«Цивилизованные до смерти: цена прогресса»

Ключевые идеи неизданной на русском книги "Civilized to Death" Кристофера Райана от сервиса MakeRight.ru.

«Цивилизованные до смерти: цена прогресса»

В своей книге «Цивилизованные до смерти: цена прогресса» писатель и журналист Кристофер Райан, известный российскому читателю по книге «Секс на заре цивилизации», рассказывает о парадоксе цивилизованной жизни и о том, что человечество утратило на пути к прогрессу.

Сразу после публикации книга вошла в тройку самых продаваемых книг на Amazon в разделе «Доисторический период». Книгу рекомендуют: издания Publishers Weekly и Psychology Today, автор бестселлера «Потерянные связи» Йоханн Хари, бывший боец ММА, комик и ведущий популярного подскаста Джо Роган.

Автор книги, журналист и писатель Кристофер Райан, не отрицает главных благ цивилизации, в основном связанных с комфортом и достижениями медицины. Как и большинство людей, он пользуется компьютером, автомобилем, услугами врачей. Но какова цена всего этого?

Медицина действительно шагнула вперёд за последние 150 лет. Однако очень многие её достижения могли бы и не понадобиться, если бы люди не начали одомашнивать животных, от которых они приобретали патогены.

Значительное количество болезней человечества, начиная с холеры и заканчивая раком, связаны с развитием цивилизации: плотностью населения в городах и поселках, одомашниванием животных, пестицидами, открытой канализацией и тому подобным.

Однако мы всё ещё уверены в преимуществах прогресса и развития цивилизации. Тех, кто в этом сомневаются, считают сумасшедшими утопистами. Но чем дальше, тем очевиднее мрачные последствия этого прогресса.

Повышенные уровни углекислого газа, аварии на АЭС и радиация, разливы нефти в океан, мутирующие патогены, устойчивые к антибиотикам, и многое другое заставляют насторожиться даже самых убежденных оптимистов. То и дело вспыхивают войны, к счастью, пока ещё не мировые, и политики понятия не имеют, как справиться с надвигающимся кризисом цивилизации.

Автор предлагает задуматься над провокационным вопросом: а не потеряли ли мы в ходе развития цивилизации больше, чем приобрели?

В истории известны случаи, когда маленьких детей из индейских или полинезийских племен пытались приобщить к цивилизации, они хоть и осваивали другой язык, навыки европейской жизни и представления о христианстве, при первой же возможности сбегали обратно в свои леса, чтобы никогда больше не вернуться.

Известно и обратное явление. Если индейцы похищали белого ребёнка и он воспитывался среди них, спустя короткое время, даже если его удавалось освободить, он уже не приживался среди своих цивилизованных собратьев и стремился снова убежать к индейцам.

Чем же так плоха цивилизация и стоит ли возлагать большие ожидания на грядущий прогресс? Об этом у автора есть несколько важных идей.

Подавленный своим настоящим, человек мечтает об утопическом будущем

Экономист Джон Мейнард Кейнс в 1928 году в эссе «Экономические возможности для внуков» описывал, как будут жить люди через 100 лет. Люди больше не будут ломать голову, как заработать денег, они полностью освободятся от повседневных экономических забот. Единственной их проблемой будет избыток свободного времени и раздумья о том, как правильно им распорядиться.

И вот мы практически в этом будущем, о котором мечтал Кейнс. Показатели глобального богатства стали выше, но средний американец работает не меньше, чем в 1970 году, и отдыхает не больше двух недель в году. США и Европа стали в целом богаче, но всё это богатство сосредоточилось в руках немногих.

В 2014 году ВВП США увеличился на 271% по сравнению с 1990 годом, но на 10% возросло количество людей, живущих меньше, чем на $5 в день.

По мнению Райана, за прогресс ошибочно принимают адаптацию человеческого вида. Она не предполагает, что вид становится лучше с течением времени, но лишь помогает ему приспособиться к окружающей среде.

