Daria Khokhlova
22 871

Опцион для сотрудников в стартапе — как объяснить работникам его выгоду

Иван Цыбаев, генеральный директор российско-американского стартапа Trucker Path, занимающегося разработкой платформы для поиска перевозчиков грузов — о том, что такое опцион для сотрудников небольшой компании, почему получать его выгоднее, чем зарплату.

Поделиться

В избранное

В избранном

Цыбаев также рассказал, как объяснить работникам решение руководства ввести подобную схему оплаты труда.

Компания Trucker Path создана Иваном Цыбаевым, 28-летним эмигрантом. В конце июля компания анонсировала раунд А размером в $20 млн. На сегодня в штате порядка шестидесяти сотрудников, часть из них — разработчики, которые базируются в Москве.

Цыбаев живёт в Кремниевой долине, откуда и ведёт бизнес, команда менеджеров базируется в Остине, Техас. Trucker Path представляет собой приложение для водителей грузовиков и рыночную платформу (маркетплейс), которая объединяет перевозчиков с водителями.

Статей про опционы для стартапов на русском языке очень мало, что неудивительно — вероятность выхода стартапа в России невысока. Так как разработчиков мы нанимаем, в основном, в Москве, новым сотрудникам всё приходится объяснять самостоятельно, также скидывая иностранные публикации и разъясняя трудно переводимые термины.

Понимание опционов даётся непросто, поэтому сначала мы привлекаем внимание кандидатов понятными для понимания вещами, как многие успешные стартапы сегодня, — хорошими условиями работы (интересные проекты, отличная команда, хорошая зарплата, переезд в США).

Так как российские (белорусские, украинские) разработчики практически не понимают ценность опционов, то опцион для нас — скорее инструмент удержания сотрудника в долгосрочной перспективе; иными словами, мы стараемся понять, какой опцион нужно дать сотруднику сейчас (хоть он пока плохо понимает его ценность), чтобы он остался в компании на четыре года, а то и дольше. То есть чтобы его было гораздо сложнее переманить другому стартапу или big boring corporation (далее bbc).

Что такое опцион и как он «вестится»

Когда у сотрудника есть опцион (и он понимает его ценность), у него появляется личная заинтересованность в успехе компании. Если за зарплату можно отсиживаться, то с вручением опциона, мотивации отсиживаться гораздо меньше. Этому ещё способствует вестинг — механизм отложенного получения опциона. Стандартный вестинг — четыре года с клиффом на один год, то есть по истечению первого года работы (клифф) сотрудник получает 25% опциона (если он уйдёт из компании раньше, то он не получает ничего), а потом каждый месяц идёт начисление равными долями на оставшиеся три года.

Вестинг можно делать и нестандартно — есть немало стартапов с вестингом на пять лет, а также с привязкой вестинга к объёму продаж (особенно актуально для менеджеров по продажам), прибыли компании и другим показателям.

Если вы пришли на ранней стадии

Рассмотрим на упрощённом примере. У сотрудника компании опцион на 100 тысяч акций по цене 1 цент ($0,01), стоимость покупки акций по этому опциону — $1000, именно эту сумму нужно заплатить, чтобы сконвертировать опцион в реальные акции (сразу можно не платить, а лишь при наступлении экзита).

Через несколько лет компания имеет экзит и цена акций уже составляет $100, таким образом, сотрудник получает на руки $100. 100 000 акций – $1000 – налоги = $9 999 000 – налоги. Конечно, при условии, что вестинг был выполнен полностью (иначе надо будет ещё доработать период вестинга в новой компании, которая приобрела стартап).

Если вы пришли на поздней стадии

Гораздо выгоднее приходить в стартап на ранней стадии — рассмотрим это на другом упрощённом примере, с теми же данными.

Допустим, что сотрудник пришёл в компанию на более поздней стадии и получил тот же опцион на 100 тысяч акций, но по цене за акцию уже в $50. Тогда на выходе получится уже $100. 100 000 акций – $50 * 100 000 – налоги = $5 000 000 – налоги. Поэтому стартапы дольше стараются держать официальную оценку компании как можно ниже, чтобы дать ключевым сотрудникам опцион по как можно более низкой стоимости за акцию.

Какие сотрудники хотят опцион

Нанимая сотрудников, я часто прошу их дать оценку их зарплатно-опционным ожиданиям по шкале от 1 до 5, где 1 — это высокая зарплата и низкий опцион, а 5 — наоборот. Если сотрудник выбирает 1 или 2, то это у меня вызывает настороженность — или сотрудник не понимает ценности опциона (а, значит, ему надо объяснить популярно), или он не планирует работать в компании долго (и лучше его вообще не нанимать).

Так, например, недавно к нашей команде присоединился Дейв Холт, который продал стартап Chromatic Research компании ATI и стартап сооснователей Макса Скибинского и Навала Равиканта Hive7, где Дейв был операционным директором, компании Playdom (Disney). В Trucker Path Дейв занимает позицию операционного директора и сумма его компенсации, конечно же, отличается от предыдущей. Но я убедил Дейва в успехе компании и он согласился на опционно-зарплатную схему.

Этот хак я позаимствовал у своего друга Ильи Сёмина из стартапа Datanyze. Работать в перспективном стартапе часто гораздо выгоднее (как в плане профессионального роста, так и в плане личного обогащения), чем работать в bbc. Однако многие это не сразу понимают и рвутся работать в bbc, а лишь потом уходят в стартапы, осознавая, что это во многом выгоднее, хотя есть риск, что стартап прогорит.

К сожалению, российские айтишники почти всегда ничего не понимают в опционах, да и не так много есть компаний, их предлагающих. На сегодня в России юридически очень сложно правильно оформить опционы сотрудникам, поэтому многие ИТ-компании «базируются» на Кипре или в другом государстве, где право позволяет предоставить сотрудникам выгодные и даже заманчивые условия. Будем надеяться, что ситуация поменяется, особенно ввиду того, что ИТ быстро развивается. Работайте в стартапах с достойными опционами, не стремитесь в bbc.

Дмитрий Никифоровтехнический директор Trucker Path

Компания Trucker Path поначалу не внушала никакого доверия, поскольку в ней никого не было, кроме Ивана. Иван позвал присоединиться и предложил так называемый опцион. Несмотря на то, что с первого взгляда схема с опционами похожа на мошенничество, на самом деле она может обогатить владельца. Прежде я слышал много историй из достоверных источников, что люди, присоединяясь к компании, обещающей опцион, впоследствии сказочно богатели. И я решил пойти на этот риск. Позже пришло понимание опциона.

По сути он является обязательством компании продать обозначенное количество акций по фиксированной цене. И если в связи с покупкой компании, выхода на IPO или ещё чего цена компании вырастет больше, чем указанно в опционном контракте, то получатель окажется в плюсе.

Конечно, нужно внимательно читать контракт и не стесняться спрашивать у руководства компании, а лучше даже у юристов.

Андрей Неверовглавный архитектор Trucker Path

Я знаком с Дмитрием, техническим директором компании, уже чрезвычайно долгое время, многие столько не живут. Мы вместе учились, потом вместе работали в нескольких компаниях. Сначала Иван и Дмитрий рассказали мне всяких крутых историй про наши космические перспективы и то, что я практически обязан присоединиться к этой компании. К тому же, мне предложили отличные условия по опциону.

О том, что такое опцион в принципе, тогда я знал примерно ничего. Оказалось, что это достаточно рискованное, но при этом, в случае успеха, весьма прибыльное мероприятие, которое в перспективе может сделать меня миллионером.

{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 52, "likes": 31, "favorites": 24, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "9778", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]