Фармацевтическая гонка за онлайн

Легальная продажа лекарств через интернет может появиться по всей России в ближайшее время и, по моим оценкам, доля онлайна в продаже лекарственных препаратов займет порядка 30%. Почему так много? Попробуем разобраться.

Фото: Интернет​
Фото: Интернет​

Условия созданы

Россияне не только в полной мере освоили Интернет, но и обладают высокой покупательной способностью: потребители научились совершать покупки онлайн и в большинстве своем они это делают регулярно. Продажа лекарств не покажет покупателям ничего принципиально нового: за последние годы ритейлеры уже сформировали потребность совершать покупки через интернет и смогли сформировать доверие как к интернет-покупкам, так и к своим брендам. Более того, онлайн площадки оказывают сегодня удобный сервис, как по заказу, так и по доставке и активно развивают перспективное направление omnichannel, которое создает для покупателя максимально доступные способы заказа и получения товара.

Покупка «таблеток» через интернет войдут в жизнь россиян естественным образом и сразу займет большую долю рынка.

Wildberries

Как стало известно, онлайн-площадка Wildberries – лидер онлайн торговли, объем продаж которого равен 111,2 миллиарда рублей в год* - в ближайшее время займется продажей новой для себя категории товаров: набором аптечной продукции. Компания уже заключила партнерское соглашение с фармацевтическим дистрибьютором "Протек". На сайте появился раздел «Лекарственные препараты» и "БАДы". Сейчас можно заказать антибактериальные и антисептические препараты, глазные и ушные препараты, капли назальные, противопроступдные препараты, лекарственные растворы и средствао от коликов для малышей, витамины и БАДы.

Пока не понятно как как будет построена схема продажи лекарств - формально дистанционная продажа лекарственных средств в России запрещена. Представители Wildberries пока отказываются от комментариев.

* по данным DataInsight

Ozon

Онлайн-ретейлер OZON получил лицензию на ведение фармацевтической деятельности в Санкт-Петербурге и открыл в городе свой первый аптечный пункт.

У компании есть все возможности, чтобы оттянуть на себя заметную долю аптечного сектора. Во-первых, потому что OZON сильный игрок в онлайн сегменте. Он знает, как изучить поведение онлайн-покупателей и понимает их потребности. Во-вторых, возможности и стратегия классических аптек весьма ограничены. И самое главное, OZON начинает использовать перспективное направление omnichannel, которое создает для покупателя максимально доступные способы заказа и получения товара.

Фактически, они соединяют и пересекают все возможные варианты приобретения продукта. В общемировой практике для построения полноценного omnichannel, тем более в фармации, необходима полная интеграция офлайна и онлайна. Поэтому ставка делается на сильные IT-решения, которые будут помогать прогнозировать продажи в аптеках с учетом региональной особенности, выходных и праздничных дней, движения товаров в группе, срока годности, тенденций по заболеваемости, рентабельности препаратов. При этом, для ретейлера, как для коммерческого предприятия, важно соблюдать баланс между перезатоваренностью офлайн аптек и дефектурой. Чтобы содержание аптеки было не просто рентабельным, но и приносило доход. Сегодня такие IT решения в фармацевтической отрасли есть. А также есть аналитика по чекам из ОФД, которые могут отлично помочь в построении правильных прогнозов спроса с учетом локации аптечной точки и географии доставок.

«Озону» необходимо учесть специфику работы фармацевтической отрасли. В первую очередь офлайн формата, сформировав вокруг себя команду профессионалов. Если новый игрок сможет использовать уже существующие в фармотрасли умные IT-решения, то очень быстро станет одним из лидеров.

IHerb

Американский маркетплейс iHerb открывает местное подразделение в России. Как сообщил "КоммерсантЪ" со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией: «сейчас идет регистрация российской структуры iHerb». Возглавит представительство бывший топ-менеджер Ozon и Unilever Илья Микин. Офис в России позволит iHerb развивать в стране оптовое направление, а также избежать нападок со стороны регулятора из-за дистанционной торговли БАДами, полагают эксперты.

