Как надо и не надо принимать законы? На примере онлайн-кассы

Вроде просто, понятно и на поверхности. Но почему это делается не так? И сколько ещё таких наспех принятых законов попортит жизнь предпринимателям и всем?

У меня есть небольшой семейный интернет-магазинчик. Какой — не скажу, не стоит он вашего внимания (но там всё законно:)) Да и опус не про то. Копейку этот магазин на жизнь даёт, но не больше. Больше как-то и не получается, и не хочется (хотя может, не хочется, потому что не получается?).

Я сейчас побуду немного кухаркой, которая лезет не в то дело. Законодатель же наш учился десятилетиями принимать эти законы, а я нет. С другой стороны, если принимается закон о кухарках, то кто, если не они, помогут его правильно принять? Поэтому я побуду, а вы потерпите, если можете. Заодно вспомните, с какими тараканами у вас проходила подготовка к ФЗ-54.

В 2016-м закон об онлайн-кассах обещал больно ударить по моему кошельку. Возмещения за кассу мне не положено, освобождения и отсрочки тоже. Поэтому пояса семье я затянул этак за год до дня Х.

2017-й начинался с паники. Особо шустрые компании под страхом громадных штрафов брали старые кассовые аппараты — перепрошивали под новые, или же скупали то, что есть на рынке. Как выяснилось — зря — на весь следующий год ФНС дала негласную отсрочку по штрафам (которая вроде действует до сих пор или нет?), а все взятые аппараты пришлось ещё не один раз перепрошивать или вовсе выкидывать.

Я тоже посматривал за новостями, внешне паниковал не очень. Ждал вариант чистой онлайн-кассы (т.к. принтер бумажных чеков мне, как и любому интернет-магазину, не был нужен). Но онлайн-кассы всё не было. Да ещё образовался дефицит фискальных накопителей, который сразу же жахнул по их цене чуть ли не трёхкратно. Попутно консультировался с сервисом Покупо.ру, через который работал мой магазин. Т.к. кассу скорее всего пришлось бы подключать к ним, а может и нет. С посредниками тогда вообще было ничего не понять. Юрист из Покупо тоже говорил, что может да, а может нет, но сами они ничего не знают, так как их налоговая тоже не в курсе. А оставалось всего 2 месяца до вступления в силу закона.

Через месяц яснее не стало. И ещё через один. Чистые онлайн-кассы уже появились, но в ограниченном доступе. Цены на ФН-ки снизились. А юрист говорил, что касса нужна, но торопиться не надо. На секунду: остаётся неделя до введения нового режима расчётов. Но торопиться не надо. Я уже было плюнул на них, даже решил в подполье идти. Отключил все магазины, перестал принимать оплату.

Первое июля наступило. Такого траура в жизни я до сих пор не припомню. Десять лет магазину. Куча клиентов за спиной. А куда и как теперь податься — без понятия. Попробовал другой сервис найти — а там вообще ноль. Решил напоследок пожелать всего хорошего правительству, потом на “нормальную работу” устроиться. Но не успел. Через день пишет тот самый юрист и говорит, что мне вообще не нужно заводить кассу. С какого это — спрашиваю? А потому что они мои агенты и чеки — их забота — говорят. Я говорю — бумагу покажи, что так можно. Он говорит — завтра со дня на день из налоговой должно прийти, но это неточно. А сам в отпуск ушёл. Тут как раз появилась отсрочка штрафов. И мне самому захотелось в отпуск. А в августе пришла и от Покупо бумага, и Минфин разъяснительное письмо написал, и моя налоговая тоже одобрила такой порядок. Выходит, прав был юрист. Торопиться было не надо.

Знакомый Женя кстати, по такой же системе работал. Но поторопился и за пару дней до первого числа купил свою кассу. В результате обиделся на свой сервис, ушёл оттуда, и сам начал кассу настраивать и все шишки собирать. Хотя может, он и прав.

Сейчас вот например, ситуация с двойными чеками очень непонятная. Кто должен при втором чеке кассу применять, а кто нет? Налоговая, как обычно, пока не совсем в курсе. Жене в этом плане уже проще. Но он, кроме того, уже раза три кассу перенастраивал, соответственно терял лишние деньги и нервы.

