Синдром самозванца. Коучинговые инструменты

Время чтения статьи ~ 7 минут.
Если захотите задавать себе предложенные вопросы по ходу чтения, время может увеличится. Настроение может подняться. Сложное может показаться проще.

Знакомо вам чувство, когда не можешь начать работать и проявляться в определенном направлении, потому что кажется, что еще какой-то недо? Не хватает либо знаний, либо практики, либо смелости заявлять о себе, потому что кажется, что тогда непременно освистают? Или ещё хуже что-нибудь.

Синдром самозванца впервые описан в статье Полин Роуз Кланс и Сюзанны Имс «Феномен самозванца среди успешных женщин» о высокодостигающих женщинах. Проблематика статьи сводилась к некому “внутреннему опыт интеллектуальной фальшивости”. Сам синдром определялся как внутреннее ощущение сомнения в своих интеллектуальных способностях, которое особенно часто встречается среди женщин с высоким уровнем достижений.

Харви и Кац выделяют категории, которые характеризуют синдром самозванца:

  • цикл самозванца. Увеличение уровня тревоги (две стратегии преодоления: чрезмерная подготовка или прократинация и подготовка в авральном режиме) — чувство облегчения после выполненного задания, даже если обратная связь позитивная, отрицают собственные достижения, считая, что им просто повезло. Если шли по стратегии чрезмерной подготовки, считают, что успех не имеет общего со способностями, знаниями и умениями. У цикла есть два следствия: перегрузка и усиливающееся раз от раза чувство мошенничества.
  • потребность быть особенным или самым лучшим. Живут в дихотомии либо «самый-самый”, либо »я ничтожество”. Это искажение мешает формированию адекватной самооценки и создает проблемы с восприятием критики, даже в формате развивающей обратной связи.
  • супергеройские возможности. Внутреннее представление, что совершенно любое задание может быть выполнено легко, безупречно и с первого раза без учета личных ограничений, возможностей и внешних обстоятельств.
  • страх неудачи. Не выполняя задачу по своим внутренним, чрезмерно завышенным стандартам, люди с синдромом самозванца очень переживают, испытывают стыд, унижение. Зачастую, именно страх неудачи заставляет “самозванцев” работать чересчур интенсивно и включает их в цикл синдрома.
  • субъективное ощущение некомпетентности. со стороны может казаться, что это проявления ложной скромности, или кокетства, однако люди с синдромом самозванца и правда не могу принять похвалу и положительные отзывы о своей работе, приписывая свои достижениям удачно сложившимся внешним обстоятельствам.

Замечено, что синдром самозванца тесно свзяан с эффектом Даннинга-Крюгера: люди с высокой квалификацией и уровнем знаний, умений и навыков недооценивают свои способности в собственном контексте, то есть, замечая тот объем неизвестного, который существует для них в их направлении. Люди с низкой квалификацией склонные переоценивать свои знания, поскольку область их неизвестного меньше в сравнении с областью неизвестного более квалифицированных людей.

Валери Янг, специалист по синдрому с более чем 50 летним стажем, квалифицирует его как простую разница в мыслях о себе между теми, кто испытывает синдром и теми, кто не испытывает. Янг классифицировала людей, подверженных синдрому:

  • перфекционист. Перфекционисты имеют завышенные ожидания от себя и ставят перед собой чрезмерно высокие цели. Когда им не удается достичь цели, они испытывают серьезную неудовлетворенность и беспокойство в контексте требований, который сами для себя установили. Краеугольный камень перфекциониста — невозможность получить радость или хотя бы удовлетворение от своего успеха; они всегда уверенны в том, что могли бы показать результат и получше.
  • супермен. Эти ребята уверены, что действительно значительно хуже своих коллег, а значит и работать для достижения результата (идеального, какого же еще?) должны значительно сильнее.
  • гении от природы. Судят о своих успехах исходя из своих возможностей и способностей, а не исходя из своих усилий. Если им приходится усердно работать над задачей, считают, что у них это плохо получается.
  • индивидуалисты. Этим людям кажется, что они все должны сделать самостоятельно, во что бы то ни стало. А попросить помощи — стыдно и вообще неприемлимо. Иначе все поймут, что ты не компетентен.
  • эксперты. Похожи на индивидуалистов. Верят, что раз уж к ним обратились, они непременно должны владеть всем спектром необходимых знаний и умений. Владеть на самом высоком уровне, разумеется.

