SEO-тренды 2024-ого года

Привет! С вами Саша Любаков — директор LZ.Media. На календаре декабрь, а значит, настало время прогнозировать тенденции по оптимизации и продвижению сайтов в грядущем 2024-м году. Мы опросили своих SEO-коллег и собрали их мнения в одну статью. Вас ждут знакомые имена, разные точки зрения на нейросети и даже зарубежная аналитика.

SEO-тренды 2024-ого года

Дмитрий Севальнев

Евангелист сервисов «Пиксель Тулс» и «SELLER MOON»

Думаю, что в 2024 году ТОП-3 тренда для SEO будут:

  • Повсеместное использование нейросетей для контента: тексты + картинки. Мы в «Пиксель Тулс» видим, как растет этот рынок и как эти 2 инструмента стали в ТОП по популярности среди 50+ других у нас. Причём, речь не только о замене копирайтеров на ИИ. Скорей, о симбиозе и ускорении темпов работы.
  • Продуктовое SEO. Водораздел между накруткой и системным подходом к SEO будет и далее укрепляться. Накрутка кликовых ПФ будет и дальше «гаситься», а специалисты — уйдут в авангард. Обновления в Google и МПК от Яндекса — в ту же степь.
  • Борьба за товарный спрос. SEO-специалисты уже очень пригодились при продвижении товаров на маркетплейсах WB и OZON. Тренд будет набирать обороты. Алгоритмы поиска на этих площадках будут развиваться, что повысит требования к экспертизе специалистов, которые продвигают товары, и к привлечению SEOшников со стажем. Яндекс не хочет без боя отдавать этот рынок (спрос по товарам) и развивает товарный поиск, который стал хорошим источником трафика и заказов для магазинов. Достаточно подготовить правильный YML-фид. Думаю, что тренд привлечения специалистов по поисковому продвижению в магазины на WB и OZON укрепится в 2024 году.
Александр Алаев
Автор блога Алаича и tg-канала про SEO и бизнес, руководитель агентства «АлаичЪ и Ко»

Сложно говорить о трендах в SEO, потому что фундаментально ничего особо не меняется. Упорная регулярная работа — вот залог успеха, как и всегда. И тем не менее, можно выделить несколько моментов, которые изменились в этом году и будут развиваться дальше.

  • AI и сгенерированный нейросетями контент: тексты, изображения и все остальное. Это не замена человеческому труду, но инструмент, который будет и дальше укореняться в работе SEO-специалиста. Хотя, по нашим наблюдениям, сгенерированные тексты ранжируются хуже, чем написанные даже средним копирайтером.
  • Как продолжение предыдущего пункта — фильтры за малополезный контент, которые Яндекс массово раздает. Так что упор на качество контента, скорее всего, станет одним из приоритетов.
  • Накрутка ПФ — неприятное явление, но захватывающее все больше ниш. Теперь это такой же фактор ранжирования, как тексты, ссылки, но только сильнее. Фактор, позволяющий вывести сайт в ТОП за считанные дни. Это угроза в первую очередь для специалистов, а не Яндекса (в Google пока с накруткой не очень).

Олег Шестаков

Основатель Rush Agency & Rush Analytics, автор канала «Oleg Shestakov — Digital Business»

Я бы отметил следующие тренды:

  • Массовое распространение ChatGPT. Доступ к AI-инструментам практически бесплатный, даже API доступны всем желающим. Это открывает огромные возможности по автоматизации контента: от самой идеи до написания текстов, генерации изображений и видео. Но трафик смогут собирать только умные команды. Если SEO-специалист умеет лишь копировать ПРОМТы из интернета — на этом далеко не уедешь: такой контент не будет давать трафик ни с Яндекса, ни с Google. Другими словами, не все так просто, как кажется. Уверен, мы увидим это к середине года. Копирайтеры все еще будут нужны, только для очень экспертных тематик: медицина, сложная финансовая аналитика и т. д. Для всех менее экспертных тематик (типа туризма) — легко будет заменить людей нейросетью.
  • Яндекс и Google активно тестируют выдачу на основе AI. В течение следующих 9-12 месяцев результаты обеих поисковых систем существенно изменятся: мы увидим ответы, построенные на основе нейросетей. Что это означает для бизнеса? Тот, чей сайт будет попадать в такие ответы, — будет получать гораздо больше трафика. А те, кому не посчастливится попасть в новую выдачу, скорее всего, лишатся большей части своего трафика.
  • Массовые безнаказанные накрутки в Яндексе. Очевидно, что сейчас во многих тематиках черные оптимизаторы с легкостью манипулируют результатами поиска с помощью накрутки поведенческих факторов. И вот уже два года никаких серьезных действий со стороны Яндекса нет. Если это продолжится, то к концу 2024 года мы получим полностью подконтрольную накруткам выдачу. Будем надеяться, что Яндекс возьмется за эту проблему.
  • Google берет фокус на качество контента на сайтах. Личный опыт автора поста блога/обзора/статьи будет все больше влиять на ранжирование. И это придется показывать. Как итог, рост популярности RICH-контента: видео и фото в статьях, ранее полностью состоящих только из текста. Не исключено, что Google введет механизм прямой привязки личности автора к статьям на сайтах. Как это будет реализовано — мы увидим. Если же прямой привязки не будет, то это точно будет на алгоритмическом уровне.
  • Рост значимости трафика из Google. Из-за ухода Google из РФ на поиске Google пропала реклама. Теперь это лакомый кусочек трафика для любого бизнеса, ведь CTR в поиске Google в 2 раза выше чем в Яндексе. Естественно, многие компании направили свои усилия на трафик из Google, что очевидно приведет к гонке бюджетов и технологий на рынке SEO в 2024 году.

Сергей Людкевич

Независимый SEO-консультант, автор канала «SЕalytics (Сергей Людкевич)»

На мой взгляд, основные тренды в поиске в 2024 году будут следующие:

  • Усиление роли авторитетности и доверия к источнику информации (E-E-A-T в Google и его аналог в Яндексе). Расширение тематик, попадающих под воздействие этих алгоритмов.
  • Активное отодвигание органики дальше вниз на странице поисковой выдачи различными виджетами и колдунщиками на основе ИИ.
  • Усиление борьбы поисковиков с низкокачественными текстами, которые будут массово генерироваться сеошниками с помощью ИИ.

Александр Ожгибесов

Руководитель Ozhgibesov Agency

  • В поисковой системе Google концепция E-A-T (экспертность-авторитетность-траст) была расширена добавлением нового аспекта, который называется «Опыт». Это указывает на то, что поисковик теперь акцентирует внимание на индивидуальном бренде компаний.
  • Ожидается, что технологии искусственного интеллекта будут продолжать влиять на SEO-стратегии. С помощью генерации контента ИИ оптимизаторы могут создавать кликабельные сниппеты и улучшать CTR собственных сайтов, создавать описание товаров и категорий, экономя ресурсы на копирайтинг и перенаправляя их на техническую доработку сайтов и линкбилдинг.
  • Предсказывается, что Google будет продолжать уделять большое внимание пользовательскому опыту при определении ранжирования. Сайты с улучшенной навигацией, быстрой загрузкой и высоким уровнем удовлетворенности пользователями могут ожидать лучшего положения в поисковых результатах.
  • Если внедрение цифрового рейтинга станет актуальным, стратегии репутационного маркетинга станут еще более важными для управления онлайн-репутацией и улучшения позиций в поисковых результатах.

Важно не забывать, что техническая оптимизация сайта, правильное распределение страниц под релевантные запросы, работа со структурой, перелинковкой и посадочными, а также продуманный UX для удобного взаимодействия с сайтом как были, так и остаются важными аспектами при формировании SEO стратегии.

Михаил Шакин

На мой взгляд, нейросети продолжат активное развитие. Будут появляться новые инструменты на основе нейросетей для решения различных SEO-задач. Появятся аналоги AIPRM для ChatGPT.

