Как саморазвитие влияет на профессиональный успех

Отсидев в университетском лектории от 4 до 6 лет и получив заветную «корочку», многие новоявленные специалисты считают, что образовательный этап их жизни завершился.

Как саморазвитие влияет на профессиональный успех

Нередко им удается удачно устроиться на работу, продвигаться по карьерной лестнице и в течение нескольких лет профессионально расти. Однако потом карьера стопорится: находятся другие, молодые специалисты, которые будто бы вытесняют их с насиженного места. Безусловно, так происходит не всегда, и все же подобная ситуация знакома многим.

Сегодня попробуем разобраться, почему не стоит раньше времени винить эйджизм и как оставаться востребованным специалистом на быстроменяющемся рынке.

На волне трендов

Причина, по которой вчерашний студент претендует на ваше место, не в том, что «старикам здесь не место». Просто он «в теме». Ему ближе современные тренды, он знаком с самыми актуальными новостями индустрии, он обладает навыками, которые порой игнорируются его более старшими товарищами. Часто можно услышать фразы вроде: «Нас по-другому учили», «Раньше без этого как-то справлялись – и ничего» или «Всегда так делали и нормально работало, зачем сейчас что-то менять?».

Правда в том, что ни одна индустрия не стоит на месте. И если в области автомобилестроения или ботаники развитие происходит не так стремительно – и все же оно происходит!, – то угнаться, к примеру, за интернет-технологиями очень непросто. И единственный способ сохранять необходимый уровень компетентности – постоянно учиться.

Самообразование – процесс непростой и требует в первую очередь собранности. Из-за отсутствия дедлайнов по сдачам и необходимости сдавать экзамены, от которых зависит получение диплома о высшем образовании, заставить себя учиться бывает непросто. Ведь никакого видимого наказания за то, что вечер прошел не на вебинаре или тренинге, а за любимым сериалом, не последует. Однако со временем разница между теми, кто по возможности посвящал свободное время самообразованию, и теми, кто не выучил ничего нового после вручения диплома, становится очевидна. По сути, самообразование – это инвестиции в будущее: поначалу его плоды не видны, но много лет спустя вы будете рады, что потратили время с пользой.

Влиться в поток

Еще в 90-е годы прошлого века американский психолог Чиксентмихайи Михай сформулировал понятие «потока». По его словам, это состояние полной поглощенности некой деятельностью, когда удовольствие от процесса работы оттесняет на задний план все прочие чувства. Человек полностью отключается от внешнего мира, и может не чувствовать ни голода, ни усталости – его тело как бы перестает существовать.

Работая в состоянии потока, человек гораздо быстрее добивается поставленных целей, находит нестандартные решения, делает удивительные открытия. При этом создается впечатление, что мозг выполняет все действия, обращаясь за помощью к бессознательному.

Состояние потока известно успешным артистам, ученым, спортсменам и бизнесменам. Но доступно оно только тем, кто на протяжении долгих лет вырабатывает определенные навыки и в совершенстве овладевает техническими приемами конкретной сферы деятельности. Поэтому развитие новых навыков важнее получения информации. Только так можно овладеть необходимым практическим опытом и снять преграждающую планку, которая не позволяет работать в состоянии потока.

Причем индустрия редко развивается сама по себе: она постоянно контактирует со смежными областями, а иногда происходят совсем неожиданные коллаборации. Например, технологии виртуальной реальности активно применяются в медицине, в том числе для тренировки специалистов. В связи с этим возникает необходимость развиваться в разных сферах, а не ограничиваться одним направлением.

Пробуждение таланта

То, как проходит процесс обучения в вузе, сильно влияет на то, как сложится профессиональная судьба выпускников. Так, во многих вузах России образовательные программы и подходы к обучению устарели и не пригодны для использования в современном мире.

Для того чтобы понять, к чему должна стремиться образовательная система, рассмотрим пример МГУ.

За свою жизнь я встретил множество одаренных, разносторонне развитых, успешных и просто интересных людей, которые были выпускниками именно этого вуза. Они удивляют не только знаниями, но и гибкостью мышления, способностью быстро находить ответ на любой вопрос. Они способны глубоко погружаться в различные задачи и с легкостью находить решение.

Трепольский Дмитрий, Директор по развитию, Pronline

Безусловно, в число студентов МГУ изначально попадают талантливые люди. Однако дело не только в этом. Важно, что они действуют сообща, вместе движутся к цели, влияют друг на друга, обмениваются опытом. Получается своего рода эффект синергии. Совместными усилиями одаренные личность способны достичь более впечатляющих результатов, чем те, кто действует в одиночку.

Это не означает, что в других вузах нет перспективных талантливых студентов, но, как показывает мой опыт, в МГУ их «концентрация» значительно выше. Окончив университет, они знают, чего хотят, и уверенно идут к своей цели: находят работу в крупных мировых компаниях, двигают вперед свою страну и нередко уезжают за рубеж.

Хорошая новость в том, что даже если от природы человек не так щедро одарен талантами, как его ровесники, он может приблизиться к их уровню, именно постоянно развивая мозг. К тому же, самообразование часто помогает пробудить скрытые таланты. Так что достичь потрясающих свершений под силу каждому, кто готов в течение всей жизни работать над собой.

Автор: Трепольский Дмитрий, директор по развитию Pronline.ru

1515
7 комментариев

Спасибо, дружище!)

Спасибо! Приятно, что понравился мой материал!

У Чиксентмихайи очень много интересных работ и исследований. 
Хочу заметить что стремление к обучению и поток он идет или формируется изнутри, когда у тебя нет обязательств, в том числе и финансовых, ты еще свободен.
Как только тебе надо зарабатывать, то все меняется, поэтому как говорят "Найди работу, которая тебе нравится и ты перестанешь ходить на работу ", может стоит написать что " и будешь входить в поток!"