Самые приспособленные могут выживать и размножаться, но ни о каком великом утопическом будущем, связанным с прогрессом, речи не идёт.

В правильном ли направлении мы движемся? Наши тела скоро атрофируются от избытка комфорта и недостатка движения. Возможно, наши потомки будут жить на других планетах, в специальных куполах, сконструированных и спонсируемых технологическими гигантами вроде Apple или Tesla.

Кейнс рассказывал о грядущем рае, где на всех хватит ресурсов и будет избыток свободного времени. Но, возможно, у нас уже был рай, который мы потеряли, когда появилась цивилизация?

И раз мы пошли в неправильном направлении, то прогресс — это скорее прогрессирование болезни, чем достижение светлого будущего.

Меняется климат, увеличиваются потоки беженцев, вымирают птицы и пчёлы, замедляются океанские течения. Разные виды животных и растений стремительно вымирают. Пресные водоёмы высыхают, океанскую воду загрязняет пластик, тают ледники. Люди становятся всё более несчастными и депрессивными.

Райан предлагает подумать о том, почему многие люди так несчастны, несмотря на все достижения прогресса.

Принято считать, что наши предки были почти животными, страдали от недоедания и рано умирали, но это не соответствует истине

Многие историки забывают, что люди промышляли охотой и собирательством несколько сотен тысяч лет и при этом выглядели так же, как современные люди, и были не глупее нас: по крайней мере их мозг был даже больше нашего на 10%.

Они жили в родоплеменных группах, где поддерживались отношения товарищества и взаимовыручки. Первые признаки сельскохозяйственной обработки земли появились 10 тысяч лет назад, не так давно по сравнению со всем временем существования нашего вида.

Чем мы расплатились за отказ от жизни охотников и собирателей? За наш малоподвижный образ жизни и неправильное питание мы расплачиваемся болезнями внутренних органов, зубов, диабетом, раком и многими другими заболеваниями.

Большинство людей проводит почти всю жизнь в офисе, сидя весь день на утомительной и бессмысленной работе, к тому же плохо оплачиваемой, если принять во внимание всё то время, которое на неё тратится.

Неудивительно, что современный человек испытывает беспокойство, склонен к депрессии и насилию, причинению боли, особенно если сам он в детстве был жертвой агрессора.

Мы одиноки и разобщены, нам не на кого положиться.

В то же время есть свидетельства учёных, в том числе лингвиста Дэниела Эверетта, что современные племена собирателей не испытывают мучений городского цивилизованного человека и на его фоне их можно назвать счастливыми.

Эверетт 20 лет прожил в одном из племён собирателей в верховьях Амазонки и написал мемуары. Он отметил, что это племя, носящее название пираха, всё принимает легко.

Пираха смеются, если рухнула чья-то хижина, и смеются, если им удаётся поймать много рыбы, когда сыты и когда голодны. В джунглях они чувствуют себя как дома и живут в гармонии с природой. При этом они постоянно переживают трудности и опасности, но от своих предков прекрасно усвоили, как с ними надо бороться.

Племена собирателей имеют три основные характеристики: эгалитаризм, мобильность и благодарность.

Собиратели эгалитарны. Они уважают личность друг друга. Можно пытаться убедить члена своего племени, но не навязывать ему своё мнение или свои желания. Эгоизм осуждается самым строгим образом. Ответственность за детей несут не только их родители, но и все члены племени.

Племя должно быть мобильным и легко перемещаться в поисках пищи. Часто эти перемещения носят сезонный характер, чтобы базовый лагерь легко мог сняться с места. Группы могут объединяться и разделяться.

Собиратели признательны своей окружающей среде, которая даёт им всё необходимое. Природный мир для них — привычная среда обитания. Сторонники прогресса, наоборот, изображают его как бесконечно враждебный, опасный и жестокий.

Собиратели ищут в природе и духовный мир. Она населена всевозможными духами, умершими предками, стихиями: ветером, водой, огнём и землёй. Им чуждо поклонение единственному божеству.