Лично я жду сервисов на нейросетях, которые позволят по логину и паролю подключаться к популярным SEO-сервисам и будут экономить время на рутинных задачах.

Что касается алгоритмов поисковых систем, то они будут развиваться в сторону глубокого анализа текстов и устранения зашумленности факторов ранжирования. Например, в Google продолжится обучение алгоритмов для борьбы с некачественными ссылками, а в Яндексе будут совершенствовать технологии по противодействию накрутке поведенческих факторов.

Принципиально SEO не изменится. Качественный контент, хорошая техническая оптимизация, привлекательные названия и описания сайта в поисковой выдаче, полное раскрытие вопросов пользователей, правильно подобранная семантика и посадочные страницы, мощные ссылки как работали, так и продолжат работать

Кирилл Агафонов

Руководитель SEO-отдела в digital-агентстве Ant-Team.ru

Могу предположить, что нас ждут такие тенденции:

  • Усиление роли искусственного интеллекта (тренд сохраняется). Поисковые системы будут еще лучше понимать естественный язык и контекст запросов пользователей. Это даст прорыв в плане голосового поиска (будущее, которое предрекали с момента появления Siri, но которое так и не наступало). А значит, необходимо активно оптимизировать сайт под голосовой поиск:

— высокая скорость загрузки сайта;

— адаптивность под мобильные устройства;

— простые тексты с длинными запросами.

  • Факторы E-E-A-T продолжат играть важную роль в ранжировании, особенно для тематик, где точность информации является критичной (здравоохранение, финансы и т. п.). В том числе, и из-за появления большого количества контента, созданного с помощью ИИ. Возможно, будут попытки маркировать сгенерированный ИИ контент.

Lukasz Zelezny

Keynote Speaker, SEO-Consultant and Author

As we approach 2024, the landscape of SEO undergo significant transformation, with a particular emphasis on leveraging Artificial Intelligence (AI), especially in the realm of language processing. Integrating AI tools such as the DeepL API for advanced language translation and natural language processing will become critical. This integration will enable businesses to cater to a global audience with seamless, culturally and linguistically relevant content. AI’s ability to understand and generate human-like text will also empower content creators to produce more engaging, SEO-friendly content that resonates with a diverse audience. This approach will be particularly beneficial in optimizing for voice search, which is becoming increasingly prevalent.

Another vital aspect of SEO strategy in 2024 will be the utilization of GAP analyses. This method involves a thorough examination of how competitors are performing in terms of their online presence and identifying content gaps. By analyzing what competitors are ranking for, and more importantly, what they’re not, businesses can uncover valuable opportunities to create content that fills these gaps. This strategy not only helps in capturing traffic that competitors are missing but also positions the business as a thought leader in spaces that are less contested. Utilizing GAP analyses will enable businesses to strategically align their content creation efforts, ensuring they cover topics that are both relevant to their audience and less saturated in the market.

И перевод:

По мере приближения к 2024-ому году SEO претерпевает значительные изменения. При этом особое внимание уделяется использованию искусственного интеллекта (ИИ), особенно в области языка. Инструменты искусственного интеллекта (например, DeepL API) станут критически важными для переводов и языковой обработки. Это позволит компаниям выходить на глобальный рынок с помощью цельного, культурно и лингвистически релевантного контента. Способность ИИ понимать и генерировать текст, похожий на человеческий, также позволит создавать более привлекательный и оптимизированный для SEO контент, который находит отклик у разнообразной аудитории. Этот подход будет особенно полезен при оптимизации голосового поиска, который становится все более распространенным.

Еще одним важным аспектом SEO в 2024 году станет использование GAP. Этот метод предполагает тщательное изучение того, как конкуренты присутствуют в интернете. Анализируя, по каким критериям сайты ранжируются, а по каким — нет, компании могут открыть новые возможности для своего контента. Эта стратегия не только помогает увеличить трафик, но и может сделать компанию лидером мнений в менее конкурентных областях. Использование GAP позволяет бизнесам охватить своим контентом те темы, которые одновременно актуальны для их аудитории и менее освещены на рынке.