Согласно данным SimilarWeb.com, в октябре 2019 года маркетплейс посетили 33,4 млн человек. Глава Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов говорит, что российский рынок — крупнейший для компании. По его данным, РФ приносит маркетплейсу 24% трафика, тогда как США — 9%. Маркетплейс iHerb– достаточно популярен в России.

Господин Микин через своего представителя сообщил, что не может предоставить комментарии до тех пор, пока регистрация компании не будет завершена.

Apteka.ru

По данным все того же агентства Data Insight, сервис Apteka.ru показал трехкратный рост за 1-е полугодие 2019 г. Сервис заказа товаров аптечного ассортимента Apteka.ru вошел в тройку лидеров по динамике роста, наряду с Wildberries и Ozon.ru. Отчет размещен на сайте агентства.

Партнер Data Insight Федор Вирин объясняет рост показателей лидеров рынка изменением потребительского поведения:

«Несколько игроков вложили очень много денег в телевизионную рекламу, что привело в e-commerce новых покупателей (меньше) и покупателей с редким и негативным опытом (больше). Причем, привело не только к дававшим рекламу магазинам, но и вообще ко всем. А поскольку большая часть заказов пришлась на несколько крупнейших магазинов, и потребители получили хороший опыт и низкую цену, то это привело к их перетеканию в активную аудиторию. А перетекание всех в точки самовывоза (постоматы и ПВЗ) привело к тому, что ушел негативный опыт общения с курьерами. Эта стандартизация покупательского опыта – опыт не обязательно превосходный, но он сохраняется одинаковым (или улучшается) от заказа к заказу – приведет к дальнейшему увеличению темпов роста», – убежден эксперт.

И другие

«Экспокапитал Оверсиз» - структура венчурного фонда ExpoCapital - на прошлой неделе стала владельцем 7,28% в ООО «Платфомни», которое управляет интернет-аптекой Megapteka.

Megapteka позволяет сравнивать цены на лекарства, БАДы, косметические продукты, средства гигиены и прочее в аптечных сетях в 70 регионах и бронировать заказ в ближайшей точке. Основным партнером Megapteka, по данным ее сайта, выступает пермская аптечная сеть «Планета здоровья» Александра Броварца (включает 1,7 тыс. точек). Сервис также сотрудничает с сетями ГК «Эркафарм», включая «Самсон-Фарма», «Доктор Столетов» и др. Управляющий партнер ExpoCapital Никита Ряузов отметил, что фонд ожидает заметного роста доли онлайн-торговли в аптечном бизнесе.

Очевидно, что онлайн-ритейлеры и потребители готовы к принятию закона о дистанционной торговле лекарственным препаратами, который может вступить в силу с 1 января 2020 года. При этом онлайну не придется « с нуля» настраивать свои бизнес-процессы: лекарства станут всего лишь дополнительным и, кстати, очень удобным продуктом, который не нужно примерять, как платье перед покупкой; который нельзя сдать или обменять. Потребителю, в свою очередь, не придется учиться добавлять в онлайн корзину товар, в котором всегда есть потребность.

После подписания закона, который разрешает продажу лекарств через интернет, можно ожидать взрывообразного роста сегмента. А интерес к сегменту таких гигантов онлайн-торговли, как Wildberries.ru, OZON.ru, iHerb – наглядное тому подтверждение.

Виктория Андосова

Генеральный директор IT компании ФармХаб

4 комментария

"Россияне не только в полной мере освоили Интернет, но и обладают высокой покупательной способностью." - Насчет второго утверждения есть некоторые сомнения.

3

Да, хороший комментарий, учту на будущее, спасибо! Я имела ввиду: высокой покупательской способностью именно в интернете... в рамках своих бюджетов )

Чтобы содержание аптеки было не просто рентабельным, но и приносило доход. Сегодня такие IT решения в фармацевтической отрасли есть. А также есть аналитика по чекам из ОФД
Что за инструменты ? , поделитесь опытом

1

Мы и так потребляем всякий лекарственный мусор, в виде всяких панадолов и грипоустроинов пустышек. Теперь нам их будут еще больше их пихать, просто некоторым все таки лень было до аптеке доходить.