начал активно вести LiveJournal, обзавелся большим количеством подписчиков за счёт истории моего банкротства и в 2010 году стал директором по маркетингу LiveJournal. Всё это время продолжал заниматься цветами. До 2014 года месячный оборот составлял около 1 млн рублей. Однажды удалось заработать за год более 30 млн рублей.

Что общего между продажей цветов и автомобилей

Олег Бармин: В цветочном бизнесе у нас работало всего пять человек. Тогда продажа цветов в Москве ещё не была налажена на должном уровне. Это было время палаток с цветами и женщин с фиолетовыми волосами. Мы отличались от них тем, что сделали модельный ряд букетов, чем-то схожий с продажей машин. Было шесть моделей букетов разной ценовой категории: тысяча рублей, две, три и выше.

Мы не продавали цветы отдельно и не составляли букеты на месте. То есть мы знали, что для создания такого-то букета нам необходимо купить определенное количество цветов. Благодаря этому у нас почти не было остатков. Мы хотели оформить франшизу, но потом поняли, что франшизировать тут нечего: люди и сами могут собрать такие букеты.

Сейчас на цветах мы получаем прибыль плюс-минус 300 тысяч рублей в месяц. В целом можно больше не работать, но это не моя цель. И если бы 10 лет назад я знал, что такое цветочный бизнес, я бы никогда и ни за что им не занялся. Это геморрой: скоропортящийся продукт — хуже, чем продавать рыбу. Если ты купил цветы в понедельник и не продал их к пятнице, значит, ты выкинул их на помойку. Такую модель очень сложно масштабировать. Никто в России за 10 лет не смог построить устойчивую и очень прибыльную сеть. Это скорее дело для самозанятых.

С появлением Instagram ценообразование сильно поменялось. На рынке миллиард флористок и флористов, которые начали заниматься этим для удовольствия. В результате они сломали модель, сидя дома и зарабатывая небольшую сумму за месяц. Сейчас гораздо проще найти и купить красивый букет, хотя еще лет пять назад было проще купить отрубленную свиную голову.

Как появилась идея продавать мёд вместе с цветами

Олег Бармин: Мой партнёр Михаил Третьяков в свое время взял у меня в долг 1500 долларов на развитие собственного бизнеса. И пропал.

​Михаил Третьяков
​Михаил Третьяков

Через 10 лет его жена написала мне в LiveJournal, что муж хочет отдать долг. Он приехал, отдал деньги — лучшие венчурные инвестиции в моей жизни. Помимо этого, он рассказал про рынок мёда и предложил вместе заняться этим бизнесом. Ему от тестя досталось два улья стоимостью 5 тысяч рублей, которые дали 40 кг мёда, и он думал, как его продать. Буквально за несколько часов мы придумали название LipkoSladko.

На старте инвестировали 100 тысяч рублей, чтобы увеличить пасеку. Благодаря этому в следующем году получили уже 800 кг мёда, у нас появились первые клиенты. В первый год дело не принесло прибыли — просто попытались расширить производство.

Пасека LipkoSladko

Михаил Третьяков: Сейчас мы производим 100 тонн мёда. Мы пришли на рынок, потому что на нём не было и до сих пор нет крупных игроков с долей хотя бы в 1%. В среднем у пасечников от 10 до 100 ульев с мёдом. Большое производства мёда находится в Башкирии, где у самого большого пасечника — полторы тысячи ульев. Для сравнения у нас 6 тысяч ульев.

Мы понимали, что это колхозный рынок, на котором можно сделать структурный, понятный, красивый и качественный бренд. Для того, чтобы обзавестись таким количеством ульев, приходилось постоянно инвестировать в них на протяжении семи лет. Бывало так, что Олег, выступив на нескольких конференциях, получал 700 тысяч рублей. И эти деньги он тоже вкладывал в бизнес. Мы не могли прибегнуть к помощи кредитов в банке, так как у обоих в своё время проводилась процедура банкротства.

В 2019 году мы получили очень хорошие инвестиции от одного ресторатора, которые планируем потратить на увеличение количества пчёл.

В банке «Открытие» у нас открыт расчётный счёт со времён предыдущего бизнеса — цветочной лавки, это было быстро и удобно. Счёт для нашей пчеловодной организации мы тоже решили оформить в «Открытии». Банк никогда нам не выносил мозг, не требовал каких-то дополнительных документов, и никаких неприятных ситуаций за это время не происходило.

Для привлечения первых клиентов Олег разлил мёд в пробирки, подписал их «Анализы пчёл» и раздал по офисам. Не прошло и нескольких часов, как в магазин потянулись люди за мёдом. Чтобы привлечь внимание журналистов, Олег установил на крыше офиса необычный арт-объект в виде трёх ульев. Через некоторое время несколько крупных столичных СМИ выпустили репортажи про «пасеку на крыше».

Заработать на производстве мёда

Каждый может делать мёд

Олег Бармин: У нас около 200 позиций товара, который мы получаем с помощью ульев. Плюс, мы продаем самих пчел специально для тех, кто хочет самостоятельно заниматься пчеловодством. В 2018 году наш оборот составил 32 млн рублей, в этом году надеемся на 60 млн рублей.

Если человек хочет заниматься мёдом, то в первую очередь ему нужно пойти учиться, как делал Михаил на протяжении трёх лет. Чтобы содержать пару ульев, достаточно прочитать книгу «Я — пчеловод» или посмотреть ролик на YouTube. Если тысячу ульев и больше — нужно быть готовым потратить на них три цены.

