Разработать за полтора года и увеличить доход с пользователя в три раза

Как мы в Газпромбанке делали новое мобильное приложение.

Разработать за полтора года и увеличить доход с пользователя в три раза

Проводить цифровую трансформацию в любом бизнесе нелегко, а в большом банке, в условиях жестких сроков, — настоящий челлендж. Мы запустили новое приложение, закрыли предыдущее, перенесли старых пользователей и привлекли новых. Так прошел наш первый год еженедельных дедлайнов и работ без выходных.

Как итог — мы в три раза увеличили как месячную активную аудиторию (MAU), так и доходность с пользователя (ARPU). Рассказываем, как это было и что мы будем делать дальше.

С чего все началось

К концу 2017 года у Газпромбанка было одно мобильное приложение — «Телекард», запущенное в 2011 году. На тот момент в нем было около 300 тысяч активных пользователей.

У нас была глобальная цель: по итогам 2020 года достигнуть 70% проникновения цифровых каналов в клиентскую базу и увеличить доходность с клиентов в мобильном приложении. Для этого нужно было на глобальном уровне изменить цифровую платформу, быстро перезапустить уже устаревшее приложение и существенно расширить функциональность.

На тот момент приложение устарело и не соответствовало современным реалиям. Добавлять в него новые функции значило ухудшать юзабилити и перегружать внутренние системы. Приложение давало возможность только проверять баланс и делать базовые платежи и переводы, к тому же для регистрации приходилось идти в отделение. Надо было запускать новое приложение.

Разработать за полтора года и увеличить доход с пользователя в три раза

Запуск

Работа над новым приложением началась в четвертом квартале 2017 года. В первом квартале 2018 была собрана новая команда, чтобы как можно скорее эту работу закончить, вывести приложение на рынок и начать миграцию пользователей, параллельно дорабатывая базовые функции и дизайн.

В мае 2018 мы запустили «Телекард 2.0» на Friends&Family (узкий круг сотрудников), в июле 2018 — в сторы. К этому моменту функциональность нового приложения дублировала предыдущее, разве что появилась новая возможность — открывать вклады.

Запуская приложение в крайне амбициозные сроки, мы стояли перед вопросом, какие задачи в первую очередь должен решать продукт. Сейчас очень популярна идея, что банковское мобильное приложение должно быть многофункциональным и суперпродвинутым: с возможностью купить билеты в кино, записаться к стоматологу или же забронировать ресторан (анализ теории суперприложений — это тема отдельного поста).

Наша позиция была в том, чтобы дать клиенту в первую очередь возможность максимально эффективно управлять своими финансами и сделать стабильное, отказоустойчивое приложение. Это был наш приоритет номер 0. Мы сделали ставку на бизнес-функциональность и стабильность: запустили сначала несколько видов вкладов и счета, затем кредиты, добавили переводы, обмен валюты. Вместе с тем, особым фокусом для нас была работа с нагрузкой на внутренние системы.

Выбрав стратегию развития, мы изначально определили для себя целевые показатели эффективности: ARPU, MAU, доходность и количество продуктов на клиента, проникновение пользователей цифровых каналов в клиентскую базу, отток и так далее.

Как у любого быстроразвивающегося продукта, у нас были свои проблемы роста, связанные с потребностью достаточно быстро наращивать функциональность приложения. Тем не менее, стратегия оказалась безусловно правильной — чуть более, чем за год, мы перешагнули порог в 1,4 млн пользователей, месячная активная аудитория составила 1 млн пользователей, а доходность выросла в разы.

Виктор Яковлев, Вице-президент - начальник департамента цифровых технологий Газпромбанка

Миграция пользователей

Тогда же в июле мы убрали старый «Телекард» из сторов, чтобы всех новых клиентов приглашать в новое приложение. На тот момент было около 300 тысяч клиентов, зарегистрированных в «Телекарде». У них еще оставалась возможность пользоваться старым приложением, но нужно было деликатно и окончательно перенести их в новое.

Здесь мы выбрали неправильную стратегию — решили дать возможность входить в новое приложение со старым паролем. Думали, так будет удобнее, оказалось — наоборот.

Большинство пользователей уже не помнили свои пароли (пользовались Face ID или Touch ID). Парольная политика была сложной, а восстановить пароль можно было, только позвонив в колл-центр. В итоге на нас посыпались десятки тысяч обращений с просьбой восстановить пароль. Клиенты в принципе не понимали, что им нужно сделать: войти или зарегистрироваться.

Разработать за полтора года и увеличить доход с пользователя в три раза

Пользователи звонили в колл-центр, так как не могли войти в новое приложение. На момент запуска команда была еще очень маленькой, далеко не все процессы были выстроены как надо. Колл-центру ничего не оставалось, как передавать эти запросы команде разработки приложения. В итоге из-за того, что к моменту запуска мы не успели сформировать поддержку приложения, владельцы продукта, тестировщики и маркетинг помимо своей основной работы вручную разгребали эти запросы.

