Почему за десять лет в digital я так и не организовала своё агентство

За годы в digital идея создания собственного агентства посещала меня несколько раз. Но я его так и не создала. Каждый день, просыпаясь, благодарю Ктулху, что меня миновала чаша сия.

Вся суть digital в одной картинке
Вся суть digital в одной картинке

росоМаха, начало

Когда только начинала заниматься SEO в далеком 2010 году, вокруг уже вовсю витали истории успеха коллег по цеху:

  • Сделал сетку сайтов, нагенерил туда контента, и зарабатывает на рекламе по $1000 в месяц, ничего не делая!
  • Берет с клиента за SEO $380 в месяц, сам покупает ссылок на $220, на остальные гудит! (трансформатор?)
  • Открыл агентство, занимается только SEO-продвижением, чистая прибыль в месяц 500 000 - 1 000 000 р.!

Успешный успех! Готовые схемы! Партнёрка Амазона! Ссылочные биржи! Инструменты автоматического продвижения! Чего только не было, золотые времена...

В жизни встречались подтверждения для некоторых схем: один знакомый SEO-шник организовал партнерскую сеть секс-шопов и за полгода выплатил ипотеку, другой построил небольшое SEO-агентство и быстро стал жить заметно лучше среднестатистического горожанина.

Эти и другие подобные истории заронили в моё сознание первые мысли о том, что я выбрала правильное направление для приложения своих умственных способностей, и что, наверное, надо бы подумать о создании агентства. Но сначала надо прокачаться как специалист.

На заметку начинающим специалистам:

Не верьте в успешный успех! Это всё ЛОЖЬ !

Капитан

Магия SEO

SEO тогда еще было магией, так же разделяясь на белую и черную. SEO-шник — шаман, с бубном и амулетами. Но тогда же поисковики понемногу начали затягивать гайки на «неправоверных» методах продвижения. Один за другим стали появляться различные фильтры, и сайты, накачанные сгенерированными текстами и подогретые купленными на биржах ссылками стали понемногу пропадать из выдачи.

И хотя стратегия SEO-оптимизации сайта купленными ссылками, сгенерированным контентом и другими черными и серыми методами работала эффективно еще года до 2012-2013, я всё же решила остановиться на белой магии. Не люблю рисковать, когда можно не рисковать.

К 2015-му году, наработавшись штатным SEO-специалистом, руководителем WEB-проектов и отделов маркетинга, поняла, что по сути уже веду работу небольшого digital-агентства. Выполняю со своими помощниками весь спектр задач по интернет-маркетингу, от SEO и контекстной рекламы до SMM и улучшения пользовательского опыта на 3-5 проектах предприятия. При этом, зарабатываю не очень много: до 60 000 р. в месяц.

На тот момент помимо основной работы у меня был еще один «сарафанный» проект, по интересной тематике, и сил вполне хватало на всё. Проект приносил дополнительные 45 000 рублей в месяц, что давало приятное ощущение финансовой свободы и безопасности, появились накопления.

Тогда идея о создании агентства стала звучать в голове всё громче: «Не пора ли организовать собственное агентство? С блэкджеком и распутными женщинами.»

Почему за десять лет в digital я так и не организовала своё агентство

Настроить уже знакомый производственный процесс и наслаждаться жизнью, пока «миньоны» протирают штаны и набивают на пальцах мозоли, обеспечивая клиентскому бизнесу тугую струю лидов.

Естественно, всё оказалось не так просто.

Вывод:

Если вы хороший специалист по интернет-маркетингу, с командой специально обученных миньонов, несколько раз подумайте, взвесьте и посчитайте всё, прежде чем переходить на уровень «Агентство».

До агентства есть еще инхаус и фриланс. Каждому своё, но эта тема другой статьи.

Дальше накидаю дополнительной пищи для размышлений.

Агентство

Агентство — это не то же самое, что отдел маркетинга внутри бизнеса, никаких иллюзий по этому поводу у меня не было. Но нужны были подробности. Поэтому решила, посмотреть, как всё устроено изнутри, какие особенности, подводные камни.

Недолго думая, устроилась «Руководителем отдела интернет-маркетинга» в неизвестное мне до этого агентство. Выбор был сделан в их пользу потому, что основной задачей было создание SEO-отдела с нуля. Интересно, выполнимо. Параллельно, конечно же, надо было и продажи строить и на встречи ездить, и КПшки составлять, но ежа голой жопой разве напугаешь. Слабоумие и отвага!

Естественно, обещанные на собеседовании 80-100 000 р. зарплаты мигом превратились в 50, «потому что испытательный», после испытательного выросли не сильно, «потому что дебиторка». Но плевать, ведь есть сарафанный проект! А задача же интересная!

Выводы на старте:

  • Работать без бизнес-процессов — плохо! Пнятненько?
  • Искать и нанимать даже джунов и стажеров на 20 000 р. в месяц — тоже.
  • Нанимать отдел продаж, не имея продукта — глупо и неэффективно.
  • Вести 35 проектов двумя человеками — нереально.

Итоги за полгода работы:

  • Бизнес-процессы с горем пополам описали и наладили.
  • Джунов в количестве пяти штук нашли и обучили.
  • Отдел продаж разогнали.
  • Пожары на клиентских проектах потушили, регулярные работы прописали и распределили.

Но я всё равно ушла, так как помимо того, что обещанная зарплата не только не придвинулась к обозначенной на собеседовании отметке, но и стала с каждым месяцем всё сильнее задерживаться (дебиторка же!).

Параллельно допрашивала знакомых, работающих в агентствах, читала блоги, следила за интересными агентствами и их сотрудниками в соцсетях.

Почти все рассказывали похожие истории:

  • Низкие зарплаты.
  • Плохие процессы.
  • Дебиторка.
  • Кумовство.
  • Чайка-менеджмент.
  • Перегрузки до полного выгорания за полгода.

Агентство — это конвейер, цех, мануфактура. На выходе — продукт ожидаемого формата и качества: трафик из поиска по определенным запросам, или из контекстной рекламы, или сайт. Что-то конкретное. И если задача перед агентством поставлена правильно и вписывается в общую стратегию развития бизнеса заказчика, то и результат его не разочарует.

Если же нет единой стратегии, или задача поставлена некорректно, или какая-то часть системы, на которую подрядчик не может влиять, негативно сказывается на результате — заказчик будет недоволен.

Были и другие примеры. Кто-то тащил команду на харизме и идее, кому-то удалось победить процессы, кто-то платил нормальные зарплаты, где-то удавалось собрать команду мечты, и не только предоставлять качественные услуги, но и пилить собственные сервисы. Надо ли говорить, что ценник в таких агентствах обычно отличался от среднего по рынку.

Недоагентство

По пути столкнулась с таким явлением, как «псевдо-агентство»: клиенту продают услугу, часто по цене ниже рынка (ведь ценовая конкуренция — наше всё, в любом бизнесе, хехе), и после этого либо не делают вообще никаких работ, либо делают силами еще более дешевых субподрядчиков, стажеров, школьников-фрилансеров.

И так как, например, в SEO, результатов можно ждать от месяца до полугода, клиента тянут всё это время, а потом либо сливают, либо исчезают сами.

Подобный подход обваливает цены на рынке и дарит клиентам иллюзию того, что можно реально «настроить рекламные кампании бесплатно» или «получить SEO-продвижение за 10 000 р. в месяц». Ведь они видели это в рекламе!

Таких агентств и подрядчиков оказалось на удивление много. Хотя удивляться нечему: они обещают результат «здесь и сейчас», а денег просят относительно немного, а народ наш падок на халяву и «волшебную таблетку».

Большинство моих клиентов сталкивалось с недо-агентствами хотя бы 1 раз за время жизни их проекта. И хорошо, когда подрядчик ничего не делал. Хуже, когда делал. Покупал ссылки на биржах в автоматическом режиме, или прописывал спамные мета-тэги, или наполнял сайт переспамленными текстами ужасного качества. Некоторые наглецы даже торговали ссылками с клиентских сайтов (sic!). Иногда проще было сделать новый сайт, чем вывести его из-под всех банов и фильтров поисковых систем.

Вывод:

Работать в агентстве можно, особенно на старте карьеры. Но прежде чем устраиваться, надо пообщаться с сотрудниками и выяснить, какие из перечисленных проблем там есть, и с какими из них вы готовы мириться. Многим 50 000 р. в месяц достаточно, при наличии регулярного обучения, комфортного климата в коллективе и других плюшек.

Главное — не вляпаться в «недо-агентство». Отдельный ад как для клиентов, так и для сотрудников.

И я подумала: «Ого! Ого! Так если делать свою работу хорошо и поставить адекватные цены, то конкурентов почти и не будет!».

Идея создать собственное агентство превратилась в план, и начала обрастать подробностями.

Но, чтобы открыть агентство, нужны процессы, команда, проекты, и денег с этих проектов должно хватать для существования агентства с командой. И на покушать.

И ушла на фриланс, чтобы постепенно отрастить себе всё это.

Фриланс

Для начала надо было наладить и стандартизировать работы на тех проектах, которые я вела на тот момент самостоятельно в ручном режиме, чтобы начать масштабироваться и нанимать помощников.

К тому времени в закромах накопилось много информации по маркетингу, рекламе, SEO, менеджменту, и смежным областям, а также по самим проектам. Всё это предстояло привести в порядок и отделить публичное от личного, дополнив инструкциями по типовым задачам. Оценив объем работ, я решила ужаться в деньгах, и нанять помощницу сразу, так как на проекты уходило всё рабочее время, а риск застрять в развитии и утонуть в рутине пугал меня больше, чем голодная смерть.

Помощница с энтузиазмом взялась за работу, на её обучение уходило не очень много времени, помогала собранная база знаний и то, что я уже обучала её, пока мы вместе работали в агентстве.

Но радость была недолгой. Сначала начались косяки по проектам, из-за неверной расстановки приоритетов (мой косяк, что плохо следила за порядком выполнения задач), клиенты начали отваливаться. Затем выяснилось, что ей сложно работать дома без отвлечения.

Почему за десять лет в digital я так и не организовала своё агентство

Нужно в офис, к людям, пинкам и палкам.

Что ж, не все могут работать дома, это правда.

Пришлось срочно искать нового помощника, который мог бы работать без офиса.

После пары неудачных попыток поиска и обучения джунов поняла, что трачу на это слишком много времени и сил, на это нужно больше ресурсов, чем есть на данный момент. И так можно потерять те проекты, что остались.

В процессе поняла еще одну вещь: не могу давить на людей. Не могу наказывать. Мне это поперек горла. Могу указать на косяки, покритиковать, посоветовать решение, спокойно и конструктивно. Если я ору, надо вызывать врача.

Но некоторые люди реально начинают нормально работать, только если на них орать, пинать, или другим агрессивным методом стимулировать. Сама видела это, когда работала в одной оптово-производственной конторе, где основной задачей директора было вызывать к себе по очереди руководителей департаментов и орать на них. И его бизнес до сих пор существует, вопреки всем правилам экономики и реальности, и даже развивается.

Читала также в блоге одного владельца агентства аналогичные выводы: некоторым людям просто необходимы пинки. Никакие пряники не работают, нужен кнут.

Это тема для отдельной статьи, уж слишком много материала, споров и противоречий.

Вывод:

Фрилансерами могут быть не только лишь все. Не каждый может это делать.

Если серьезно, то для работы вне офиса необходимо иметь недюжинную силу воли и высокий уровень самоорганизации. И если даже ты сам так можешь, не факт, что найдёшь себе таких же помощников.

А без команды агентство не построить.

Команда

Мне нравится работать с людьми, которые «сбились» вокруг меня за эти годы. Со схожими ценностями, взаимопониманием, ни на кого орать не надо. Но их мало. Такими темпами команда, достаточная для поднятия агентства, сформируется лет через 10. Или нет.

Самое больное в работе с командой:

  • Нести ответственность за чужие косяки. Если беру задачу, то полностью за нее отвечаю. Когда исполнители подводят, всё равно отвечаю я. Это нормально, но для гиперответственного перфекциониста — слишком много стресса.
  • Обученные тобой люди, в которых вложено много времени и сил, сваливают искать лучшей жизни. Это больно. Мне не жалко учить. Но не тогда, когда сама плачу за это деньги.
​Я и мои миньоны
​Я и мои миньоны

Так поняла, что не хочу искать, набирать и воспитывать себе команду для агентства.

Но самое главное и неприемлемое именно в агентском бизнесе для меня то, что с ростом команды и объема работ неизбежно формируется конвейерная модель производства. Нет глубины погружения в задачу, в бизнес клиента. Нет гибкости. К тому же с ростом агентства растёт операционная нагрузка на руководителя. И это тоже не та работа, которой мне нравится заниматься.

Если не агентство, то кот?

Почему за десять лет в digital я так и не организовала своё агентство

Так чем же нравится? Если нравится интернет-маркетинг, менеджмент, бизнес-процессы, оптимизация, то вроде прямая дорога делать агентство?

Нет.

Меня вдохновляют частные случаи и уникальные задачи в маркетинге, бизнес-процессах, рекламе. Не поток. Хотя раньше думала, что рутина — это моё. Могла копаться в табличках часами, составляя и пересоставляя отчеты, конструируя базы данных в MsAccess и прочее подобное. Но это оказалось не так интересно, как решать задачи. Чужие. Свои образуются недостаточно быстро, и не так разнообразны.

  • Искать какие-то обходные пути, неочевидные решения конкретных проблем.
  • Достигать намеченных целей вокруг ограничений, нестандартных ситуаций, уникальных условий.
  • Growth Hacking, поиск точек роста в производственном процессе, бизнесе, маркетинге.
  • Придумать гипотезу, протестировать, при положительном результате масштабировать.

Быстро, интересно, эффективно. Считаю, что сейчас, на сжимающемся рынке, при растущей конкуренции, можно выжить только так.

Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте.

Чёрная Королева

Поэтому консультирую.

И второе, что меня вдохновляет — это видеть, как «что-то начинает получаться» у других. Видимо, то же самое чувствуют те, кто идёт на педагогический по призванию. Про себя понимаю, что могу научиться чему угодно, быстро и без проблем, но уже не испытываю от этого особой радости. Видеть же, как искра понимания загорается в глазах другого человека — это какой-то особый кайф.

Поэтому учу и курирую.

Мне важно чувствовать свою полезность, важно, чтобы клиент получил именно то, зачем пришел. Даже если сам чётко сформулировать не может. В таких случаях формулируем вместе, затем ищем решение. Важно найти оптимальное, получить обратную связь, посмотреть на результаты внедрения, наметить дальнейшие шаги.

Максимум контроля. Максимум контакта. Обоюдная ответственность. И дальше — к новым задачам!

5353
46 комментариев

Почему череда неудач доказывает готовность делиться знаниями с другими?

Не добежавший до финиша бегун, автогонщик не вписавшийся в поворот - это что, будущие тренеры?

8
Ответить

Лучше так чем учителя-теоретики, которые запирают детей в бетонной коробке с расписанием и заставляют зубрить быстро устаревающие факты.

2
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

осталось как сейчас модно написать "супермегаинтенсив за 2 дня")

1
Ответить

В свое время пытался агентство открыть. Но это было еще до моего входа в диджитал и агентство планировалось "традиционное". Опыта тогда было не много и пришлось это дело на самый пик кризиса 2014. В общем, ничего не пошло. Тоже устраивался в агенство, но опять же тогда еще не диджитал. Посидел без зарплаты, т.к. "у нас же еще аренда, корпоративная связь, сайт, долги перед подрядчиками, без этого всего точно работать не сможем, но мы же команда, семья, мы потерпим". Сейчас вот корпоративный интернет-маркетолог и балуюсь фрилансом. Тоже думаю начать заняться обучением - друзьям часто помогаю освоить направление, да и в моем регионе с этим тухло. Куда ни плюнь, попадешь в интернет-маркетолога, правда, у которого инстаграм универсальное решение всех проблем. Год назад сменил работу, на прошлом месте так и не смогли найти замену. Полтора года уже стучится на HH компания с предложением, которое закрыть эти полтора года не могут. На позапрошлой работе вырастил себе замену за две недели, до сих пор там работает.

2
Ответить

Сфера нуждается в нормальном обучении и систематизации. Учить надо не только спецов, но и клиентов. Столько мифов и всякой дезы наплодили всякие бм и им подобные, что руки опускаются. Но если не мы, то кто? Надо что-то делать же. Отращивать культуру потребления, повышать компетентность кадров, учить принимать оптимальные решения. Надо.

1
Ответить

Ой Ма Ха, раньше тебе надо было прочитать Rework 🤓

2
Ответить