Дмитрий Зароченцев и Александр Любаков

Руководители LZ.Media

Мы решили не делать прогнозов, а ограничиться небольшим заключительным словом. Наша команда не в первый раз делает статью про SEO-тренды. Например, в 2021-м году мы собирали мнения коллег для блога. И, оглядываясь назад, хочется сказать, что за эти 2 года, разумеется, изменилось многое, но SEO осталось прежним.

Конечно, эксперты из нашей сегодняшней статьи делают верные наблюдения. В Google больше нет рекламы, а значит, ценность работы с ссылками возросла. И ChatGPT облегчает жизнь копирайтерам и SEO-специалистам в процессе ежемесячной проработки большего числа страниц. Но мантра «делайте сайт для пользователей» продолжает всё также бесперебойно работать.

Так что как ни крути, а главным драйвером для успешной работы SEO-агентства или независимого специалиста в 2024-м является соблюдение простой истины: нужно внимательно работать с семантикой, текстовой оптимизацией, функционалом сайта, ссылочной массой, техническим SEO и поисковой выдачей.

Мы благодарим всем коллег, предоставивших комментарии для этой статьи! А если вам тоже есть, что сказать по этой теме, то участвуйте в опросе и присоединяйтесь к обсуждению в комментариях. Посмотрим, какой тренд кажется самым значимым для аудитории VC:

А что вы считаете самым главным SEO-трендом 2024-ого года?
Использование нейросетей
Массовые накрутки
Усиление роли E-E-A-T
SEO на маркетплейсах
GAP-анализ
Напишу свой вариант в комментариях
2424
19 комментариев

Я бы отнёс к SEO трендам 2024 года:
1. WordPress + Chat GPT = замечательный дорвей нового поколения
2. Выдача = Реклама + Быстрые ответы Chat GPT + минимум органики

В общих чертах - крах старого мира и построение нового, новые военные конфликты, новая глобальная пандемия, климатические катастрофы, рост цен, переход всего мира на новые системы валют (цифровые).

Всем Добра!

1
Ответить

С накруткой ПФ очень интересная и печальная история.
С одной стороны уже так давно практикуется, что должны вот-вот что-то с этим сделать и отправить всех в бан. От этого страшновато делать накрутку на проекты, особенно на крупные и довольно старые. А с другой стороны это уже устоявшийся и влиятельный инструмент.

Ответить

Старые и крупные проекты в накрутках технически не нуждаются, если есть траф и с сайтом всё нормально.
Собственно, посмотрите на ротацию сайтов в самых накруточных темах. Квартал-два - и адиос без всяких банов и фильтров.

1
Ответить

а с каких пор семандтодрочер ожигбесов стал авторитетной личностью в сео?))

Ответить

С тех пор, как стал активно работать с ютубом, конференциями, семинарами. Вести курсы.
С тех пор, как стал выдавать вполне себе качественные результаты своей работы заказчикам.
А Вы-то кто?

Ответить

Главный тренд - переход SEO в анализ и маркетинг. Бизнес который хочет результат без погружения в клиентов - обречен.
Также большой вопрос с информационными запросами по которым будет просадка из-за готовых ответов в поиске от Алисы. Гугл явно планирует уже полноценно внедрять их.
С смешанными запросам и коммерческими пока вопрос. Но, сервисы есть у Яндекса, тот же поиск по товарам, услуги, почему не показывать компании товары и услуги с хорошим рейтингом и все? Те которые в городе поиска и рядом.

Ответить

Главный тренд - переход SEO в анализ и маркетинг. У норм специалистов/агентств этот переход уже давно произошёл. Но есть нюансы :)
И да, спрос на узкие и/или разовые услуги и/или без особого погружения в клиентов, анализ и маркетинг был, есть и будет.

Ответить