В обществах собирателей вождями становились люди, к чьему мнению прислушивались больше, чем к мнению остальных. Это не означало, что они могли передать власть по наследству, захватить или купить.

В самом умном и смелом человеке племя видело вождя, но когда он старел или умирал, власть переходила к другим, наиболее смелым и умным, а не к его ближайшим родственникам.

Так до сих пор принято среди немногих сохранившихся племён охотников-собирателей, живущих в Южной Америке, Африке и Австралии. Скорее всего, так было заведено и у первобытных людей.

Эгалитарность проявлялась и в отношении к женщине, которая наравне с мужчинами имела право на собственное мнение, которое могла высказывать совершенно свободно.

В первобытном обществе сама жизнь учит людей сотрудничать, забыв о своём эгоизме. С древних времён человек мог выжить только в сообществе. Он был слишком слабым и медлительным, чтобы жить в одиночку. Но сообща племя способно уничтожить и мамонта.

Сегодня мы можем подсознательно ощутить нашу связь с далёкими предками, когда делимся с кем-то пищей, проявляем заботу и любовь к детям, даже чужим, а ещё — когда смотрим на огонь в камине или в костре. Как будто в эти моменты мы возвращаемся домой, к нашим истокам.

Сельское хозяйство привело не только к увеличению продовольствия, но и к социальному неравенству.

Дополнительная пища, которая появилась в результате сельскохозяйственной революции, не привела к улучшению диеты или увеличению свободного времени. Она подпитывала увеличение рождаемости, а избыток урожая вызвал появление элит, которые научились питаться плодами чужого труда.

Фермерам приходилось трудиться гораздо больше, чем собирателям, и их рацион был скуднее. Переселившись в общины, земледельцы получили массу проблем, столкнувшись с появившимися элитами, которые вскоре стали использовать монотеистическую религию для укрепления своей власти.

В археологии есть примеры быстрого распространения идей и технологий: как по миру распространились копьё, разные методы обработки кремния и керамика. Но с земледелием было по-другому, оно развивалось очень медленно.

Когда Эверетт жил среди племени пираха, он так и не смог зажечь в них искру интереса к современному миру. Они считали, что Эверетту повезло, что его приняли в племя: ведь вокруг полно хорошей еды, чистая вода, хорошие люди. Они были далеки от благ цивилизации и не стремились к ней приобщиться. С них хватало простых природных благ и простых, но вечных истин.

С сельским хозяйством связаны многие составляющие современного человеческого общества, оно в какой-то степени их предтеча: классовая система, милитаризм, отношение человека к природе вообще и к животным в частности, отношения между мужчиной и женщиной.

С этого момента человек всё сильнее терял связь с миром природы, которую разделял со всеми другими видами с тех пор, как на земле зародилась жизнь.

Его интересы больше не совпадали с интересами природного мира, со времени стали враждебны ему.

Климат резко и внезапно изменился, долгое лето сменилось свирепой и долгой зимой, люди как могли стремились выжить и начали экспериментировать с семенами и посадками.

Плотность населения была слишком высока, чтобы приспособиться к сокращению имеющегося продовольствия без массового вымирания. Люди привыкли жить в деревнях, по мере того как истощались многочисленные источники дикой пищи, всё больше голодных людей, должно быть, приходило жить в них. Зарождающиеся иерархии уже на месте приобрели новое значение и силу.

По мнению автора, наш вид перешёл от жизни в мире к жизни в зоопарке, который создали мы сами, одомашнившись так же, как растения и животные, в результате сельского хозяйства. И хоть земледелие приносило больше пищи, но она была куда менее питательной, чем дикая.

При этом население росло, требовалось больше ресурсов и земель, пригодных для земледелия. Леса вырубались, земля истощалась, и этому не было конца.

С развитием цивилизации здоровое и естественное постепенно сменялось искусственным, ненужным и дорогостоящим

Наши предки бегали босиком или обернув ноги шкурами, что и сейчас принято в племенах Африки и Амазонии. До недавнего времени, годов до 1970-х, обувь была мягкой и удобной, в ней можно было легко бегать, чтобы удовлетворить нашу врожденную потребность в движении.

