Чат-боты в FMCG. Реальные кейсы и инсайты от PepsiCo

Тема чат-ботов сейчас очень популярна, на многих ресурсах можно найти исчерпывающую информацию об этом инструменте, включая кейсы в финансовой области, телекоме и сфере услуг. Но как этот канал может быть полезным для FMCG, а тем более для таких гигантов как PepsiCo?

Рассказывают Анна Амброзевич (ex-руководитель CRM, PepsiCo) и Ольга Ремпель (CRM-менеджер, PepsiCo).

Для справки: в России компания PepsiCo представлена в нескольких продуктовых категориях: снэки (бренды Lay’s, Cheetos, Хрусteam), соки (J7, Фруктовый сад, Любимый, Я), напитки (Pepsi, Mirinda, 7UP, Aqua Minerale, Adrenaline Rush, DriveMe) и молочные продукты (Агуша, Домик в Деревне, Имунеле, Чудо, Мажитель и др). И это далеко не весь список активных на рынке брендов.

Кейсы с использованием чат-ботов

Чат-боты активно используются в PepsiCo уже 3 года. За это направление мы отвечаем вместе с командой маркетинговых технологий: CRM — со стороны бизнеса, мартех — со стороны технологий. Мы работаем с несколькими подрядчиками, которые используют как собственные платформы, так и готовые решения.

Изначально основным назначением чат-ботов была поддержка промо акций, то есть потребитель мог задавать вопросы об акции, загружать промо коды или чеки и т.д. Такие чат-боты мы называем сервисными. Постепенно мы наращивали их функционал: внедрили личный кабинет и возможность получать призы прямо в боте, а также добавили маркетплейс. На данный момент сервисные чат-боты являются практически must-have различных промо акций PepsiCo и покрывают более 80% клиентской поддержки именно по части FAQ в промо.

​Пример сервисного чат-бота (виджет на сайте)
​Пример сервисного чат-бота (виджет на сайте)

Следующим шагом стало использование чат-ботов для геймификации в социальных сетях. Примеры таких проектов: Lay’s Teams, Pepsi Waves, Домик-в-Деревне Рецепты, тесты для Lipton Green. Конечно, в первую очередь речь идет о стикерах, которые являются одним из самых эффективных способов сбора базы потребителей. Такие чат-боты мы назвали креативными или маркетинговыми.

​Пример выдачи стикеров в чат-боте Lay’s (ВКонтакте)
​Пример выдачи стикеров в чат-боте Lay’s (ВКонтакте)
Пример теста в чат-боте для бренда Lipton (ВКонтакте)​
Пример теста в чат-боте для бренда Lipton (ВКонтакте)​

И наконец, мы стали использовать чат-боты для опросов нашей аудитории через прямой контакт с потребителем. Например, опрос о новом вкусе Lipton или определение интересной механики будущих акций и т.д.

​Пример опроса в чат-боте для бренда Lipton (ВКонтакте)
​Пример опроса в чат-боте для бренда Lipton (ВКонтакте)

Стоит также отметить, что после того, как мы собрали достаточную базу данных в чат-ботах, мы также стали использовать ее для анонсирования ключевых событий бренда. То есть чат-боты стали охватным каналом.

​Пример анонса в чат-боте (ВКонтакте)
​Пример анонса в чат-боте (ВКонтакте)

Мы запустили чат-ботов практически для всех брендов портфеля PepsiCo: Lay’s, Cheetos, Агуша, Домик-в-Деревне, Имунеле, Pepsi, Lipton и др. Каждый бренд имеет свою неповторимую аудиторию в базе ботов, с которой ведет коммуникацию в соответствующем tone-of-voice. В разработке также есть чат-боты для постоянной поддержки наших потребителей.

Площадки для размещения чат-ботов

Основной площадкой для нас является ВКонтакте ввиду того, что ЦА этой соцсети более привычная к общению с чат-ботами. Кроме этого, мы активно используем виджет на сайтах. Безусловно, мы включали чат-ботов и в Viber, Одноклассники и Facebook, но они показывали меньшую активность, чем ВК.

Тем не менее, хочу обратить внимание, что логика бэкенда нашей системы позволяет быстро и просто включать и выключать чат-ботов в разных соцсетях и мессенджерах, а для потребителя это будет выглядеть как омниканальная история с общим “ядром”.

