Как определить свою стоимость на рынке труда и больше не сравнивать себя с макарошками

Где деньги, Лебовски? 
Где деньги, Лебовски? 

Вопрос о стоимости труда был, есть и будет актуальным. Нам зачастую очень легко определить стоимость чужой работы: «Да я за это больше тысячи не дам!»; «Вы с ума сошли?! Мой сосед Васька в два раза дешевле сделает, что вы мне тут лечите!»; ну и конечно же, самое золотое: «А почему у Сереги зарплата выше чем у меня? Мы же одну и ту же работу делаем!»

А вот когда дело доходит до заполнения графы «зарплатных ожиданий» в собственном резюме или же объявлении стоимости заказчику, тут и начинаются проблемы. Вдруг желаемая сумма покажется компании слишком большой, или заказчик откажется, потому что у него будет более выгодное предложение. В этой статье я постараюсь подсказать вам от чего отталкиваться в формировании своих финансовых ожиданиях и в случае работы в найме, и при работе с заказчиком.

Сумма указанная в резюме актуальна?

Во-первых, далеко не все рекрутеры будут это уточнять. Некоторые по умолчанию будут отталкиваться от того, что у вас указано, а другие буду спрашивать про желаемый доход словно не видели его в вашем резюме. И не надо спрашивать «Вы что, не видели этого в моем резюме?» Все они прекрасно видели, а такие вопросы могут быть сигналом к началу торгов :)

Так все таки, что же нужно учитывать при выставлении желаемой заработной платы:

  • Уровень оплаты по рынку. На это важно обращать внимание, но не стоит закрываться в эту вилку. Хочется напомнить, что любой рынок это «живой организм» на который могут влиять как и работодатели, так и сотрудники. (Сотрудники конечно в сильно меньшей степени, но и такое тоже бывает. Хотя тоже вопрос дискуссионный). Здесь конечно все зависит от вашего опыта и кейсов, которые вы реализовывали
  • Опыт работы на должности и сфере. Отработав на определенной должности более 5 лет, у вас явно не будет желания переходить в новую компанию на ту же должность на уровень оплаты джуна (хотя работодатель был бы безмерно этому рад). То же самое касается и перехода на смежные позиции в сфере, которые отличаются от вашей действующей позиции. Ваша экспертиза в нише никуда не денется: немного поменяются задачи, но накопленный опыт и понимание того, как все устроено, поможет вам. Сравните по рынку сколько получают специалисты с вашим опытом (да, кроме как на время работы, ориентироваться будет не на что, ведь какие проекты человек все это время реализовывал вы вряд ли узнаете, но все же).
  • Предыдущий уровень дохода. Если вы переходите из одной компании в другую, но позиция и зоны ответственности не меняются, то даунгрейд по оплате даже не рассматривается. Базово, я рекомендую плюсовать от 20 до 30 процентов от предыдущего дохода к желаемому. Для вас это будет ощутимая разница в доходе и с большей вероятностью не выведет ваши ожидания за рамки рыночной вилки.
  • Зоны ответственности и трудозатраты на новом месте. Этой информацией вы будете обладать уже после общения с компанией. А еще вероятнее после общения конкретно с нанимающим менеджером (это не камень в огород рекрутеров - порой вся картина вскрывается уже на более поздних этапах как бы ты не снимал заявку). Помните, что при смене работы в на первых этапах будет тратиться больше времени, сил и эмоций, но спустя период адаптации все вернется в норму, но если ваша зона ответственности вырастет по сравнению с прошлым местом работы, то не бойтесь просить больше.
  • Текущие потребности+комфортный уровень+сбережения. Самый ключевой пункт из всех вышеперечисленных. На этом этапе вам необходимо проявить чудеса стратегического мышления, посчитать все свои доходы и расходы и определить ту сумму, которая вам нужна для минимального закрытия потребностей. Важно сохранять объективность (включать в эти расходы регулярные полеты на Сейшелы очень хочется, но не надо). Отталкиваясь от суммы текущих потребностей добавьте к ней ту сумму, которая позволит вам чувствовать себя более комфортно (нет, не 500к сверху опять же, а как писал выше - 20-30%). Что касается сбережений - здесь нет универсальной цифры. Для начала было бы хорошо вообще научиться их делать, откладывая хотя бы 10% от приходящей котлеты и постепенно наращивая эту сумму. (Эти деньги тоже не должны лежать у задней стенки шкафа, но этот блог не про инвестиции, поэтому почитайте что нибудь у профильных авторов)
А какую зарплату просить? 
А какую зарплату просить? 

