Работа по агентскому договору: выставление счетов на рекламу с НДС, будучи на УСН. Кейс digital-агентства
Не обязательно переходить на ОСНО, если вам требуется выставлять счета на рекламные бюджеты, которые не являются вашим доходом. Рассказываем, как мы решали этот вопрос при заключении договора комиссии с Яндексом.
Проблема
Мы digital-агентство, контекстная реклама — одно из ключевых направлений. Когда в 2015 году мы заключили договор с Яндексом на получение агентской комиссии, моментально встал вопрос об НДС, так как ведем деятельность под ИП на УСН. По условиям договора с Яндексом, чтобы получать комиссию с оборота рекламодателей, мы должны размещать клиентскую рекламу под нашим агентским центром клиентов и проводить платежи на бюджет рекламы через наш расчетный счет. Клиентам, которые так же на упрощенке — без разницы. Тем же, кто работает на ОСНО, был необходим исходящий НДС, который до этого они платили за рекламу в Яндекс Директ. Получается, если мы выставляем клиентам счета без НДС на бюджет Яндекса — клиенты теряют при дальнейшем возмещении налога на добавленную стоимость. Встал вопрос: как и комиссию от Яндекса получать, и клиентам не терять в деньгах, и нам на ОСНО переходить и облагать себя дополнительными налогами и документооборотом тоже не хотелось.
Решение
Решением стало оформление движения средств от клиентов на бюджет Яндекса через наш р/с в качестве агентской посреднической деятельности. Это позволило нам выставлять счета клиентам с НДС и по закону проводить эти суммы как не облагаемые налогом.
Искали информацию на различных бухгалтерских форумах и советовались с коллегами из Яндекса. Сложность была в том, что практически в каждом кейсе были свои отличия: разные правила заполнения счетов-фактур, наименования сторон договора, документооборот. Бывалые бухгалтеры на форумах объясняли это тем, что агентская деятельность прописана в законодательстве достаточно поверхностно и разрозненно.
Агентская деятельность прописана в законодательстве достаточно поверхностно и разрозненно.
Были ли вопросы от налоговой?
Да, спустя полгода пришло требование прокомментировать движения с НДС. Но это было достаточно лояльно: сотрудник налоговой позвонил и так же пояснил, что агентская деятельность имеет различные формулировки и вариации, им просто нужно понимать, как именно мы это реализовали. Мы отправили ответ, прикрепив договоры с клиентом и Яндексом. Это был единственный вопрос от налоговой за 4 года работы по агентскому договору. Проблем у контрагентов ни разу не возникало.
Были ли вопросы от контрагентов?
Для тех, с кем уже на тот момент сотрудничали, потребовалось уточняющее письмо. Новым клиентам мы описываем схему работы еще на стадии переговоров. Не припомню, чтобы у кого-то это вызывало вопросы.
Агентский договор
Для оформления агентской деятельности мы составили отдельный агентский договор. Наверное, можно обосновать услугу и агентскую деятельность в одном договоре, но мы решили разделять, так как документооборот существенно отличается.
Предметом договора является расчет с поставщиками и размещение рекламных материалов.
Отмечу, что договор должен иметь коммерческое обоснование. Мы установили небольшую фиксированную ежемесячную премию за обслуживание, на которую просто снизили стоимость на основную услугу, чтобы в окончательной стоимости для клиента не было разницы.
Порядок расчетов и документооборот
- Выставляем счет на пополнение рекламного кабинета от нашего юридического лица. В счете указываем себя в качестве Агента, поставщик — рекламный сервис, в нашем случае Яндекс.
- После поступления оплаты отправляем средства на кабинет рекламной системы (ту же сумму, ничего не удерживая).
- Фиксируем номер счета Яндекса для дальнейшего сопоставления закрывающих документов.
- Ожидаем закрывающие документы по оплаченному счету - формируются по факту расхода рекламного бюджета. Яндекс часто закрывает одну оплату в несколько траншей и закрывает сумму в несколько пакетов документов (Акт+Счет-фактура).
- Перевыставляем каждую счет-фактуру клиенту. В счет-фактуре оставляем поставщика неизменным. В строке "Покупатель" меняем себя на клиента. Формируем исходящую счет-фактуру той же датой, что и входящая. Указываем входящее платежное поручение от клиента и исходящее от нас Яндексу. Порядковый номер - выставляем свой. Сумму и другие поля не меняем. Прикрепляем акт от себя клиенту на эту же сумму. Справочно клиенту отправляется копия счет-фактуры от Яндекса.
- Каждый квартал заполняем Журнал учета счетов-фактур, в котором указываем все входящие и исходящие счет-фактуры. Журнал должен быть с нулевым балансом - сколько входящих счетов-фактур, столько и исходящих. Этот отчет показывает налоговой цепочку покупатель-агент-поставщик.
Заполнять налоговую декларацию не требуется, так как мы не являемся плательщиком НДС.
Если у кого-то есть схожие кейсы с отличным подходом от нашего, вопросы или рекомендации — делитесь в комментариях.
Есть вопрос: где найти такого бухгалтера?
который не будет вешаться от перевыставления большого объема закрывашек «копейка-в-копейку» вместо единого закрывающего документа в конце месяца?
Когда объём большой, нужно автоматизировать. Можно парсить сформированные документы из раздела Яндекс Баланс, сопоставлять по номеру счета и подгружать в 1С. Также Яндекс отдаёт документы в ЭДО СБИСа, там есть API, можно потягивать документы оттуда. Главное найти спецов 1С, которые напишут кастомную обработку для этого. Лично я, не найдя толковых 1Сников, психанул и сейчас собираю модуль бухгалтерии в Планфиксе с автоматическими правилами связки и формирования документов :)
А можно образец агентского договора?
Да, сейчас модернизируем его, по готовности скину в комменты
что, если клиент просит счет-фактуру сразу на всю сумму, хотя Яндекс выставляет кусками? Будет ли законно выставить ему на всю сумму? Работаете ли вы с VK?
Счет-фактуру сразу на всю сумму некорректно. Насколько мы изучили вопрос, везде сказано, что счет-фактура клиенту должна перевыставляться на те же суммы, что и вам выставил поставщик.
С ВК не работали, тут ничего не могу сказать. С Гуглом схема такая же, но он как раз, в отличие от Яндекса, меньше дробит закрывашки - помесячно.