Владея знаниями по теме уже можно кое-как начать себе помогать.

Дальше я предлагаю вам посмотреть на синдром самозванца с точки зрения коучинга.

Давайте обратимся к данным исследований выше и заметим ощущения, которые испытывают люди, говоря о синдроме самозванца у себя. Чтобы было еще нагляднее, сделайте чашечку чая и паузу и подумайте, какие чувства испытываете вы? Можете назвать свои чувства?

Часто это мыслительные автоматизмы, проигранные в уме столько раз, что стали привычным образом мыслей о себе. Жизнью человека может управлять убеждение. Мыслительные автоматизмы помогают формировать и присваивать убеждения себе.

Мысли о собственной “фальшивости” и несоответствии обычно образуют замкнутый круг. Внутренние комментарии и сравнения себя с другими вызывают негативные чувства.

Цикл синдрома — своеобразная петля привычки. Только вместо вознаграждения — все нарастающее чувство беспокойства, тревоги и укрепляющееся ощущение мошенничества.

Работа с запросом в коучинге во многом как раз и опирается на чувства и ощущения. Поскольку изменения очень часто связаны с поиском способа изменить свои привычные чувства и ощущения. Чтобы изменить свое состояние. И вот состояние уже ключ ко многим переменам в жизни.

Итак, что может предложить коучинг для того, чтобы смягчить симптомы синдрома самозванца, или даже получить уверенность в себе и своем профессионализме?

В общении коуч приглашает человека рассказать свою историю. Уже в процессе рассказа, его автор может заметить свои мысли, чувства, ощущения. По своей сути, растеражированная осознанность — ни что иное, как умение замечать, идентифицировать и называть свои чувства и эмоции, не путать их между собой и реагировать на них. Коуч внимательно слушает своего собеседника. И такое слушание способствует тому, что и сам человек начинает слушать себя более чутко, улавливая нюансы и тонкости собственных рассуждений, замечая себя и процесс своего размышления. Поступая так, человек уже проявляет внутреннюю осознанность, которая сближает с желаемым результатом: замены автоматических мыслей о себе. Задавая вопросы, коуч дает возможность размышлять, исследовать и слушать собственные вопросы, которые возникают по ходу рассказа своей истории.

Синдром самозванца — многоуровневая тема для исследования. Вопросы, которые могут помочь обновить собственную историю и начать менять свои мыслительные паттерны могут выглядеть так:

что я чувствую?

чего я хочу?

что я буду готов делать для этого?

Часто во время рассказа своей истории у рассказчика появляется возможность взглянуть на себя как на человека, который растет и развивается, увидеть себя во всем многообразии своих проявлений и за пределами своих автоматических мыслей о себе, за рамками своих устоявшихся убеждений.

Открытые вопросы со стороны коуча стимулируют мыслительный процесс и дают возможность рассказывать свою историю со всеми ее вехами, даже теми, что человек забыл или счел неважными по какой-либо причине.

Синдром самозванца вызывает негативные переживания и эмоции и как и в случае с любыми другими повторяющимися негативными эмоциями, чтобы облегчить чувства, можно задать себе вот такие вопросы:
могу ли я воспринять общий фон ситуации и воспринимаю ли я его?

на сколько я сейчас в контакте с собой? а с реальностью?

я сейчас в своих автоматических мыслях о себе, в “своей истории”?

По сути, вопросы выше — это один из способов остановить внутреннюю шарманку постоянно повторяющихся негативных мыслей и переживаний. Простое задавание вопросов себе в спокойной обстановке уже может дать почву для размышлений и переключить внимание в другое, более конструктивное русло.

2 комментария

Так а где сами инструменты? Вопросов не достаточно

Ответить

в коучинге вопросы — и есть инструменты. да, есть определенные техники с названиями и "протоколом" использования. однако, вопросы — это база

Ответить