Что нужно знать перед началом реверс-инжиниринга? Проблемы, недостатки и минусы копирования

Несколько дней назад ко мне за помощью с разработкой обратился новый заказчик. После обсуждения оказалось, что разработки, как таковой, там нет, а есть… реверс-инжиниринг в самом прямом его проявлении. Задача: нужно в точности повторить изделие в модели и разработать чертежи на качественную газонокосилку, имеющуюся на руках.

Я не сторонник точных копий, так как на каждом шагу встречаются спорные моменты. Подробнее о подводных камнях реверс-инжиниринга расскажу в этой статье.

Привет! Меня зовут Ляленко Даниил, я — технический эксперт. Помогаю закрыть вопросы, начиная от разработки конструкторской документации до помощи с производством вашего изделия. Мои услуги: shustroekb.ru.
Что нужно знать перед началом реверс-инжиниринга? Проблемы, недостатки и минусы копирования

Подводные камни реверс-инжиниринга:

1. Ошибка производителя

Представим, что продукт, который вы хотите скопировать, содержит в себе ошибку. Она может быть замечена производителем вовремя, а может и после выпуска партии. Если это критично, то партию отзовут, если нет — то просто сделают работу над ошибками, учтя в новых изделиях.

Но наш предприимчивый покупатель скопирует недоработанное оборудование и будет плодить ошибки снова и снова даже, когда “родитель” их исправит.

2. Несовершенство конструкции

Все сталкивались с ситуацией, что изделие хорошее, без ошибок, работает четко, но можно было сделать лучше. И вы, как пользователь, это быстро поняли. Да и разработчик, возможно, уже понял, получив обратную связь, и учел это в новой серии.

Но наш знакомый предприимчивый покупатель и здесь начал простое копирование. А ведь стоило лишь чуть-чуть проявить желание и продукт стал бы удобнее, технологичнее, дешевле в производстве и т. д.

3. Особенности технологии

Все производства разные: и оборудование у них разное, и люди там работают разные. В Европе, США и Китае очень много роботизированных производств, где всё на ЧПУ и большинству отечественных цехов и не снилось. Так вот какие-то тонкости деталей или сборки могут быть обусловлены именно этим. Например, гибочный станок может быть очень старым, а может что-то вообще гнулось вручную, и потому такие большие размеры гибов. А может это вальцами сделано? Или прессом? Или штампом? Иначе почему такая форма?

Мы это не узнаем, а параметры гибки скопируем. И будем потом получать отказы от производств в связи с невозможностью изготовить детали по нашим чертежам или собрать всё воедино. А нужно было всего лишь учесть “нормальные”, базовые, технологии и тогда все смогут изготовить. Да, это некоторые корректировки, но результат себя оправдает сэкономленными временем и деньгами.

4. Особенные комплектующие

Частая ситуация с зарубежными образцами. И Европа, и Америка имеют свои стандарты на всё. Не ГОСТовские. Китай вообще не имеет стандартов — у всех производителей одно и то же изделие может быть с небольшими отличиями. Даже метизы там могут быть иные, которые вы в принципе не найдете в магазине, только “там” ( да и вообще для них может быть нужен специальный инструмент). И конечно, когда речь идет о таких компонентах, как привода, фурнитура, арматура мы с большой вероятностью столкнемся с тем, что их либо сложно достать в СНГ (особенно после начала войны) , либо вообще не достать, так как они не импортировались никогда в принципе — из-за неприменимости (напр. дюймовые размеры) или из-за наличия аналогов (напр. с другими присоединительными размерами). И что делать? Скопированное изделие-то не будет совместимо с другими комплектующими. Хорошо, если понимание этого дойдет до начала производства.

5. Патентная защита

Можно напороться на то, что ваше скопированное изделие, прошедшее кучу испытаний и правок, доведенное до идеала и даже уже хорошо продаваемое, приведет вас в суд и вынудит платить приличные штрафы.

