Как уберечься от негативного SEO и не потерять позиции: мой опыт за последние три года

Что вам известно про негативное SEO?

Возможно, вы считаете это мифом и в этом есть доля здравого смысла, но это так только на первый взгляд.

Джон Мюллер и другие представители Google, ранее не единожды заявляли, что поисковый алгоритм Google способен определять спамные ссылки и игнорировать их значение для выдачи. Но так ли это на самом деле?

Мой опыт и опыт моих коллег говорит об обратном. Негативное SEO это то, что реально существует и успешно применятся как единичными сеошниками так и SEO агентствами. Возможно Google способен идентифицировать и игнорировать некоторые спамные ссылки, но, к сожалению, далеко не все и не всегда.

В этой статье я расскажу про свой опыт противодействия негативному SEO в англо-сегменте. Что я предпринимал для защиты и что при этом работало, а что нет.

Оригинал статьи на английском доступен по ссылке: https://marketinghack.net/blog/protect-website-from-negative-seo/

Как я узнал про негативное SEO?

Долгое время я знал о негативном SEO только из статей и публикаций на англоязычных форумах. Но в один прекрасный день мое настроение серьезно испортилось поскольку я заметил, что на мой сайт появились ссылки которые выглядели по меньшей мере подозрительно и к происхождению которых я не имел никакого отношения.

Особенно удивляла их тематика. Ссылки были размещены в статьях на порно хостингах и имели анкор тексты соответствующего типа. Проблема усугублялась тем, что ссылки появлялись регулярно - по 2 -3 в неделю. Кто-то систематично размещал плохие ссылки стараясь навредить моему проекту.

Мой сайт занимал Top 5 Google в US по некоторым мани-запросам в своей нише и продолжал расти. И очевидно это кому-то не очень нравилось – скорее всего одному из конкурентов.

С этого дня я начал глубже вникать в тему противодействия негативному SEO. Первым делом я сразу добавил все найденные порно ссылки в Google Disavow Links Tool. Более того, я стал это делать регулярно - каждую пятницу. Таким образом со временем я собрал собственный список порно-хостингов, которые публикуют контент для взрослых.

Параллельно с этим я связался с администрацией этих сайтов и объяснил им сложившуюся ситуацию. Мне удалось удалить почти все ссылки и некоторые вместе с аккаунтами авторов.

Как уберечься от негативного SEO и не потерять позиции: мой опыт за последние три года

Интересно, что один из администраторов (ему принадлежало несколько подобных сайтов для взрослых) намекнул что всего за небольшой донат он избавит меня от вредоносных ссылок на его сайтах.

Недолгий поиск по его имени привел меня на сервис на Fiverr где этот человек предлагал услугу размещения сотен и даже тысяч подобных ссылок на сайтах для взрослых. Более того, в описании уcлуги он не двусмысленно объяснял для каких именно целей имеет смысл заказать у него эту услугу. Оказывается – это пользуется спросом. В данное время его аккаунт удален с Fiverr.

Я продолжил работу по переписке с администраторами сайтов. После успешного удаления 90% вредоносных ссылок они перестали появляться. Я праздновал победу, но не долго. Примерно через три месяца Ahrefs обнаружил новые вредоносные ссылки. Это была более усовершенствованная версия ссылочного спама.

Теперь ссылки были размещены не на порно-хостингах, с которыми я успешно научился бороться, а на отдельных сайтах, видимо принадлежавших к единой PBN.

Как вы, наверное, уже догадались, попытки связаться с администрацией - были безуспешными. Я попытался связаться с хостинговой компанией, которая предоставляла некоторым из этих сайтов выделенные сервера. Но хостер провайдер посчитал, что не вправе предпринять никаких ограничивающих действий по отношению к своему клиенту и посоветовал мне решать проблему через суд.

Единственным действенным средством (как я надеялся) которое я мог использовать оставалось - добавление в Disavow Links Tool. Что я и продолжал делать.

Через год (!) подобной работы - ссылки перестали появляться, а старые стали пропадать - одна за одной. Могу предположить, что конкурент (или тот, кто все это затеял) просто увидел бессмысленность своих действий и перестал продолжать их.

Это была моя вторая победа.

Третья попытка убить сайт, и она же последняя

Представьте себе ситуацию - вы нанимаете линкбилдера для получения беклинок на свой сайт. При этом вы его ничем не ограничиваете - ни по типам ссылок, ни по токсичности доноров ни по анкорным текстам - абсолютно никаких ограничений.

