Что касается среднего бизнеса и особенно сегмента услуг – здесь все очень плохо. Особенно в СНГ-пространстве (здесь клиентский сервис никогда не был в тренде). Изменения в компаниях с запуском полноценной маркетинговой функции происходят, в основном, внешние – новый сайт, айдентика, CRM-система, модные скрипты продаж. Но всё перечисленное никак не помогает продукт стать лучше и решать проблемы его потребителей эффективнее. Почему так происходит? На мой взгляд, здесь существует комплекс проблем, но самую основную я бы сформулировал так «Никто не понимает, что их навыки и умения – не нужны рынку». Люди покупают потрет, а не умение работать кисточкой. Люди покупают уют, а не 3D-визуализацию дизайна интерьера. Когда продукт отстает от пользовательских нужд, менять нужно всю систему – от процесса производства и людей, которые этим занимаются до коммуникации с аудиторией.
Просто в России нет маркетинга.
Рукрводители большинства компаний, просто не знают, что такое маркетинг. Даже в самых отсталых университетах на 1 курсе учат, что формула маркетинга это 4р (product, price, promo, place).
Просто в России весь маркетинг воспринимается как набор лайфхаков, как привлечь клиентов, а не управленческая должность. Поэтому маркетологи и превратились в зазывал и мошенников. Ни кого не допускают к разработке продукта и подключают на последней стадии, когда уже нужно продавать.
Уверяю вас, далеко не только в России дела обстоят так :)
Аксиома нашего времени - маркетинг первичен, продукт вторичен.
"Когда маркетинг лучше продукта" - всё чаще и чаще.