{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что нужно знать перед началом реверс-инжиниринга? Проблемы, недостатки и минусы копирования

Несколько дней назад ко мне за помощью с разработкой обратился новый заказчик. После обсуждения оказалось, что разработки, как таковой, там нет, а есть… реверс-инжиниринг в самом прямом его проявлении. Задача: нужно в точности повторить изделие в модели и разработать чертежи на качественную газонокосилку, имеющуюся на руках.

Я не сторонник точных копий, так как на каждом шагу встречаются спорные моменты. Подробнее о подводных камнях реверс-инжиниринга расскажу в этой статье.

Привет! Меня зовут Ляленко Даниил, я — технический эксперт. Помогаю закрыть вопросы, начиная от разработки конструкторской документации до помощи с производством вашего изделия. Мои услуги: shustroekb.ru.

Подводные камни реверс-инжиниринга:

1. Ошибка производителя

Представим, что продукт, который вы хотите скопировать, содержит в себе ошибку. Она может быть замечена производителем вовремя, а может и после выпуска партии. Если это критично, то партию отзовут, если нет — то просто сделают работу над ошибками, учтя в новых изделиях.

Но наш предприимчивый покупатель скопирует недоработанное оборудование и будет плодить ошибки снова и снова даже, когда “родитель” их исправит.

2. Несовершенство конструкции

Все сталкивались с ситуацией, что изделие хорошее, без ошибок, работает четко, но можно было сделать лучше. И вы, как пользователь, это быстро поняли. Да и разработчик, возможно, уже понял, получив обратную связь, и учел это в новой серии.

Но наш знакомый предприимчивый покупатель и здесь начал простое копирование. А ведь стоило лишь чуть-чуть проявить желание и продукт стал бы удобнее, технологичнее, дешевле в производстве и т. д.

3. Особенности технологии

Все производства разные: и оборудование у них разное, и люди там работают разные. В Европе, США и Китае очень много роботизированных производств, где всё на ЧПУ и большинству отечественных цехов и не снилось. Так вот какие-то тонкости деталей или сборки могут быть обусловлены именно этим. Например, гибочный станок может быть очень старым, а может что-то вообще гнулось вручную, и потому такие большие размеры гибов. А может это вальцами сделано? Или прессом? Или штампом? Иначе почему такая форма?

Мы это не узнаем, а параметры гибки скопируем. И будем потом получать отказы от производств в связи с невозможностью изготовить детали по нашим чертежам или собрать всё воедино. А нужно было всего лишь учесть “нормальные”, базовые, технологии и тогда все смогут изготовить. Да, это некоторые корректировки, но результат себя оправдает сэкономленными временем и деньгами.

4. Особенные комплектующие

Частая ситуация с зарубежными образцами. И Европа, и Америка имеют свои стандарты на всё. Не ГОСТовские. Китай вообще не имеет стандартов — у всех производителей одно и то же изделие может быть с небольшими отличиями. Даже метизы там могут быть иные, которые вы в принципе не найдете в магазине, только “там” ( да и вообще для них может быть нужен специальный инструмент). И конечно, когда речь идет о таких компонентах, как привода, фурнитура, арматура мы с большой вероятностью столкнемся с тем, что их либо сложно достать в СНГ (особенно после начала войны) , либо вообще не достать, так как они не импортировались никогда в принципе — из-за неприменимости (напр. дюймовые размеры) или из-за наличия аналогов (напр. с другими присоединительными размерами). И что делать? Скопированное изделие-то не будет совместимо с другими комплектующими. Хорошо, если понимание этого дойдет до начала производства.

5. Патентная защита

Можно напороться на то, что ваше скопированное изделие, прошедшее кучу испытаний и правок, доведенное до идеала и даже уже хорошо продаваемое, приведет вас в суд и вынудит платить приличные штрафы.

Да, патент на какое-либо решение это обеспечивает, и тот производитель, у которого вы взяли его интеллектуальную собственность, мог об этом позаботиться. Ведь он знает сколько сил на это было потрачено и верит, что его результат по настоящему хорош.

Правда и то, что на такую защиту можно натолкнуться и случайно — одинаковые идеи приходят разным людям. И по-хорошему нужно проверять всегда. Но в случае с собственной разработкой те элементы, которые отличаются могут быть преподнесены в случае чего, как улучшение имеющегося на рынке решения. Да и юристы конкурента будут менее агрессивны и с меньшей вероятностью об этом узнают, если у вас что-то свое, а не копия.

6. Этика

Мало кто помнит сегодня, но брать чужое — плохо🙂 А в нынешние темные времена взять чужое, особенно если это из Европы или Америки, даже может считаться элементом смекалки и патриотизма. А ведь люди, возможно, жизни положили на то, чтобы кто-то просто “копирнул” и забрал часть их потенциального дохода.

К счастью, если бы так просто это было, то давно бы в России были свои мерседесы, дайсоны и боинги.

7. Ослабление технического прогресса

Сейчас многие конструктора больше занимаются попытками повторить чужой результат и его доработать, чем придумать что-то новое. Но где прогресс-то? Где мышление? Кто будет создавать ноу-хау, если все заняты? Вся промышленность импортозамещающая сейчас. Для понимания серьезности дам аналогичное сравнение — общего в процессах столько же, как у рисования произведения и его срисовывания с раскрашиванием.

