Акселератор прошли, а бизнес не начали. Опыт работы со школьниками

В 2016 году я выпустил первый набор Школы предпринимательства для подростков. Это было интересно, это было познавательно, это было масштабно и инновационно для своего места и времени. Деятельность школы освещалась в СМИ, нашими экспертами и спикерами стали более 50 предпринимателей. В сети можно найти видео с нашим участием.
В работе у ребят были невероятные проекты: сервисная компания, стритфуд, развлекательная программа.
И что из этого получилось?
• Получился образовательный проект, вокруг которого сформировалось предпринимательское комьюнити (50+ человек).
• Получилось довести до публичной (на уровне региона) питч-сессии каждый из проектов.
• Получилось протестировать продукты, каждой из команд
Ну а теперь, что не получилось - самое главное, - ребята не стали заниматься бизнесом после окончания Школы. Они закупили оборудование, сделали лендинги, разработали программы и… Когда надо было реально начинать работать у каждого нашлись неотложные дела, которые не позволили им развивать свой бизнес.
У меня было 7 лет, чтобы обдумать эти результаты.
Во-первых, я не считаю это неудачей. Я иногда смотрю, как развивается жизнь ребят и не сомневаюсь, что наш совместный опыт помогает ребятам в жизни.
Во-вторых, мы говорим про опыт, навыки, компетенции — это все ребята получили у меня в Школе.
В-третьих, мы все, организаторы Школы, и я, в первую очередь, настраивали ребят на питч-сессию, как некую точку. В этом была ошибка. Я вижу последствия похожего настроя у многих начинающих предпринимателей, не только молодежи - выступление перед инвесторами воспринимается как пик работы над проектом (стартапом). А это не так. Это только первый шаг к основной цели - сделать из идеи прибыльный бизнес, но окружение и сами стартаперы столько вкладывают в это питч, что если сразу не предложили миллион, то все… это провал. ”Ну и что, что N. предложил встретиться, денег-то никто не дал”. Любая обратная связь воспринимается негативно.
Конечно, есть исключения, и они не редки, но если говорить о школьниках, то им нужен ВАУ-эффект здесь и сейчас. Напомню, что именно к этому их готовят подобные акселерационные программы.
Первая причина, по которой многие школьники не начинают самостоятельный бизнес — это мы сами, организаторы. Мы запускаем программы, где цель провести успешный питч или подготовить красивую презентацию и получить инвестиции, а не начать бизнес.

Причина №1 - от них этого и не ждут

Со временем я осознал, что помимо знаний и навыков о самом бизнесе, ребят надо психологически готовить к такой самостоятельности. Это даже не возрастная ответственность, когда ты начинаешь сам думать о том поел ли ты или планировать свой день, к которой ребята не всегда подготовлены.
Бизнес- это ответственность за деньги, за людей, за клиентов. Мы много от этом говорим на самих программах, но больше декларативно - "Это важно!". Программы не учат как принимать это.
Не так давно я писал про психологическую зрелость, вот это взросление надо системно сопровождать.
Совершенно естественно, что подростков это пугает. Проще отказаться, чем нырнуть.
Какой я вижу выход?
Дополнение образовательных и акселерационных программ блоком про mental health, который отвечает за душевное благополучие будущих предпринимателей.
Интуитивно я это понимал и раньше, когда, например, накануне питч-сессии устраивал резидентам акселератора вечеринку в боулинге с пиццей - никаких проектов, только развлечения.
И это сработало. На мероприятии у ребят не было страха в глазах, они веселились и вспоминали вчерашний день.
Теперь я понимаю, что этот подход и инструменты надо внедрять системно, на всех этапах работы над бизнес-проектами.

Причина №2 - страх

Третья причина самая банальная - есть много чего интересного, т.е. альтернативы.
Подросткам конечно же нужны впечатления. Сами программы эти впечатления создают, тут нет вопросов. Им интересно, они участвуют, делают презентации, работают с менторами и т.д.
А когда надо начинать бизнес, то тут уже необходимо самостоятельно "развлекать" себя. Ты сам отвечаешь за впечатления.
А вокруг много готовых альтернатив: спорт, друзья, КВН и т.п.
Что выбирает тинейджер? Что-то, где он продолжает получать впечатления и без необходимости самому что-то предпринимать.
Это нормально.
Что с этим делать?
В программе акселератора необходимо добавить блок "Запуск бизнес", где разрабатывается план продвижения, медиа-план и много другое, работа над чем (понятная, расписанная по дням) будет представлена в виде челленджей, игры или квеста и продолжит дарить впечатления уже внутри своего бизнеса.

Причина №3 - альтернативы

Список причин можно было продолжить, конечно, но я остановлюсь на этих трех:
Мы сами от них не ждем реальной работы;
Страх, как следствие психологической незрелости;
Альтернативные варианты.

С каждой из этих причин нужно и можно работать, как в процессе реализации самой акселерационной (инкубационной) программы, так и на этапе ее разработки.

11
3 комментария
Комментарий удалён модератором

Сервисная компания по обслуживаю кухонь (мебель)
Точка стритфуда
Досуговый иммерсионный проект "Лаборатория ощущений"
Онлайн-магазин горнолыжной экипировки
И др.

Ответить
Комментарий удалён модератором

Не более чем взрослые, если исключить некоторые юридические ограничения.

Ответить
Комментарий удалён модератором

Не обязательно "неотложны". Более интересных, менее затратных физически и эмоционально.
У подростков нет за спиной ипотеки и голодных детей.
Им легче (за счет ограничений) войти в бизнес и легко выйти.

Ответить