Так вот, у меня было впечатление, что я нанял такого линкбилдера. Только я этого, разумеется, не делал. Но мусорные ссылки появлялись и с каждым днем их становилось все больше и больше. Я понял, что это третья попытка убить мой проект за которой стоят все те же люди.

Немного деталей про ссылки

В основном это были ссылки на всякого рода ссылко-помойках - в статьях, в профилях форумов, мертвых блогах. Часто контент был сгенерирован - фактически это была абракадабра из кейвордов моей ниши лишенная всякого смысла.

Но что меня больше всего удивило так это анкор-тексты для ссылок. Они были разными - в основном это бизнес анкоры, но также и безанкорные ссылки. Выглядело это все так, как будто кто-то мне бесплатно продвигал проект :)

При этом этот кто-то "очень старался" все делать правильно:

  • использовал разные типы сайтов

  • разный объем контента на страницах
  • разные анкор тексты

  • разные типы ссылок – dofollow и nofollow (!)

Учитывая слабую посещаемость сайтов где были размещены ссылки - связаться с их администрацией было невозможно. Многие были попросту заброшенными. Поэтому я стал чаще мониторить ссылочный профиль через Ahrefs и добавлять все найденные проблемные ссылки в Disavow Links Tool.

Я делал это почти каждый день и надеялся, что и в этот раз смогу уберечься.

Но я ошибся. В январе 2018 года мой сайт резко просел в поисковой выдаче Google. Многие высокие позиции в Google теперь упали на 60 место и ниже. Это был провал.

“Писем счастья” в Search Console уведомляющих о санкциях со стороны Google не было — все указывало на классический алгоритмический фильтр от Google Penguin. Видимо что-то пошло не так - и я не смог дисавовиализировать все токсичные ссылки.

В этот день я понял, что негативное SEO существует и это далеко не миф.

Почему негативное SEO способно тихо убить ваш сайт?

Для многих не секрет, что SEO продвижение в конкурентных нишах потребляет немалое количество денег, усилий и времени. И чем ближе ваш сайт находится к Top 1 – тем жёстче становится борьба среди конкурентов за так желаемое первое место.

Обычно добиться попадания сайта в Top 10 – не является чем-то невозможным для большей части поисковых запросов. При правильной организации дела - это вполне реально осуществимая задача. Гораздо сложнее продвинуть сайт в Top 5 и конечно же - на первое место.

Поскольку CTR сайта занимающего первое место значительно выше, чем к примеру у пятого, то и количество трафика будет выше. И по некоторым поисковым запросам эта разница может быть в несколько раз.

Вот статистика корреляции CTR и поисковых кликов за июль 2019 года:

CTR and search cliks statistics​ Согласно исследованиям: https://www.advancedwebranking.com/ctrstudy/
CTR and search cliks statistics​ Согласно исследованиям: https://www.advancedwebranking.com/ctrstudy/

С каждым годом ситуация с органическим CTR продолжает ухудшаться – более низкие SERP позиции дают все меньше и меньше органического трафика. И наоборот – сайт занимающий первое и второе место получает львиную долю трафика.

Таким образом борьба ведется не за Top 10, как раньше, а исключительно за первые несколько мест. И пробиваться выше в выдаче среди Top 10 иногда становится слишком трудозатратной задачей. И иногда для этого могут быть использованы самые разные методы достижения цели.

В этих жестких условиях некоторые недобросовестные SEO специалисты поняли, что выбить конкурента из топовых позиций гораздо дешевле и быстрее, чем обойти его в честной борьбе. Самое неприятное, что это является правдой.

Несмотря на все официальные заверения представителей поисковых систем по поводу неспособности негативного SEO навредить сайту – в англоязычном Интернете достаточно много живых примеров что это не так. К тому же у меня имеются и свои личные примеры.

Обычно не стоит опасаться негативного SEO выраженного в появлении ссылок с явно негативным подтекстом - адалт, казино, мейкмани. Все это выглядит весьма устрашающе, но в действительности имеет низкие шансы причинить вред. Подозреваю, что именно такой тип "bad backlinks” Google научился распознавать и не учитывать при ранжировании. Но если на сайт вдруг стали появляться релевантные ссылки с анкорами присущими вашей нише - есть все основания опасаться. Особенно если ссылки появляются не все сразу одновременно, а регулярно и понемногу.

Другими словами - если негативное SEO будет слишком очевидным - Google поймет это и проигнорирует. Но если негативное SEO будет выглядеть как ваша собственная, но не очень умелая попытка продвигать сайт - вы можете быть наказанными Google. И чем больше это выглядит как обычный линкбилдинг - тем больше шансов что сайт попадет под фильтры.

Интересное наблюдение - первое время, когда ваш сайт пытаются убить тем способом, который я описал выше, он активнее растет в выдаче. Более быстро, чем до этого. Но потом позиции в Google обваливаются и если не предпринять никаких действий - никогда не возвращаются до прежних. В отдельных случаях даже предпринявши все от вас зависящее – вы не сможете вернуть прежние позиции и трафик.

Как защититься от негативного SEO?

Какие действия можно предпринять если ваш проект убивают конкуренты способами которые я описал выше?

Существует два типа защиты - пассивная и активная.

Пассивная защита основана на предположении, что чем более посещаемый и трастовый у вас сайт, чем больший у него DA тем он более устойчив к негативному SEO. Чем больше на страницу ведет качественных ссылок с авторитетных ресурсов, тем меньше шансов у токсичных ссылок перебить их. Хорошие ссылки в вашем ссылочном профиле — это ваша подушка безопасности против недобросовестных конкурентов.

Итак, вывод прост - получайте больше качественных ссылок, особенно тех которые нельзя купить.

Активная защита — это своевременное обнаружение и удаление вредоносных ссылок. В самом крайнем случае - добавление их в Disavow Links Tool.

Disavow Tool больше не работает?

Стоит немного разъяснить про Google Disavow Links Tool. В SEO сообществе последние пару лет активно ходят разговоры, что Disavow Links Tool не работает. Или работает выборочно – иногда удается избавиться от плохих ссылок и вернуть трафик, а иногда – нет. А поскольку Disavow Links Tool никак не уведомляет о результатах отклонения ссылок то определить работает этот инструмент или нет можно только по внешним параметрам сайта – позициям в выдаче и органическому трафику.

Только рекомендация для Google

Для того что бы понять, что происходит - стоить знать, что подача плохих ссылок на отклонение через Disavow Links Tool носит исключительно рекомендательный характер для Google.

Это означает, что Google принял ваши рекомендации, но это именно рекомендации, а не точное указание к действиям. Соответственно только Google решает учитывать эти ссылки в итоге или нет.

Причин гораздо больше

Часто любую значительную просадку органического трафика вебмастера рассматривают как результат воздействия Google санкций. С недавнего времени сюда еще добавили и Медицинский апдейт алгоритма Google. В действительности причин потери трафика может быть значительно больше.

Например, ваш сайт могли “наказать” другим способом. Скопировать контент с вашего основного лендинга и подать DMCA жалобу в Google о воровстве контента. Результат такого обмана будет очень похож на штраф от Google Penguin – полная потеря органического трафика и позиций в Google.

Найдены не все токсичные ссылки

Третья вероятная причина отсутствия результатов от использования Disavow Links Tool это то, что были найдены и отклонены не все плохие ссылки. В этом случае, как я уже говорил раньше, Disavow Links Tool не станет сообщать вам про это. Вы просто не будете знать, что загрузили в Disavow Links Tool только часть токсичных ссылок.

Именно по этой причине очень важно собрать максимально полный ссылочный профиль включая те ссылки, которые были уже физически удалены, но еще остаются в Google кэш.

Время реагирования

Четвертая причина - Disavow Links Tool достаточно долго обрабатывает данные. Результат от его использования может быть заметен через месяц или пять. Максимальный срок, о котором мне приходилось слышать – это 9 месяцев с момента последней загрузки списка ссылок. Минимальный – 4 дня, на собственном проекте. Ниже я расскажу, как мне за 4 дня удалось получить снятие санкций Google Penguin.

Спасение утопающих – дело самих утопающих

В SEO невозможно достичь успеха без системного подхода. Топовые позиции и отсутствие системы – не совместимы. Но система не должна быть жесткой. Анализируя действия приведшие к успеху важно вовремя вносить изменения в стратегию продвижения. Таким образом можно подолгу удерживать топовые позиции.

Тоже самое работает и с действиями, которые показали отрицательные результаты.

Анализируя мое противостояние с негативным SEO я постарался выяснить главную допущенную мной ошибку которая привела меня к поражению. Это оказалось – неспособность своевременно собрать новые - только что появившиеся спамные ссылки.

Ahrefs – один из лучших SEO инструментов. Нет ничего более удобного для анализа ссылочных профилей конкурентов, но это не тот SEO инструмент который создан специально для нахождения и определения спамных ссылок от недобросовестных конкурентов.

Следующим моим шагом был поиск более подходящего софта, который был бы способен найти, если не все ссылки на мой сайт, то почти все.

Мне также нужен был более детальный анализ качества, чем то, что мне предлагал Ahrefs.

И главное - мне нужен был честный параметр токсичности ссылок.

Я нашел три таких инструмента и использовал их все. Это Monitor Backlinks, CognitiveSEO и LinkResearchTools. Начал я с последнего, поскольку некоторые мои друзья уже имели опыт его использования.

В этой статье я расскажу про использование именно LinkResearchTools (LRT), в дальнейшем я возможно напишу про опыт работы с двумя остальными.

Охота на токсичные ссылки

LinkResearchTools – это инструмент который изначально был спроектирован как средство для борьбы с негативным SEO и спамными ссылками. После выхода Google Penguin в 2013 году, многие сайты потеряли свои позиции именно из-за наличия плохих ссылок в ссылочных профилях. Очень многие онлайн бизнесы лишились своего дохода, поскольку органический трафик стал для них более недоступен.

Для решения этих задач как раз и был был создан LinkResearchTools. Все последующие его SEO инструменты – появились позднее в качестве дополнений.

Прежде всего я хотел бы сказать, что я не в коим случае не занимаюсь рекламой этого инструмента – это всего лишь мой опыт. При этом успешный. Коллеги, которые знакомы со мной лично – знают эту историю с моих слов.

У LinkResearchTools – есть три значительных преимущества:

  • Позволяет собрать максимальный ссылочный профиль

  • Позволяет провести глубокий анализ ссылок и их оценку на токсичность
  • Позволяет значительно ускорить Google Disavow Links Tool

Теперь про это все поподробнее - что и как работает.

Важно найти все ссылки

Нахождение всех ссылок на сайт – задача первостепенной важности в борьбе с негативным SEO. Именно по причине, что я не смог найти все ссылки, включая токсичные – мой сайт был пессимизирован Google Penguin.

По заверениям представителей LinkResearchTools, он использует более 25 различных источников для поиска обратных ссылок. И кроме этого, юзер имеет возможность собственноручно подгружать свои собственные списки ссылок. Это, в первую очередь, могут быть ссылки из Google Search Console и со сторонних SEO инструментов. К примеру, с Ahrefs, Moz, SEMrush, Magestic и любые другие к которым вы имеете доступ.

Как уберечься от негативного SEO и не потерять позиции: мой опыт за последние три года

Это позволяет собрать все существующие ссылки или почти все.

Дополнительно можно аплоадить ваш старый список из Google Disavow Links Tool или ссылки, которые вы бы хотели игнорировать при анализе. Это позволит сэкономить время и кредиты на тех ссылках, в которых вы уже уверены.

Опция будет особенно полезной в тех случаях, когда вы имеете дело с более чем 1 миллионом ссылок, часть из которых вы уже отклоняли в Disavow Links Tool ранее.

Как уберечься от негативного SEO и не потерять позиции: мой опыт за последние три года

LRT позволяет анализировать старые – архивные ссылки. Конечно, обычно многие из таких ссылок - уже больше не существуют, но это дает возможность найти максимальное количество ссылок.

Также дополнительно, можно открыть доступ сервису в Google Search Console – это также позволит более тщательно провести сбор ссылок на ваш сайт.

Как уберечься от негативного SEO и не потерять позиции: мой опыт за последние три года

Nofollow ссылки – проверять или нет?

Несмотря на официальные заверения Google о том что nofollow links игнорируются при ранжировании сайтов, LRT позволяет их также включить в проверку. По мнению LRT, плохие nofollow ссылки – также могут навредить сайту. Я также рекомендую делать проверку nofollow ссылок обязательной.

Как уберечься от негативного SEO и не потерять позиции: мой опыт за последние три года

Тематическая релевантность ссылок

Что бы отфильтровать тематически нерелевантные ссылки LRT предлагает выбрать одну или несколько категорий соответствующие вашему сайту.

Таким образом если ваш сайт, к примеру, не имеет отношения к make money topic, но некоторые ссылки в вашем ссылочном профиле будут именно такой тематики – они будут помечены как потенциально опасные.

Как уберечься от негативного SEO и не потерять позиции: мой опыт за последние три года

Выбор режима

На выбор LRT предлагает три режима для работы:

  • Link Profile Audit – проверка вашего ссылочного профиля.

  • Disavow File Audit – проверка уже существующего Disavow Links списка.
  • Link Opportunity Audit – предварительная проверка доноров перед размещением в них ссылок.

Как уберечься от негативного SEO и не потерять позиции: мой опыт за последние три года

Классификация анкорных текстов

LinkResearchTools способен учитывать значение анкорных текстов ваших ссылок и определять насколько та или иная ссылка может быть спамной. Очевидно, что ссылки имеющие бизнес-анкоры, при их подавляющем большинстве – способны навредить вашему сайту. Особенно если такие ссылки размещены на слабопосещаемых или заброшенных сайтах.

Вам нужно будет рассортировать ваши анкорные тексты по трем категориям:

  • Brand Keywords (например: MarketingHack.net, MarketingHack)

  • Money Keywords (например: guest blogging sites, popular forums list)
  • Other Keywords (например: here, this link, article)

Как уберечься от негативного SEO и не потерять позиции: мой опыт за последние три года

Я рекомендую это сделать исключительно вручную используя список уже имеющихся ссылочных анкоров в вашей Search Console.

Стартуем проект

После запуска проекта – LRT проверит все ссылки, которые были найдены для вашего домена (или страницы). Затем алгоритм просчитает оценку потенциального риска для вашего сайта. Это не быстрый процесс и в зависимости от количества обратных ссылок он может занять несколько часов.

LRT предусматривает 6 степеней риска:

  • Very Low

  • Low

  • Below the average
  • Average

  • Above the average
  • High

Very Low и Low ссылки – допустимы в ссылочном профиле, когда как остальные представляют потенциальный риск. Особенно это касается тех, что помечены как: High. Такие ссылки обычно размещены на ссылко-помойках, заброшенных сайтах, сайтах активно продающих ссылки, сайтах принадлежащих к PBN.

Вы можете согласиться с автоматическим заключением LRT, но я настоятельно рекомендую проверить каждую ссылку вручную. Заведомо вредоносные ссылки можно даже не открывать – сразу отмечать их как плохие (значок – палец вниз). Тоже самое касается качественных ссылок на трастовых сайтах – отмечаем их как хорошие (палец вверх).

В таблице отображается URL страницы, где размещена ссылка, анкор ссылки, Class of the link и много других параметров включая параметр качества PowerTrust и параметр токсичности – DTOXRISK.

Все ссылки с высоким риском сразу добавляем в Disavow Links list. Это можно сделать как для каждой ссылки индивидуально, так и для множества выбранных ссылок – одним кликом.

Как уберечься от негативного SEO и не потерять позиции: мой опыт за последние три года

Результаты проверки ссылочного профиля

После того как вы проверили все ссылки и опасные отметили как – Disavow, ваш проект будет выглядеть примерно так:

Как уберечься от негативного SEO и не потерять позиции: мой опыт за последние три года

При этом в рейтинге ссылочного профиля, количество ссылок, отмеченных как High Risk – будет минимальным или их вовсе не будет. Тогда как ссылок “Reported as disavowed” – будет большинство:

Как уберечься от негативного SEO и не потерять позиции: мой опыт за последние три года

Как ускорить Disavow Links Tool

Последнее в списке преимуществ LRT, но не последнее по важности, это Link Detox Boost. Данный инструмент позволяет значительно ускорить проверку Google вашего Disavow Links списка. Это очень полезная опция поскольку проверка Disavow ссылок может затянуться на много месяцев.

После составления списка Disavow ссылок, вам будет предложено воспользоваться Link Detox Boost:

Как уберечься от негативного SEO и не потерять позиции: мой опыт за последние три года

Вы его можете также активировать для вашего старого проекта. LRT рекомендует использовать Link Detox Boost минимум через 48 часов после того как вы добавили ваши спамные ссылки в Disavow Links Tool. Ранее – строго не рекомендуется.

Технические тонкости работы Link Detox Boost мне не известны, но пострадавший от Google Penguin проект, о котором я рассказывал вначале статьи, вернул свой органический трафик уже через 4 дня после использования Link Detox Boost. Это звучит не очень правдоподобно, но это действительно так.

Как уберечься от негативного SEO и не потерять позиции: мой опыт за последние три года

Трафик вернулся полностью. Я не ожидал, что так быстро можно снять санкции Google Penguin.

Справедливости ради, нужно отметить, что это мой первый и единственный положительный опыт использования LRT для снятия фильтров Google. После этого я дважды еще использовал его для других сайтов – и это не принесло результатов. Возможно, там были другие причины снижения органического трафика, тем более в это время вышло несколько больших апдейтов Google, включая нашумевший Медицинский апдейт.

В качестве вывода

Очевидно, что алгоритм ранжирования Google с каждым годом становится более умным и способным распознавать искусственные попытки ссылочных манипуляций. Но он по-прежнему не идеален, и несмотря на заверения официальных представителей Google, он не редко ошибается.

Про это известно более опытным сеошникам и некоторые, не самые порядочные из них, могут использовать это в своих целях что бы выбить конкурентов из выдачи. Официально – это невозможно. Практически – так выбиваются из Top Google сайты со слабым ссылочным профилем, низким трастом и слабой посещаемостью. Теоретически негативное SEO способно убить любой сайт в топе, но именно низко авторитетные сайты со слабыми ссылочными профилями – в зоне повышенного риска.

Поэтому, чтобы уберечься от негативного SEO сосредоточьтесь в первую очередь на развитии вашего сайта. Это касается как контентной части, так и прироста новых качественных ссылок.

Некоторые ведущие SEO инструменты высылают еженедельный емеил-отчет о новых ссылках. Таким образом можно регулярно отслеживать только что появившиеся ссылки и сразу вычислить подозрительные. Чем раньше вы поймете, что за вас “взялись” конкуренты – тем у вас больше шансов спасти проект.

Ну и последнее – падение Google трафика это не всегда результат Google фильтров. Причиной могут быть – сезонное снижение трафика (например, на Рождественские праздники), апдейты алгоритмов Google, технические ошибки на сайте, устаревание контента и многие другие.

2525
16 комментариев

Таким образом со временем я собрал собственный список порно-хостингов, которые публикуют контент для взрослых.


А можно списочек?Друг просит, Сеошник.

7
Ответить

Например, ваш сайт могли “наказать” другим способом. Скопировать контент с вашего основного лендинга и подать DMCA жалобу в Google о воровстве контента. Результат такого обмана будет очень похож на штраф от Google Penguin – полная потеря органического трафика и позиций в Google.


Попадал под такие санкции. Начали обрабатывать все жалобы, которые шлют на нас. Трафик восстановили, но не полностью. Так что да, советую всем следить за жалобами более подробно. Могут без пробелм выкинуть из ТОПа в гугле, отправив на вас жалоб с к-вом URL больше 1000. Проверено на собственной практике :(

4
Ответить

Подтверждаю, негативное seo существует и никакие жирные трасты с ранками не спасут, сайты с более жирным трастом просто продержаться чуть дольше. В ру сегменте у гугла похоже точно такие же механизмы понижения конкурентов в выдаче как и в буржунете. Проверял на неплохих дропах, например, на https://mlhost.ru проставлением десятков тысяч ссылок. Количество ссылок и качество доноров однозначно влияют.

2
Ответить

Не, ну почему все занимаются какими-то накрутками, неужели нельзя в белую продвигать?

И статья о чем, о рекламе черного SEO? Автор поаккуратнее с такой информацией. Такое нельзя на всеобщее обозрение.

Ответить

Ребята не стоит вскрывать эту тему. Вы молодые, шутливые, вам все легко. Это не то. Это не Чикатило и даже не архивы спецслужб. Сюда лучше не лезть. Серьезно, любой из вас будет жалеть. Лучше закройте тему и забудьте что тут писалось. Я вполне понимаю что данным сообщением вызову дополнительный интерес, но хочу сразу предостеречь пытливых - стоп. Остальные просто не найдут.

5
Ответить

Нельзя?))

Ответить

Автору респект. Хотя немного напрягает, что опыт был лишь единичный - есть вероятность, что это вообще был не Пингвин. Но в целом смахивает на правду.

1
Ответить