А как фрилансеру определить стоимость своей работы?

Недавно мне попалось одно замечательное видео на эту тему. И там была следующая инструкция:

«Возьмите за точку отсчета ту сумму, которую вы хотите получать за месяц. Например 300 000 рублей. Прикиньте количество часов, которое вы хотите уделять работе. Например 3 часа в день. Соответственно, при 3 часах занятости в день, в месяц вы будете тратить на работу 60 часов. Делим 300 000 рублей на 60 часов и получаем стоимость одного часа равную 5000 рублей. Объявляем заказчику эту стоимость и весело идем нахрен с такими ахеревшими ценами»

Если серьезно, то при расчёте стоимости своего часа нужно учитывать:

  • Количество и качество выполненных заказов: если вы только начинаете, то ваш путь к заказам это демпинг. Вам нужно наработать базу клиентов и переманить их у конкурентов. Но тут важно слишком сильно не занижать и держать уровень чуть-чуть ниже рынка. Очень низкая цена может отпугнуть хорошего клиента, но привлечь халявщика, который за 1500 рублей отымеет вашу голову и нервы на годы вперед.
  • Текущую воронку новых заказов: если у вас получается стабильно привлекать клиентов, и многие из них повторно возвращаются к вам за услугой, то для новых клиентов вы можете поднимать стоимость. Поднятие цены для новых клиентов не означает, что в этот же момент вы должны поднять цену для старых, но если заказов становится уж слишком много, то оптимизация затрат времени через повышение цены - ход рабочий. Не бойтесь потерять постоянного клиента. Казалось бы это очень плохой совет, но живя в таком страхе вы никогда не выйдете на качественно новый уровень. Да и если постоянник обращался к вам только из-за цены, то он бы все равно рано или поздно отвалился бы, найдя кого-то «подешевле»
  • Свою квалификацию: пожалуй это самый сложный поинт. Синдром самозванца, о способах борьбы с которым я писал в этой статье, в наше время присущ всем. Но есть и обратная сторона, когда вы можете сильно себя переоценивать. Ориентируйтесь в первую очередь не на количество выполненных вами заказов, а на их качество и сложность. При появлении крупных и сложных кейсов в портфолио, даже пускай на ранних этапах они в выполнении стоили ниже рынка, стоимость часа вашей работы сильно вырастет. А уж если у вас уже были крупные заказчики - то и подавно.

Самое сложное для фрилансера - перейти психологический барьер цены. В первую очередь пугает то, что у конкурентов может быть дешевле и заказчик пойдет к ним. Но конкуренты были, есть и будут всегда и у всех (если вы конечно не пастух в маленькой деревеньке на фарерских островах. Если это так, то я знатно так подах… удивлюсь и поблагодарю вас за прочтение статьи!).

Помните - ваш клиент вас найдет, главное вы не переставайте его искать :)

Ну и, конечно же, ссылки на мой ТГ канал :)

Рекрутер КОТорый | YPA BLOG - Мой личный блог, в котором я делюсь личными соображениями о работе и полезными материалами на тему (и сообщаю о выходе новых статей :) )

1313
12 комментариев

Чтобы не сравнивать себя с макарошками, надо прокачивать скилл, добиваться крутых результатов и публично рассказывать об этом. Хорошего спеца схантят и по стоимости выше рынка

2

Полностью согласен) Хороший спец даже до рынка труда дойти не успеет

1

Здравствуйте, поправьте заголовок пожалуйста

1

Здравствуйте! Спасибо большое, что указали на ошибку! :)

1

я читая название статьи: кто такие макарошки ? это какой то термин новый для джуна? через 3 секунды...аааааааааааа

1

Ахахаха, да, это самые обычные макароны) Часто сталкивался с вопросом "Продукты растут в цене, а зарплата не растет. Что делать?". Отсюда и такое название)

Приятно видеть такие развернутые советы по выставлению желаемой заработной платы

1