Также мы ввели важное правило: один бренд - один чат-бот на одной площадке. Раньше для каждого промо создавались отдельные боты и в итоге мы получали большое количество чат-ботов с небольшими базами, собранными по отдельным проектам.

Способы привлечения подписчиков

Мы используем несколько каналов привлечения аудитории:

  • анонс на сайте
  • анонс в email-рассылках и постах в соцсетях
  • чат-бот как основной канал выдачи в рамках проектов с ВКонтакте (это самый эффективный канал привлечения, но и самый затратный)
  • кросс-ссылки из уже завершившихся проектов
  • ссылки из медиа-рекламы в соцсетях (запустили в тестовом режиме)

Обработка данных

Есть несколько вариантов обработки сообщений в зависимости от того, какой чат-бот подключен: совсем простой работает по алгоритму простого дерева: вопрос-ответ, а есть и более сложные боты с NLP (Natural Language Processing). Самое важное, что чат-боты интегрированы в нашу бэкенд-платформу, что позволяет им быть частью омниканальной коммуникации с потребителем.

Кроме этого, мы используем данные чат-ботов для таргетинга в медиа и для LAL, а также для аналитики в опросах, чтобы кроме ответов получить дополнительные данные, например, возраст и пол.

Цели и оценка эффективности

Конечно, цели зависят от задачи проекта. Если это промо акция, то цели - это количество загруженных кодов/чеков и обработанных обращений пользователей, в опросах - это % отклика и стоимость контакта с ответом, в геймификации - количество участников, процент вовлеченности, количество шеров и другие.

Основные инсайты при работе с чат-ботами

  1. Самый эффективный сбор БД - это выдача стикеров (если ваш фокус на площадке ВКонтакте). Суть в том, что чат-бот должен давать пользователям что-то уникальное, что вы должны промотировать во всей коммуникации с потребителями. Вы можете набирать базу данных через обращения клиентов в чат-бот для поддержки, но это займет довольно много времени

  2. Показатели открытий и вовлеченности в чат-ботах более, чем в 10 раз выше, чем например в email рассылках

  3. Пользователи готовы проходить простые опросы в ботах даже без вознаграждения. Более 30% пользователей проходили опросы от наших брендов без мотивации (тест показал, что процент с мотивацией был таким же)

  4. Поддерживайте постоянный контакт с аудиторией. Если изредка что-то присылать пользователю, то база будет быстро терять интерес и отписываться от вас. Давайте ценный разнообразный контент, но в одном tone-of-voice от бренда. Не спамьте!

  5. Не забывайте, что аудитория чат-ботов очень сильно отличается от других каналов. Коммуникация и креативы обязательно должны быть адаптированы!

  6. Чат-бот должен работать постоянно, потому что после его отключения потребители с большой долей вероятности захотят общаться с ним и дальше

  7. Заранее продумывайте бизнес KPI’s конкретного чат-бота, а также какие показатели вовлеченности и качества работы самого бота вы хотите измерять

  8. Сложных ботов запускайте поэтапно

  9. Обязательно тестируйте бот на себе и коллегах

  10. Чат-бот должен уметь шутить и отвечать на странные вопросы. Пользователи соцсетей очень любят “троллить” ботов

  11. Тесты с использованием social ID из базы чат-ботов для медиа рекламы (ретаргетинг и LAL) дает в разы лучше результаты, чем обычный таргетинг. (Данные на основе тестов только в ВКонтакте)
  12. И самый главный инсайт: не бойтесь пробовать и тестировать, потому что универсальных решений не существует. Найдите то, что будет эффективно работать именно для вашего бизнеса!
А вы используете чат-боты в своем бизнесе?
Да
Нет

Статья подготовлена на основании данных за период сен'17-сен'19. Отдельное спасибо Ульяне Жериновой за вдохновение и Ольге Дерышевой за помощь!

44
4 комментария

Спасибо большое за интересную информацию. Суперическая статья! 

3
Ответить

Спасибо, что поделились инсайтами!

1
Ответить

"Показатели открытий и вовлеченности в чат-ботах более, чем в 10 раз выше, чем например в email рассылках"

При среднем OR email в 20% - получаются странные цифры в чат-боте :)

и, не надо забывать, что в вк большой процент тех, кто просто открыл сообщение, чтоб не висело уведомление о сообщении.

Ответить

спасибо за кейс! а были кейсы с мультиязычными ботами? 

Ответить