Для начала стоит выделить виды мероприятий, связанных с обещанием награды за выполнение участниками определенных действий:
- публичное обещание награды;
- публичный конкурс;
- проведение игр и пари, лотерей, тотализаторов, иных игр государством или по его разрешению.
Эти типы различаются по механике проведения, правам и обязанностям сторон, юридическим последствиям и особенностям их рекламы. Например, организатором лотереи может быть только федеральный орган исполнительной власти, а рекламировать игру, основанную на риске, можно только в определенных местах или в определенное время.
При публичном обещании награды ее может получить любое лицо за совершение определенного действия, а при проведении публичного конкурса она уходит тому, кто лучше других выполнил задание или достиг других результатов в соответствии с условиями.
То есть от того, как именно ваше мероприятие описано в правилах проведения, зависит, какие юридические нормы его регулируют и какие последствия могут наступить. Я расскажу только о правилах проведения публичного конкурса в интернете — специальные нормы закреплены в главе 57 Гражданского кодекса РФ:
- организатором конкурса может быть любое лицо;
- для проведения конкурса не требуется его предварительной регистрации и разрешения государственного органа, как, например, в случае с лотереей.
- самое важное — в открытом доступе опубликовать правила проведения конкурса и соблюсти их.
Характеристики публичного конкурса
Из статьи 1057 Гражданского кодекса следует, что конкурс — это публичное объявление о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов, которую должен получить тот, кто признан победителем конкурса в соответствии с условиями выполнения задания.
- Награда в конкурсе, как правило, выдается только лучшему участнику (участникам), то есть тем, кто лучше остальных выполнил задание — например, по мнению жюри. То есть если в правилах вы пишете, что приз будет выдан каждому десятому пользователю, сделавшему «перепост» записи в социальной сети, то отношения с участниками будут регулироваться положениями ГК РФ о публичной награде.
- Конкурс будет считаться несостоявшимся, если в нем принял участие только один человек, поскольку отсутствует возможность выбора победителя. То же самое произойдет и в том случае, если несколько работ представлены единственным участником.
- Согласно этой же статье, любой публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей, тогда как публичное обещание награды может преследовать только частные интересы. При отсутствии такой цели конкурс не соответствует требованию закона, а значит, недействителен. Пользу необходимо указать в правилах.
К счастью, формулировка «достижение каких-либо общественно полезных целей» в статье ГК дает возможность широко трактовать этот термин, а современное законодательство и вовсе не содержит такого понятия. Нужно только учитывать, что общественно полезной целью, например, не будет «увеличение объема продаж товаров организатора публичного конкурса».
В практике встречаются, например, такие формулировки:
- «продвижение и коммерциализация инноваций»;
- «образовательно-познавательная общественно-полезная цель конкурса»;
- «поддержка творческого самовыражения и развитие творческих навыков у участников конкурса».
Всё это с формальной юридической точки зрения не дает квалифицировать такие конкурсы как недействительные.
Обязательная информация в правилах
Теперь рассмотрим, какие сведения должны содержать правила проведения конкурса, чтобы избежать признания его недействительным:
- условия, предусматривающие существо задания;
- критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений. Это делается для того, чтобы участники знали, каким требованиям должны соответствовать выполненные работы, и какова процедура подведения итогов конкурса, то есть где, когда, каким образом пройдет оценка результата работ;
- место, срок и порядок их представления;
- размер и форма награды, изменить которые можно лишь в течение первой половины срока, установленного для представления работ;
- порядок и сроки объявления результатов конкурса.
Хочу отдельно отметить особую важность качественного описания условий, перечисленных в первых двух пунктах данного списка. Нечеткое описание задания или критериев оценки результатов работ, а также их несоблюдение может привести к спорам с участниками.
Например, в фотоконкурсе, который проводили в Facebook представители компании Honda в России, один из проигравших участников в суде потребовал от организаторов возместить моральный ущерб и предоставить приз в связи с нарушением. По его мнению, организатор сделал победителем участника, фото которого формально не соответствовало требованиям к конкурсным работам, описанным в правилах.
Также рекомендуется предусмотреть следующие условия:
- территория проведения конкурса и, в случае необходимости, возрастные ограничения для участников;
- запрет на участие работников и представителей организатора, членов их семей и так далее;
- согласие участников с условием о том, что в случае изменения или отмены конкурса организатором, последний не обязан возмещать расходы участникам конкурса, которые не закончили и не представили свою конкурсную работу, поскольку она заведомо не соответствует условиям. Такое условие поможет вам избежать установленной законом обязанности возместить расходы, понесенные участником, в связи с участием в конкурсе и его отменой;
- если предметом конкурса является создание результата интеллектуальной деятельности, должны быть условия предоставления прав на него организатору, а также использования и выплаты вознаграждения автору;
- право не возвращать участникам конкурса их работы. Иначе по закону их придется вернуть;
- условие о праве организатора не выплачивать денежный эквивалент не денежной награды, а также не осуществлять ее замену. Это позволит избежать необоснованных требований финалистов заменить не денежный приз деньгами;
- информация об организаторе;
- согласие участников на обработку их персональных данных;
Авторские права
Очень важно уделять внимание соблюдению авторских прав на результаты конкурсных работ или объекты исключительных прав, которые используются при оформлении конкурса. Иски от авторов в связи с незаконным использованием их фотографий, иллюстраций или других объектов — одни из самых частых проблем при проведении конкурсов крупными брендами. И суды в таких делах часто становятся на сторону авторов.
Например, рекламное агентство, проводившее конкурс для одного из тройки мобильных операторов, использовало фото частного фотографа, чтобы оформить конкурс, не получив разрешение на использование. Юристы фотографа потребовали от агентства компенсацию в несколько десятков тысяч долларов, шантажируя компанию оглаской данного дела и испорченными отношениями с своим клиентом.
Дело дошло до суда, к которому привлекли не только виноватое агентство, но и оператора. Автор в итоге получил свою компенсацию, хотя и в существенно меньшем размере, чем требовал изначально, а сотрудникам агентства пришлось понервничать, объясняясь с клиентом. В итоге всё закончилось не так плохо, как могло бы, но времени и нервов, потраченных впустую, ушло не мало.
Мошенничество со стороны участников
Также необходимо обратить особое внимание на описание прав организатора по отстранению участника от конкурса, если его действия несут мошеннический характер — например, если он пытается достигнуть результата нечестным образом — «накручивает» голоса, лайки, использует специальные программы, подкупает других участников.
Несмотря на все рекомендации, которые я отметил, всегда есть множество нюансов, поскольку каждый конкурс и его риски индивидуальны. Это зависит от субъектного состава, механики, призов, но самое важное я описал выше.
Реклама
Кроме указанного, при распространении информации о конкурсе организаторы должны обращать внимание на соблюдение требований рекламного законодательства.
В рекламе должны быть указаны:
- сроки проведения конкурса;
- источник информации об организаторе, о правилах проведения конкурса, включая сроки окончания приема заявок на участие, количество призов, сроки, место и порядок их получения. Если этой информации нет или если она неверна, организатор может понести гражданско-правовую и административную ответственность в виде штрафа до 500 тысяч рублей.
Налоги
Важно также знать и учитывать налоговые обязательства организатора и победителя конкурса.
- Ставка налога в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в конкурсах, составляет 35%.
- Налог уплачивается только в том случае, если стоимость выигрыша превышает 4 тысячи рублей.
- Организатором конкурса должен удержать налог из выигрыша победителя в денежной форме и перечислить его в бюджет в порядке выполнения обязанностей налогового агента.
- Если выигрыш получен не в денежной форме, и налоговый агент не может удержать налог, организатор конкурса обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли обязательства, письменно сообщить победителю и налоговому органу о сумме налога и невозможности его удержать. В этом случае победителю придется самостоятельно вычислить и уплатить сумму налога с дохода в виде стоимости полученного выигрыша. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Кроме основных вышеперечисленных юридических требований есть правила у самих площадок, на которых проводятся конкурсы, с ними также следует ознакомиться. Вы же не хотите, чтобы ваш конкурс был неожиданно прерван, к примеру, владельцем социальной сети или магазина приложений.
А IGM вот не парятся
А стоило бы?
Вы о чем?
А не 13%?
Не резидентам 35% вроде.
Можете пояснить?