В 2016 году я выпустил первый набор Школы предпринимательства для подростков. Это было интересно, это было познавательно, это было масштабно и инновационно для своего места и времени. Деятельность школы освещалась в СМИ, нашими экспертами и спикерами стали более 50 предпринимателей. В сети можно найти видео с нашим участием.
В работе у ребят были невероятные проекты: сервисная компания, стритфуд, развлекательная программа.
И что из этого получилось?
• Получился образовательный проект, вокруг которого сформировалось предпринимательское комьюнити (50+ человек).
• Получилось довести до публичной (на уровне региона) питч-сессии каждый из проектов.
• Получилось протестировать продукты, каждой из команд
Ну а теперь, что не получилось - самое главное, - ребята не стали заниматься бизнесом после окончания Школы. Они закупили оборудование, сделали лендинги, разработали программы и… Когда надо было реально начинать работать у каждого нашлись неотложные дела, которые не позволили им развивать свой бизнес.
У меня было 7 лет, чтобы обдумать эти результаты.
Во-первых, я не считаю это неудачей. Я иногда смотрю, как развивается жизнь ребят и не сомневаюсь, что наш совместный опыт помогает ребятам в жизни.
Во-вторых, мы говорим про опыт, навыки, компетенции — это все ребята получили у меня в Школе.
В-третьих, мы все, организаторы Школы, и я, в первую очередь, настраивали ребят на питч-сессию, как некую точку. В этом была ошибка. Я вижу последствия похожего настроя у многих начинающих предпринимателей, не только молодежи - выступление перед инвесторами воспринимается как пик работы над проектом (стартапом). А это не так. Это только первый шаг к основной цели - сделать из идеи прибыльный бизнес, но окружение и сами стартаперы столько вкладывают в это питч, что если сразу не предложили миллион, то все… это провал. ”Ну и что, что N. предложил встретиться, денег-то никто не дал”. Любая обратная связь воспринимается негативно.
Конечно, есть исключения, и они не редки, но если говорить о школьниках, то им нужен ВАУ-эффект здесь и сейчас. Напомню, что именно к этому их готовят подобные акселерационные программы.
Первая причина, по которой многие школьники не начинают самостоятельный бизнес — это мы сами, организаторы. Мы запускаем программы, где цель провести успешный питч или подготовить красивую презентацию и получить инвестиции, а не начать бизнес.
Сервисная компания по обслуживаю кухонь (мебель)
Точка стритфуда
Досуговый иммерсионный проект "Лаборатория ощущений"
Онлайн-магазин горнолыжной экипировки
И др.
Не более чем взрослые, если исключить некоторые юридические ограничения.
Не обязательно "неотложны". Более интересных, менее затратных физически и эмоционально.
У подростков нет за спиной ипотеки и голодных детей.
Им легче (за счет ограничений) войти в бизнес и легко выйти.