Уловив эту потребность, спортивные компании разработали свои кроссовки, которые, как уже доказали исследования, приводят к неестественному положению стопы при беге. Это становится причиной травм, искривления суставов и тому подобных «радостей».

Но реклама сделала своё дело, и кроссовки продолжают покупать.

Всё чаще дети рождаются при помощи кесарева сечения, иногда это делается просто ради удобства, чтобы облегчить процесс родов (и труд врача), но расплачивается за это младенец, который не получает микробиом матери из её родовых путей, поддерживающий его иммунитет при естественном рождении. Впоследствии ребенок может быть более подвержен диабету, аллергии, астме и ожирению.

Хроническая проблема современных детей — отсутствие внимания со стороны родителей

Современные дети, родившиеся в чистоте и комфорте, по мнению Райана, редко бывают счастливы: слишком мало внимания могут уделить им родители.

В первобытных племенах женщина обладала свободой выбирать мужчину или нескольких мужчин. Когда у неё рождался ребенок, о нём заботились не только потенциальные отцы, но и все члены племени, в том числе и другие женщины.

В современной семье это задача одного отца, а если он ушёл или умер, всё ложится на плечи матери: и пропитание ребенка, и забота о нем. Даже если отец заботится о жене и ребенке, у него остается совсем мало времени на общение с ним. И это ещё неплохо, ведь когда-то в цивилизованном обществе незамужних матерей бросали, изгоняли, а иногда даже убивали.

В племенных обществах ребёнок постоянно переходит из рук в руки, никогда не испытывая одиночества. Мать всегда может оставить его на своих соплеменников, чтобы заняться своими делами, он не чувствует себя брошенным и одиноким.

Он растет в любви, находится в постоянном контакте кожа к коже и чувствует себя любимым и желанным.

Сегодняшние дети рождаются и растут в безопасной среде, но редко чувствуют себя любимыми и желанными. Они лишены непрерывного контакта с матерью и другими воспитателями, чувствуют себя потерянными и одинокими.

Дети привыкают к одиночеству и заброшенности, становятся недоверчивыми и редко сближаются с людьми.

Привыкнув к одиночеству, ребенок, став взрослым, бессознательно всё устраивает так, чтобы обеспечить себе привычный уровень одиночества, отталкивая тех, кто хочет сближения.

Культ трудоголизма увеличивает разобщённость

Несчастные подростки становятся несчастными взрослыми. В современном обществе создаётся культ работы, которой нужно предаваться с утра до вечера, чтобы выплатить ипотеку, обеспечить достойный уровень жизни, кормить семью.

Человек, получивший хорошую работу, должен испытывать глубокое удовлетворение. Должен, но не всегда получается.

В первобытных племенах нет противоречий между досугом и работой, да и сама работа понимается не так, как в современном обществе.

Есть обозначения каждого вида деятельности, но сама работа как таковая больше напоминает игру — ей занимаются весело и с удовольствием.

Повседневная деятельность собирателя требует смекалки и многих навыков и радует людей, когда у них все получается. Они не надрываются на ней, тратя на неё не больше нескольких часов в день.

Притом человек редко «работает» в одиночку, как правило, всё происходит в компании друзей, группами. Кроме того, человек может охотиться или собирать пищу вместе со всеми, а может и не собирать — добыча всё равно делится на всех. У него есть выбор, и это увеличивает чувство свободы.

Те, кто работает мало, в цивилизованном обществе подвергаются осуждению. Все это потому, что наша работа ради пропитания и крова, как правило, не очень приятная и трудная. Почему одни должны заниматься тяжёлым делом, а другие — прохлаждаться? Но если люди наслаждаются работой так, как наслаждаются игрой, эта логика не работает.

