Работа по агентскому договору: выставление счетов на рекламу с НДС, будучи на УСН. Кейс digital-агентства

Не обязательно переходить на ОСНО, если вам требуется выставлять счета на рекламные бюджеты, которые не являются вашим доходом. Рассказываем, как мы решали этот вопрос при заключении договора комиссии с Яндексом.

Проблема

Мы digital-агентство, контекстная реклама — одно из ключевых направлений. Когда в 2015 году мы заключили договор с Яндексом на получение агентской комиссии, моментально встал вопрос об НДС, так как ведем деятельность под ИП на УСН. По условиям договора с Яндексом, чтобы получать комиссию с оборота рекламодателей, мы должны размещать клиентскую рекламу под нашим агентским центром клиентов и проводить платежи на бюджет рекламы через наш расчетный счет. Клиентам, которые так же на упрощенке — без разницы. Тем же, кто работает на ОСНО, был необходим исходящий НДС, который до этого они платили за рекламу в Яндекс Директ. Получается, если мы выставляем клиентам счета без НДС на бюджет Яндекса — клиенты теряют при дальнейшем возмещении налога на добавленную стоимость. Встал вопрос: как и комиссию от Яндекса получать, и клиентам не терять в деньгах, и нам на ОСНО переходить и облагать себя дополнительными налогами и документооборотом тоже не хотелось.

Решение

Решением стало оформление движения средств от клиентов на бюджет Яндекса через наш р/с в качестве агентской посреднической деятельности. Это позволило нам выставлять счета клиентам с НДС и по закону проводить эти суммы как не облагаемые налогом.

Искали информацию на различных бухгалтерских форумах и советовались с коллегами из Яндекса. Сложность была в том, что практически в каждом кейсе были свои отличия: разные правила заполнения счетов-фактур, наименования сторон договора, документооборот. Бывалые бухгалтеры на форумах объясняли это тем, что агентская деятельность прописана в законодательстве достаточно поверхностно и разрозненно.

Агентская деятельность прописана в законодательстве достаточно поверхностно и разрозненно.

Бывалые бухгалтеры на форумах

Были ли вопросы от налоговой?

Да, спустя полгода пришло требование прокомментировать движения с НДС. Но это было достаточно лояльно: сотрудник налоговой позвонил и так же пояснил, что агентская деятельность имеет различные формулировки и вариации, им просто нужно понимать, как именно мы это реализовали. Мы отправили ответ, прикрепив договоры с клиентом и Яндексом. Это был единственный вопрос от налоговой за 4 года работы по агентскому договору. Проблем у контрагентов ни разу не возникало.

Были ли вопросы от контрагентов?

Для тех, с кем уже на тот момент сотрудничали, потребовалось уточняющее письмо. Новым клиентам мы описываем схему работы еще на стадии переговоров. Не припомню, чтобы у кого-то это вызывало вопросы.

Агентский договор

Для оформления агентской деятельности мы составили отдельный агентский договор. Наверное, можно обосновать услугу и агентскую деятельность в одном договоре, но мы решили разделять, так как документооборот существенно отличается.

Предметом договора является расчет с поставщиками и размещение рекламных материалов.

Отмечу, что договор должен иметь коммерческое обоснование. Мы установили небольшую фиксированную ежемесячную премию за обслуживание, на которую просто снизили стоимость на основную услугу, чтобы в окончательной стоимости для клиента не было разницы.

Порядок расчетов и документооборот

  1. Выставляем счет на пополнение рекламного кабинета от нашего юридического лица. В счете указываем себя в качестве Агента, поставщик — рекламный сервис, в нашем случае Яндекс.
  2. После поступления оплаты отправляем средства на кабинет рекламной системы (ту же сумму, ничего не удерживая).
  3. Фиксируем номер счета Яндекса для дальнейшего сопоставления закрывающих документов.
  4. Ожидаем закрывающие документы по оплаченному счету - формируются по факту расхода рекламного бюджета. Яндекс часто закрывает одну оплату в несколько траншей и закрывает сумму в несколько пакетов документов (Акт+Счет-фактура).
  5. Перевыставляем каждую счет-фактуру клиенту. В счет-фактуре оставляем поставщика неизменным. В строке "Покупатель" меняем себя на клиента. Формируем исходящую счет-фактуру той же датой, что и входящая. Указываем входящее платежное поручение от клиента и исходящее от нас Яндексу. Порядковый номер - выставляем свой. Сумму и другие поля не меняем. Прикрепляем акт от себя клиенту на эту же сумму. Справочно клиенту отправляется копия счет-фактуры от Яндекса.
  6. Каждый квартал заполняем Журнал учета счетов-фактур, в котором указываем все входящие и исходящие счет-фактуры. Журнал должен быть с нулевым балансом - сколько входящих счетов-фактур, столько и исходящих. Этот отчет показывает налоговой цепочку покупатель-агент-поставщик.

Заполнять налоговую декларацию не требуется, так как мы не являемся плательщиком НДС.

Если у кого-то есть схожие кейсы с отличным подходом от нашего, вопросы или рекомендации — делитесь в комментариях.

66
10 комментариев

Есть вопрос: где найти такого бухгалтера?
который не будет вешаться от перевыставления большого объема закрывашек «копейка-в-копейку» вместо единого закрывающего документа в конце месяца?

Когда объём большой, нужно автоматизировать. Можно парсить сформированные документы из раздела Яндекс Баланс, сопоставлять по номеру счета и подгружать в 1С. Также Яндекс отдаёт документы в ЭДО СБИСа, там есть API, можно потягивать документы оттуда. Главное найти спецов 1С, которые напишут кастомную обработку для этого. Лично я, не найдя толковых 1Сников, психанул и сейчас собираю модуль бухгалтерии в Планфиксе с автоматическими правилами связки и формирования документов :)

А можно образец агентского договора?

Да, сейчас модернизируем его, по готовности скину в комменты

что, если клиент просит счет-фактуру сразу на всю сумму, хотя Яндекс выставляет кусками? Будет ли законно выставить ему на всю сумму? Работаете ли вы с VK?

Счет-фактуру сразу на всю сумму некорректно. Насколько мы изучили вопрос, везде сказано, что счет-фактура клиенту должна перевыставляться на те же суммы, что и вам выставил поставщик.

С ВК не работали, тут ничего не могу сказать. С Гуглом схема такая же, но он как раз, в отличие от Яндекса, меньше дробит закрывашки - помесячно.