Как мы ошибались с интерфейсом для своей ЦА

В 9 случаев из 10 вы, как и мы, ошибетесь при создании интерфейса для своей ЦА. Почему? У каждого из нас есть профессиональная деформация. Особенно это характерно для людей из IT.

Когда мы создаем интерфейсы, то ориентируемся на свое восприятие. Да, есть UX/UI дизайнеры, но боюсь, что и у них тоже деформация.

10 ключевых моментов, которые мы для себя отметили:

1. Никогда не ориентируйтесь на себя.

Вы можете принадлежать к критическому меньшинству. И то, что вам нравится минимализм в оформлении и граппа абсолютно не значит, что ваша ЦА это оценит.

2. Не слушайте друзей.

Они всегда вас поддержат и скажут, что ваша идея огонь, а сайт, приложение и т.п. очень красивые и понятные. В первую очередь, потому что хотят сделать вам приятное. Во вторую, потому что друзей мы выбираем тоже по интересам... и ваши вкусы и восприятие часто совпадают.

3. Не усложняйте.

Часто мы создаем дико сложные вещи, которые никому непонятны. Недавно читала пост “крик о помощи”. В нем велась речь о том, что ребята сделали продукт, который никто не понимает. Но даже в этом посте автор апеллировала профессиональным сленгом. Вот вы знаете, что такое “зеленка”? И речь идет не про ту, которой коленки мажут. А мингары? Ну вот...

4. Не пытайтесь сделать слишком красиво.

Иногда в погоне за стилем мы теряем понятность. Например, сайты с тонким шрифтом.. Красиво? Да, супер! А вы слышали про дальнозоркость? А flat. Люди иногда из-за этой плоскости не догадываются, что кнопки это кнопки. Хорошо, что хоть градиент вошел в моду.

5. Фокус-группы не работают

Пока вы “не пойдете в бой” вы не получите правдивых сведений. Почему? Фокус-группы заточены на тестирование. Они будут делать то, о чем ваши обычные пользователи или клиенты никогда не догадаются.

6. Вы будете все переделывать и не раз

Это правда. Вы будете каждый день выносить мозг разработчикам, что надо срочно переделать алгоритм работы, потому что пользователи не понимают ваши карточки товара. Или вообще нужно сокращать шаги, поэтому убираем все лишнее.

7. Пообщайтесь сначала сами с вашей целевой аудиторией

Если вы сразу сольете клиентов на call-центр, то те портреты пользователей, которые составил ваш маркетинговый отдел так и останутся теорией. Да, это непросто, особенно, если вы интроверт.

8. Смотрите вэбвизор с первого дня запуска сайта!

Это прекрасное изобретение, которое позволяет вам увидеть запись экрана - что человек делает на вашем сайте. Ох, сколько удивительных открытий вас ждет. Люди будут вести себя совсем не так, как вы предполагали.

9. Оценить свою аудиторию можно на Facebook

Для того, чтобы прикинуть примерно вашу ЦА в настройках рекламной кампании на FB можно поиграть с параметрами аудитории. Введите минимально важные параметры - географию (местоположение), пол, возраст и язык, на котором разговаривают ваши потенциальные клиенты. Если для вашего проекта это важно, то пропишите интересы и вуаля.. вот оно количество.

10. Уважайте свою ЦА

Это люди, которые делают ваш бизнес возможным.

Конечно, при запуске оператора связи в Испании мы тоже сталкиваемся с тем, что не до конца понимаем свою целевую аудиторию. Тут скорее речь не про портрет пользователя, а про интерфейс. И это несмотря на то, что над проектом работает команда, члены которой много лет трудились в telecom, реализовали разнообразные проекты, консультировали стартапы, прокачивали бизнесы и даже управляли небольшим акселератором с десятком сторонних IT-проектов. Основная проблема - это usability сайта. Каждую неделю разработчики получают команду “все переделывать”. То, что кажется вполне себе, судя по аналитике, неудобно и непонятно. Главное - это уметь вовремя понять, что не так и переделать.

11
2 комментария

Вот, кстати, правда. Когда  делаешь проект, очень сложно поверить, что ты, обладая всеми признаками ЦА продукта, не являешься этим самым ЦА)))

Неправильно. Ты являешься представителем ЦА, но "не похож" на рядового представителя ЦА.

На самом деле, это тоже большое заблуждение. Любая информация требует проверки статистикой. В вебвизоре можно увидеть как десять человек подряд запутываются в вашем интерфейсе, но статистика расскажет, что вы каким-то образом попали на десять из одиннадцати, которые запутались, а остальные 89 не испытали никаких проблем.

У меня есть сайт, там есть сервис. Примерно 3-5 раз в месяц в техподдержку пишут с одним и тем же вопросом по принципу работы сервиса, хотя на каждой странице есть довольно заметная ссылка на доступную справку, да и интуитивно всё понятно. Казалось бы, надо что-то менять, так как многие пользователи испытывают сложности, ведь если пятеро спросили, то неизвестно сколько еще запутались, но не стали спрашивать. Однако я точно знаю, что примерно 3000 человек в день не запутались и всё сразу поняли. А значит проблема в тех пяти пользователях, а не в сервисе. Если адаптировать интерфейс под тех пятерых, то остальные 3000 начнут испытывать, если не проблемы, то хотя бы мелкое, но неудобство.