Если части человечества удастся выжить в будущей катастрофе, то оно получит шанс на более гармоничную жизнь

Райан считает, что идеальное количество людей на планете — не больше 100 млн. В этом случае всем бы хватило пресной воды, пищи, энергии и пространства. Но современные экономики процветают за счёт роста неважно, какой ценой. И они растут, как раковые клетки.

И все же Райан не считает, что для нас всё потеряно. Возможно, несмотря на то что всё было плохо и в прошлом, и в настоящем, мы, может быть, находимся в переходном периоде к какой-то новой эпохе. Как знать, может, после экологического и экономического краха настанет расцвет?

Может, наша биологическая сущность сольется с машинным интеллектом, с передовыми технологиями, и получится измененный человеческий вид, пока наше творение окончательно нас не поглотит. А возможно, мы все-таки вернемся туда, откуда пришли, — к образу жизни наших предков. И, может быть, настоящий прогресс будет строиться на понимании прошлого, на проверенном, испытанном способе жизни.

В романе Голдинга «Повелитель мух» дети, предоставленные себе и одичавшие на необитаемом острове, превратились в злобных маленьких монстров, готовых убивать. Но, как показывают многие реальные истории кораблекрушений и других бедствий, люди, в том числе и дети, проявляют солидарность и взаимовыручку.

Автор предполагает: возможно, после будущей катастрофы те, кто останется в живых, забудут о техническом прогрессе и снова станут теми, кем были.

У человечества есть три варианта развития будущего

В первом случаенас ждёт экономический, экологический и политический коллапс. Причина этого — некомпетентность, жадность и невежество. Мы так далеко продвинулись по этому пути, что назад уже не повернуть.

Метан, который хранился в замороженном виде в вечной мерзлоте ещё до возникновения цивилизации, тает и пузырится на поверхности океанов и испаряется из вечной мерзлоты. Многие учёные, экологи, философы и защитники окружающей среды считают, что сегодня цивилизация находится в терминальной стадии и вот-вот грянет гром.

Ещё один вариант развития будущего — попытаться закрыть на всё глаза. Можно придумывать временные решения для самых непосредственных угроз и игнорировать то, к чему это может привести. В своё время именно так и поступили наши предки, когда перешли от собирательства к сельскому хозяйству.

Естественная среда будет разрушаться, а мы, адаптируясь к ней, будем меняться, стараясь слить наше биологическое тело с технологиями, потому что мир будет всё более токсичным для живых существ.

Третий вариант развития будущего — принятие. Мы должны привнести мышление охотников-собирателей в повседневную жизнь. Можно создавать экологически чистую местную энергию и структуру местного самоуправления вместо корпоративного.

Расходы на вооружение нужно перенаправить в глобальный гарантированный базовый доход с условием сокращения деторождаемости. Тогда мировое население сокращалось бы постепенно и без принуждения, а мы постепенно стали бы такими, какими были когда-то.

Маловероятно, что мы выберем именно этот вариант будущего, но это в наших силах, если произойдут необходимые сдвиги в сознании. Возможно, лучший для нас шаг в будущее — не что иное, как шаг в прошлое.

Многим читателям книга может показаться странной и мрачной, и не без оснований. Однако в её основе лежит тревога за наше будущее, и она вполне объяснима.

Многие действительно ощущают смутную тоску по чему-то далекому и испытывают чувство покоя и безопасности, когда смотрят в огонь. И, возможно, когда-нибудь мы всё-таки вернёмся домой, как понимает это Райан.

99
23 комментария

Всегда было интересно, кто ЦА подобных книг

6
Ответить

Одинокие либералы Кремниевой Долины

8
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

не доживали до рака и проблем не было

8
Ответить

Отличное саммари для срача в комментах ))

3
Ответить

Да все нормально. Уравниловка и комфорт ведут к деградации, неравенство и дискомфорт заставляют развиваться. Такова природа.

3
Ответить

Как сочинение Греты прочитал... Автор книги, конечно же, против всякой коммерции, не хотел нажиться на популярной теме, что звучит из каждого западного СМИ, и сам скоро уйдёт в леса Амазонии босиком.

2
Ответить