Компании во всем мире сталкиваются с проблемой формирования правильной культуры: классические подходы не просто не работают, но и вредят бизнесу. Разбираемся вместе с Еленой Черниковой, эксперт, СЕО одной консалтинговой компании, почему так происходит и какие пути выбирают современные команды, чтобы добиться результатов.
#лонгридобл
Индустриальная эпоха, Генри Форд и конвейер, легендарные Mars и Coca-Cola сформировали классический подход к управлению корпоративной культурой через определение общих ценностей. Сегодня компании с сильной культурой опасаются классики, и на то есть ряд причин.
Представим крупный банк или большой завод 15–20 лет назад: множество офисов или производств с выстроенными процессами, одинаковыми функциями и прогнозируемыми результатами. При таком подходе процессы, а не люди определяют решения, а роль культуры — создать общие ориентиры и приятную внутреннюю атмосферу.
Однако в определенный момент начался слом парадигмы. Во-первых, непрерывные изменения потребовали от компаний большей скорости, а культура — дело инертное. Способность к адаптациям признается новым конкурентным преимуществом для бизнеса, а это заставляет компании иметь в запасе «самое разное». Во-вторых, изменились сами организации: из одинаковых отделов с одинаковыми функциями они стали превращаться в экосистемы с разными блоками и подходами. И даже самая прочная и поддерживающая культура, единая для всех сотрудников, становится ограничением для роста и развития бизнеса, потому что делается некомфортной для альтернативных точек
Ваша компания становится «культурой культур»
Допустим, вы — банк. Классически в вашей работе ценились исполнительность, перфекционизм и страсть к красивым цифрам и графикам. Но как только вы становитесь digital-банком, эти ценности не работают: требуются эксперименты, тесты, работа с пользователями. Значит ли это, что все сотрудники должны теперь стать инноваторами, готовыми совершать 100 ошибок в минуту? А команда риск-менеджмента тоже должна быть клиентоцентричной? Не факт.
Здравый смысл подсказывает, что для компании будет эффективнее, если разные по содержанию бизнес-юниты построят свои мини-культуры в соответствии с теми подходами и фокусами, которые сейчас важны бизнесу.
Культура коллабораций is the new sexy
Вместо вопроса «какие мы?» (например, клиентоориентированные, стрессоустойчивые, инновационные) в мультикультурной организации появляется вопрос «как нам построить работу вместе?». Культура коллабораций предполагает, что компания берет во внимание способность разнообразных групп сотрудников эффективно работать вместе, даже если их подходы и ценности отличаются друг от друга.
Манифесты мини-команд
Итак, у вас появилось описание мультикультуры, или культуры коллабораций. На этом все? Нет, нам также важно помочь нашим мини-командам сформировать и описать их собственные принципы и нормы, чтобы усилить и поддержать внутренние субкультуры. А также транслировать их внутри компании и сделать более понятными и прозрачными другим командам.
Топ-5 ошибок трансформации культуры
1. Слишком тихо. Внедрение новой культуры должно быть видимым и ощутимым для всех сотрудников, а не просто возникнуть в компании «из ниоткуда».
потому что люди ходят на работу из-за денег а не из-за идеи
Ну при прочих равных можно управлять и не финансово