Да, патент на какое-либо решение это обеспечивает, и тот производитель, у которого вы взяли его интеллектуальную собственность, мог об этом позаботиться. Ведь он знает сколько сил на это было потрачено и верит, что его результат по настоящему хорош.

Правда и то, что на такую защиту можно натолкнуться и случайно — одинаковые идеи приходят разным людям. И по-хорошему нужно проверять всегда. Но в случае с собственной разработкой те элементы, которые отличаются могут быть преподнесены в случае чего, как улучшение имеющегося на рынке решения. Да и юристы конкурента будут менее агрессивны и с меньшей вероятностью об этом узнают, если у вас что-то свое, а не копия.

6. Этика

Мало кто помнит сегодня, но брать чужое — плохо🙂 А в нынешние темные времена взять чужое, особенно если это из Европы или Америки, даже может считаться элементом смекалки и патриотизма. А ведь люди, возможно, жизни положили на то, чтобы кто-то просто “копирнул” и забрал часть их потенциального дохода.

К счастью, если бы так просто это было, то давно бы в России были свои мерседесы, дайсоны и боинги.

7. Ослабление технического прогресса

Сейчас многие конструктора больше занимаются попытками повторить чужой результат и его доработать, чем придумать что-то новое. Но где прогресс-то? Где мышление? Кто будет создавать ноу-хау, если все заняты? Вся промышленность импортозамещающая сейчас. Для понимания серьезности дам аналогичное сравнение — общего в процессах столько же, как у рисования произведения и его срисовывания с раскрашиванием.

Кто-то скажет, что сначала нужно сделать материальную базу и от нее отталкиваться. Так почему самим ее не сделать? И вопрос хуже — почему ее до сих пор не сделали сами? А я отвечу — потому что до сих пор все сидят на материальной базе СССР. И ничего — ни в авто, ни в кораблях, ни в ракетах нового не придумывают. Лишь дорабатывают. Да, есть исключения. Но их мизер. Не согласны? Посмотрите на бренды, окружающие вас и сравните количество зарубежных и отечественных. А есть ли вторые вообще?

8. Логика

Самый простой и одновременно сложный вопрос — зачем массово производить то, что уже доступно на рынке.

9. Трата времени

Часто бывает и так, что при полном копировании тратится много времени на точные замеры имеющегося оборудования. По фотографии с сайта времени на повторение уйдет значительно меньше — конструктора и сами чувствуют как должно быть. Хоть это, может, и не так точно, но не менее качественнее.

В общем, как видите, даже копировать нужно с головой.

Никто не говорит о необходимости повторного изобретения велосипеда, речь идет об использовании принципов, идей или дизайна нужного существующего изделия, учитывая ваши исходные данные (бюджет, технологические возможности, санкции и т.д.).

Если же копирование всё же неизбежно, то читайте мою следующую статью, в ней я расскажу подробнее об основных подходах реверс-инжиниринга.

P. S. ссылку на будущую статью прикреплю в комментариях.

Спасибо, что прочитали мою статью! Подписывайтесь здесь или на мой телеграм-канал. Я стараюсь писать статьи, касающиеся проектирования и производства.

А если вы хотите разработать свое изделие и не знаете с чего начать (разработка с нуля или повторение аналогов), то свяжитесь со мной. Вместе мы найдем лучшее решение!

Мои услуги: https://shustroekb.ru/

11
7 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

На самом деле есть моменты, когда надо желательно прям с изобретателем разговаривать, чтобы понять почему тут этот элемент.

1
Ответить

Про пегасов - неплохо, да.

Но вы не поняли сути, думаю :) Она несколько ниже второго абзаца. Так что вы поторопились написать свой комментарий.

Пегасов нашли, а смысл не увидели: правильнее и надежнее делать всё, вникая в конструкцию и учитывая возможности, а не передирать ее слепо, как это сейчас делают на каждом шагу.

P.S. Немного фактов про "не осилил": Проект, о котором я пишу в начале у меня в работе и я не обмолвился о нем более. Так что вы точно поторопились написать своё "фи" :)

Ответить