К чему всё это я? С одной стороны, действие закона об онлайн-кассах на собственном кошельке я до сих пор вроде бы не почувствовал. С другой стороны, Женя и тысячи таких же, уже третий год мающихся. Нельзя такой сырой закон на людях испытывать. Террор это — не иначе.

А как правильно? Взять и протестировать на “кошках”.

  1. Принять закон (сомневаюсь, что текущая процедура принятия была неэффективной — на бумаге-то выглядело всё гладко, все претензии к практике).
  2. Собрать экспертов.
  3. Подключить одну конкретную налоговую.
  4. Подключить по одному предпринимателю из каждой нужной категории.
  5. Выдать им опытные образцы.
  6. Потестировать год.
  7. Написать подробные инструкции на каждый или почти каждый случай жизни.
  8. Распространить действие закона на всех.
  9. В результате сэкономить расходы всех звеньев цепи, заодно повысить собственную репутацию.

Возможно ли это в российских реалиях? Это зависит от того, переживает ли государство за чужие расходы? А государство это абсолютно не заботит. Оно упивается собственной властью. Мы сказали — мы приняли — бешеный принтер включили — дальше сами.

Сейчас вот почти на всех сползает маркировка. Но как говорится, всё что нас не убивает…

1111
34 комментария

В развитие описания негатива с онлайн-кассами:
Звонок: 
- мы хотим купить с самовывозом.
- Заходите.
Приходят две дамы. Интересуются товаром, даю консультации.
- ОК, мы хотим две штуки.
Кладут на стол деньги.
Включаю кассу. Зависла.
Звоню в техподдержку. Жду ответа пять минут. Дамы сидят. Деньги на столе.
Тех поддержка говорит, что наша касса зависла по важной причине, специалист будет после обеда.
Говорю дамам: вас устроит, если я вышлю вам чек на майл?
- Устроит.
Кладу деньги в стол, даю сдачу, отпускаю товар.
Далее, волшебные слова: КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА, вот наши документы ...
Резюме: отпуск товара без чека, товар в итоге для дам бесплатно, а для меня подорожал в 20 раз(((

3
Ответить

Так а от чьего имени контрольная закупка была? И штраф был? 

1
Ответить

Так совпало или специально проверка с  тех поддержкой бабки зашибает? 

Ответить

Онлайн кассы в том виде в котором они есть сейчас, это нифига не онлайн:) 
У нас мебельный магаз. Логично что настраивать систему со штрихкодами нам не резон. И штрихкодов на большинстве мебели нет и любой штрихкод  или код надо будет в отдельной ТЕТРАДОЧКЕ для онлайн кассы хранить.
Поэтому пробиваем просто товар по свободной цене(пока так можно, а потом привет тетрадочка с кодами)
Каждый раз когда пробиваешь по карте надо еще и на онлайн кассе в хитрых местах нажать хитрые кнопки чтоб пробилось по безналу. Расход чековой ленты(онлайн мать его расход) увеличился в два раза.
Оформление возвратов, внесений, отмена чеков - головная боль. А если ошибся в цифре(а мы люди и все ошибаемся иногда) - то исправить - замучаешься читать инструкции, потому что нифига не понятно. Конечно во всем этом мы разберемся и привыкнем.  
КАкие плюсы нам дает онлайн касса?
Посмотреть в интернете сколько средний чек и оборот? Ну такое себе) 

3
Ответить

Хотелось бы сказать, что ещё лет 5-10, и бумажные чеки и вообще всю бумагу отменят, а кассы будут чисто виртуальными, но. 
Мы недавно переехали - пришлось перерегистрировать медицинские полиса. У дочки уже какой-то там электронный вариант. База данных электронная. Казалось бы - поставь отметку в базе данных - и всё. Нет! Электронный полис изъяли и уничтожили, вместо этого выдали бумажку, потому что на электронном полисе нельзя поставить печать и подпись с отметкой о регистрации. 
Поэтому да - виртуальные кассы будут. Но с бумажными чеками :). Этот менталитет не победить. Разве что через поколение-два. 

Ответить

У меня до сих пор пылает ярким пламенем от того, что пришлось брать физическую кассу для яндекс кассы. 
По моему до сих пор нельзя посылать данные сразу в ОФД по API. 

1
Ответить

Либо физическая либо облачная. Без кассы никак.

1
Ответить