Если бы мы сразу дали возможность всем регистрироваться с нуля, просто совершив миграцию данных о продуктах, нам бы не пришлось тратить время на перенос логинов и паролей, а пользователи бы не путались.

Несмотря на все эти сложности, клиенты, хоть и не быстро, но переходили. Около половины пользователей старого «Телекарда» перешли за первые месяцы, хотя некоторые из них продолжали пользоваться сразу двумя приложениями. Через несколько месяцев мы отключили старый «Телекард».

Новые функции

Занимаясь миграцией, мы параллельно разрабатывали новые функции, улучшали дизайн и онбординг, настраивали сквозную аналитику (исповедуем школу мысли — то, что не измеримо, того не существует), запускали маркетинговые онлайн- и офлайн-кампании, наращивали доходность приложения и активность пользователей. За полтора года команда сделала и запустила очень много новых функций, учитывая сложную инфраструктуру большого банка, которая в моменте претерпевала достаточно большие изменения, плюс перестройка внутренней архитектуры.

Разработать за полтора года и увеличить доход с пользователя в три раза

Вот, что удалось внедрить с момента запуска:

  • Упрощенная регистрация по данным карты и номеру телефона.
  • Оплата услуг, создание шаблонов и повтор из истории операций.
  • Переводы между своими счетами и на карты других банков.
  • Отображение карт, счетов, вкладов и кредитов.
  • Выписка по операциям.
  • Настройка лимитов по карте и ее блокировка или разблокировка.
  • Открытие вкладов, накопительных и текущих счетов.
  • Карта офисов и банкоматов.
  • Открытие валютных счетов.
  • Обмен валюты и отображение курсов в приложении.
  • Заявка на потребительский кредит.
  • Отправка на email квитанции по совершенной операции.
  • Push-уведомления.
  • Переводы по номеру телефона через СБП и MasterCard, а также внутри банка.
  • Проведение операций 24/7 (да, еще год назад часть операций по выходным не работала).
  • Безвизитное кредитование.
  • Оплата по QR-коду.
  • Частичное и полное досрочное погашение кредита.
Разработать за полтора года и увеличить доход с пользователя в три раза

Немного цифр и планов на будущее

С июля 2018 года мы нарастили активную аудиторию в три раза и увеличили проникновение активных пользователей цифровых каналов в клиентскую базу с 16 до 50%. За счет запуска большого количества новых продуктов в приложении доходность с одного активного пользователя (ARPU) с момента запуска также увеличилась в три раза. Сейчас мы выросли до 1,4 млн пользователей. Из них 1 млн пользуется приложением каждый месяц, совершая больше 3,7 млн операций.

Газпромбанк сейчас активно меняется, разворачивается в сторону розничного бизнеса и радикально трансформирует всю цифровую инфраструктуру. Одного обновления приложения недостаточно, чтобы дать клиентам возможность пользоваться всеми каналами и сервисами банка одинаково просто и удобно, обеспечив в них бесшовный опыт.

Поэтому наша следующая задача — запуск омниканальной платформы. Платформа состоит из большого количества микросервисов, по сути она — фундамент для реализации технологической и розничной стратегии банка. Она позволит построить для клиентов удобную среду, в которой они смогут заказывать, получать и управлять всеми продуктами онлайн, увеличит отказоустойчивость внутренних систем, оптимизирует затраты, ускорит время разработки, time to market продуктов и синхронизирует множество фронтальных сервисов со всеми внутренними процессами. Базовый набор сервисов планируем запустить в следующем году.

Об этом расскажем в другой раз :)

1717
26 комментариев

Так получилось, что работаю с иностранными коллегами, которые получают зп на карту Газпромбанка. И для них работа с приложением настоящее мучение. 

Во-первых, приложение работает через раз, в частности обычный перевод со счета на счет или другому клиенту. Чаще всего одна успешная попытка на 7 раз. 
Также совсем отсутствует англ. язык. 

3
Ответить

Да обалденное приложение....как положил на вклад и снять уже два месяца не могу.... идеально разработанное приложение)))снять бы и перейти в другой банк...как сделали мои друзья..перешли в втб

3
Ответить

ВТБ тоже г*вно

Ответить

В жопу ваш банк и вообще приложение. С вашими совковыми методами работы. Когда в приложении нельзя досрочно погашать задолженности и надо ногаи идти в отделение, где тебе умышленно выпишут счёт на оплату рубля на 2-3 меньше, чем положено, и когда ты придёшь за сплавкой об отсутствии задолженности - тебя тыкнут в эти несчастные копейки долга. 🤬🤬🤬

2
Ответить

Появилось в сегодняшнем обновлении, первый раз чдс делал через приложение, хз сработает или нет.

1
Ответить