Один улей «под ключ» стоит 16 тысяч рублей. Соответственно одна тысяча ульев — это 16 млн рублей. Прибавьте к этому склад, медогонки и прочее оборудование — ещё 5 млн. То есть 20-25 млн рублей понадобится потратить только на всё необходимое. Но чтобы всё это работало, нужны знания.

Заработать на производстве мёда
Заработать на производстве мёда

У нас был один ужасный сезон — дождливое лето. Мне тогда пришлось продать машину и недвижимость, чтобы купить сахар. Мы кормили им пчел, в противном случае они бы просто умерли. Если бы в этом году мы оставили пасеку в Подмосковье, то обанкротились. К счастью, мы перевезли пасеку в Адыгею, там теплый сезон с марта по сентябрь.

Как продвигать медовый бизнес

Олег Бармин: Мы продвигаемся через интернет, выставки и конференции. Важное уточнение — наше продвижение полностью бесплатное, мы не покупаем трафик и не платим за размещение информации. У нас очень удобный и логичный сайт, на котором можно сделать предзаказ мёда или ульев на следующий год. Сейчас у нас около двух тысяч предзаказов на ульи.

Для корпоративных клиентов LipkoSladko собирает комплекты с продуктами из мёда и воска
Для корпоративных клиентов LipkoSladko собирает комплекты с продуктами из мёда и воска

Мы также планируем делать видео-уроки для тех, кто хочет зарабатывать на мёде. Эта история подходит, например, пожилым людям. Ещё планируем оформить франшизу

Точки роста производителей мёда

Михаил Третьяков: Мы первые по производству мёда в России. В первый год мы получили 40 кг мёда, потом 400, потом 4 тонны, потом 12 тонн. В этом году произвели 94 тонны. В следующем году, если всё будет хорошо, планируем продать 8-10 тысяч пчелопакетов. Мы прибыльны и обходим стороной сетевиков.

Конечная стоимость мёда складывается из фонда оплаты труда, затрат на ульи и пчёл, расходов на лизинг, банки, крышки, этикетки, фасовку, доставку и налогов. Если брать тех, кто продаёт через сеть, там большую часть маржи съедает сеть. Полкило мёда за 200 рублей на полке сетевого магазина — это как правило низкосортный подсолнечниковый мёд. Дешевые сорта мёда, собранные на разных пасеках, смешивают в одной емкости. Иногда купажируют с более дорогим мёдом, например, липовым, таким образом повышая ценность продукта.

В будущем мы хотим сделать различные варианты удобной упаковки для мёда. Пока это сложно: чтобы запустить новый вид банок, нужно закупать их объёмом от 100 тысяч штук. Каждой банке нужна крышка и наклейки.

Для поставок в сетевые магазины нужен большой ассортимент: например, пять видов банок — то есть 500 тысяч банок, крышек и наклеек. Нужны очень большие инвестиции в товар и производство, которые могут не окупиться. Мы аккуратно двигаемся в этом направлении, постепенно расширяясь и отстраивая новые места для хранения. Когда мы обрастём жирком, то пойдем в сети. Я очень надеюсь в будущем сделать из «Липко-Сладко» франшизу.

Банк «Открытие» поддерживает предпринимателей, которые не останавливаются на достигнутом и идут вперёд несмотря ни на что. Для таких непринимателей «Открытие» предлагает кредиты на развитие своего дела без ограничений по максимальной сумме и со ставкой 9,5% годовых.

При подаче заявки на кредитный продукт в ПАО Банк «ФК Открытие», в случае положительного решения ПАО Банк «ФК Открытие», ставка по кредиту в рублях составит от 9% годовых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой в установленном законодательством порядке. Процентная ставка 9% устанавливается по кредитам на сумму от 100 млн руб. Валюта кредита — рубли РФ. Срок до 180 месяцев предоставляется только на цели приобретения коммерческой недвижимости для заемщиков, основным видом деятельности которых является предоставление коммерческой недвижимости в аренду; для иных инвестиционных целей срок финансирования до 120 месяцев, на цели пополнения оборотных средств — до 60 месяцев (при кредитовании в форме овердрафт и возобновляемой кредитной линии). Порядок погашения основного долга определяется по соглашению сторон — аннуитет, ежемесячно равными долями, индивидуальный график погашения (кредит); ежемесячно равными долями или аннуитет по каждому траншу, индивидуальный график (кредитная линия с лимитом выдачи). Уплата процентов осуществляется — ежемесячно в дату/даты, определенную(ые) условиями кредитной сделки, или в дату окончательного возврата кредита. Возможно предоставление отсрочки погашения на срок не более 6 месяцев. Структура залогового обеспечения и необходимость его страхования зависит от срока и суммы кредитования (в случае залога недвижимого имущества предоставление кредита осуществляется после государственной регистрации ипотеки). Кредитный продукт выдается на расчетный счет заемщика в Банке.

1616
56 комментариев

Это просто замечательнейший кейс. Аплодирую стоя. 

6

Спасибо! Рады стараться! Хотелось бы расти быстрее, но не все так просто как хотелось бы

Олег крутой, будь как Олег!

5

привет дорогой! Спасибо! Стараемся, хотелось бы конечно, быстрее развиваться, но что поделать, бизнес это не простая штука.

Отличная былина. Но стоит пораспрашивать пару пасечников как они скажут, что "удои" меда падают каждый год, а потом открыть новости и прочитать, что пасечники по всей стране бьют тревогу по этому поводу, ситуация катастрофическая. В США и Европе так же. 

А у чуваков в рассказе все круто, берите кредиты, граждане читатели, да побольше.

1

Комментарий недоступен

2