Кто-то скажет, что сначала нужно сделать материальную базу и от нее отталкиваться. Так почему самим ее не сделать? И вопрос хуже — почему ее до сих пор не сделали сами? А я отвечу — потому что до сих пор все сидят на материальной базе СССР. И ничего — ни в авто, ни в кораблях, ни в ракетах нового не придумывают. Лишь дорабатывают. Да, есть исключения. Но их мизер. Не согласны? Посмотрите на бренды, окружающие вас и сравните количество зарубежных и отечественных. А есть ли вторые вообще?

8. Логика

Самый простой и одновременно сложный вопрос — зачем массово производить то, что уже доступно на рынке.

9. Трата времени

Часто бывает и так, что при полном копировании тратится много времени на точные замеры имеющегося оборудования. По фотографии с сайта времени на повторение уйдет значительно меньше — конструктора и сами чувствуют как должно быть. Хоть это, может, и не так точно, но не менее качественнее.

В общем, как видите, даже копировать нужно с головой.

Никто не говорит о необходимости повторного изобретения велосипеда, речь идет об использовании принципов, идей или дизайна нужного существующего изделия, учитывая ваши исходные данные (бюджет, технологические возможности, санкции и т.д.).

Если же копирование всё же неизбежно, то читайте мою следующую статью, в ней я расскажу подробнее об основных подходах реверс-инжиниринга.

P. S. ссылку на будущую статью прикреплю в комментариях.

Спасибо, что прочитали мою статью! Подписывайтесь здесь или на мой телеграм-канал. Я стараюсь писать статьи, касающиеся проектирования и производства.

А если вы хотите разработать свое изделие и не знаете с чего начать (разработка с нуля или повторение аналогов), то свяжитесь со мной. Вместе мы найдем лучшее решение!

Мои услуги: https://shustroekb.ru/

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Даниил про PROизводство
Автор

Следующая статья про основные подходы в реверс-инжиниринге уже здесь: https://vc.ru/998529

Ответить
Развернуть ветку
Нариман Шаимуликов

Раньше это называлось промышленный шпионаж, вначале надо больше узнать об оборудовании из доступных источников, изучить это и обсосать, в смысле обдумать. Потом бумага, карандаш и резинка ( в смысле не гондон ), накидываешь эскизы компоновки предположительно, так кишки и внутренности не показывают обычно. Если есть возможность осмотреть оборудование на выставке, то желательно прикинуться техническим середнячком, но потенциальным покупателем и начинать расспрашивать то что тебя интересуют издалека, я менеджер, хочу это оборудование купить для нашего производства, но где гарантия, что отработает срок и если деталь выйдет из строя, где я буду заказывать? Мне нужно в амортизационные расходы заложить в финансовый план,... и в это время задавать наводящие вопросы, обычно тогда они начинают выдавать те детали, которые нужно переделать или изменить весь этот узел,..
Когда вся информация у тебя в кармане, сделай свое оборудование, исходя из возможностей своего станочного парка, где будет изготавливаться оборудование. Запасы прочности надо закладывать по советский, что бы они работали как трактор Беларусь, лет 30-40 после капремонтов, вы же молодые думайте об экологии, вашим детям жить в будущем, вся это зеленная энергетика это фарс для идиотов. Чем больше оборудование работает, тем меньше расходов на энергоресурсы, просто составляете на свои инженерные разработки долгосрочные контракты.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил про PROизводство
Автор

Спасибо за такое развернутое мнение.
Да, вы правы. Было и у меня время, когда было сложнее доставать информацию, но при этом интереснее. Так я под видом менеджера по эксплуатации в группе, организованной клиентом моей компании, попал как-то на вагоностроительный завод и мне нужно было узнать, почему же их вагон легче нашего на 5 тонн легче нашего. Вот под присмотром, с засечками на ногтях, сделанным под линейку, я смотрел вагон, замеряя толщины и спрашивая "наводящие" вопросы)
Ну или на перегонах отлавливали эти вагоны и на стоянке за 10 минут лазали по ним :D
А с трактором "Беларусь" - это точно. Сейчас тоже много такого - те, кто не хочет расчеты делать, просто металла дают, чтоб "наверняка".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Марвин

На самом деле есть моменты, когда надо желательно прям с изобретателем разговаривать, чтобы понять почему тут этот элемент.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил про PROизводство
Автор

Верно. С одной компанией работаю, которая делает линии кондитерские. Так вот часть изделий скопировано у немцев.
Некоторые элементы повторяют и не понимают зачем - они ведь ни в производстве, ни в эксплуатации не используются. Но логика такая: они ж зачем-то сделали, а значит нужно :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Даниил про PROизводство
Автор

Про пегасов - неплохо, да.

Но вы не поняли сути, думаю :) Она несколько ниже второго абзаца. Так что вы поторопились написать свой комментарий.

Пегасов нашли, а смысл не увидели: правильнее и надежнее делать всё, вникая в конструкцию и учитывая возможности, а не передирать ее слепо, как это сейчас делают на каждом шагу.

P.S. Немного фактов про "не осилил": Проект, о котором я пишу в начале у меня в работе и я не обмолвился о нем более. Так что вы точно поторопились написать своё "фи" :)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда