Health as a service. Как девелоперы могут изменить подход к медицине?

Всем привет! Меня зовут Алексей Ремез, и я хочу поделиться своими соображениями, как можно реформировать рынок медицинских услуг при помощи девелоперского бизнеса. Да-да, тех самых строительных компаний, которые ежегодно вводят в эксплуатацию по всей стране десятки миллионов квадратных метров, благоустраивают придомовые территории, строят детские сады и площадки, школы и поликлиники. И, словно мантру, повторяют в своих миссиях фразы о счастье и благополучии, о качестве жизни и заботе о людях. Но можно ли добиться всего этого на деле, не меняя сегодняшний подход к здравоохранению? На мой взгляд – нет.

Но – обо всем по порядку. Для начала расскажу о своем профессиональном пути, который и привел меня к этому выводу, а также позволил сформулировать конструктивную альтернативу привычному взгляду на медицину.

Компания UNIM — путь от стартапа до лидера рынка

Мой путь в медицинскую сферу был не самым очевидным. Окончив инженерный факультет Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, в декабре 2011 года решил продолжить образование, для чего выбрал Хайфский университет в Израиле. По возвращении в Россию я работал менеджером в разных проектах, пока в 2013 году не получил предложение поучаствовать в запуске лаборатории Laboratoires De Genie, которая занималась патоморфологическими исследованиями в области диагностики онкологических заболеваний. Опыт использования современных цифровых технологий в медицине вдохновил меня на создание своей первой компании UNIM. В 2014 году я собрал команду и на собственные сбережения разработал программное обеспечение Digital Pathology, позволяющее обрабатывать изображения отсканированных срезов тканей и выгружать их в облако, обеспечивая доступ к ним для онлайн-консультаций.

В 2015 году стартап выиграл конкурс «ОнкоБиоМед» и получил статус резидента «Сколково», что позволило нам пользоваться инфраструктурой технопарка и налоговыми льготами. За следующие два года UNIM зарабатывала, в основном, на продаже ПО медицинским лабораториям. Клиники платили за установку программы или оплачивали диагностику каждого случая отдельно. Это был важный шаг в карьере, позволивший мне внести вклад в борьбу с онкологическими заболеваниями и применить современные технологии в медицине.

UNIM - стандарт онкологической диагностики
UNIM - стандарт онкологической диагностики

Когда я создавал создал компанию UNIM, меня мотивировало желание изменить подход к процессу онкодиагностики, внести реальный вклад в борьбу с раком, используя передовые технологии. Исследования в области цифровой патоморфологии имеют огромное значение для медицины. Они позволяют более точно диагностировать онкологические заболевания, что критически важно для эффективного лечения. Цифровая платформа Digital Pathology облегчает сотрудничество между специалистами разных областей, позволяя специалистам работать с оцифрованными образцами тканей и, тем самым, ускоряя процесс постановки диагнозов. Это решение не только повысило точность диагностических процедур, но и позволило сделать медицинские услуги более доступными и оперативными, особенно в удаленных регионах. В результате компания UNIM стала ключевым игроком в этой области, предлагая инновационные решения для медицинских учреждений.

Когда мы начинали, это был всего лишь стартап со смелой идеей в одной из самых сложных областей медицины – диагностики онкологических заболеваний. Сегодня UNIM является одним из крупнейших в мире операторов в области Digital Pathology и крупнейшей в России лабораторией гистологии и иммуногистохимии. Основной нашей гордостью стала собственная распределенная диагностическая платформа, которая объединяет AI-инструменты и врачей со всего мира. Это позволило нам не только увеличить точность диагностики, но и сделать ее доступной для более широкого круга пациентов.

Работа за микротомом в UNIM
Работа за микротомом в UNIM

Сегодня проект обслуживает более 10 000 пациентов в месяц и сотрудничает с 200 клиниками. Наш успех в UNIM говорит сам за себя – это история о том, как сумасшедшая идея превратилась в лидера рынка и успешный экзит для команды и инвесторов. Но важно не только само бизнес-достижение, но и вклад в улучшение качества жизни тысяч людей. UNIM стало примером того, как инновации могут принести реальную пользу обществу.

Девелопмент и MedTech: возможность синергии

В 2022 году я принял решение о продаже компании с целью ее дальнейшего развития. Сделка с компанией, принадлежащей инвестиционному холдингу «Ташир», открыла новые возможности для UNIM.

Однако интерес к поиску инноваций в сфере медтеха на этом для меня не закончился. Формируя новый проект в сфере медицинских технологий, я параллельно наблюдал интересные тренды в сфере девелопмента и урбанистики, которые как будто перекликались с моей работой. Задача девелопера, по моему мнению, заключается не только в развитии территорий, но и в том, чтобы помогать людям раскрывать их потенциал и удовлетворять различные потребности. Но особенно важным для меня является здоровье и благополучие людей.

В современном мире девелоперы стремятся к созданию комплексных решений, которые, помимо жилья, обеспечивают и множество дополнительных услуг, способных решать разнообразные жизненные задачи. Такие решения могут включать многие продуктовые аспекты – от планировочных решений до развлечений и бытового комфорта. Наиболее продвинутые стремятся создать психоэмоциональный комфорт и условия для добрососедства. Об этом свидетельствует тенденция к развитию кластеров или зон притяжения, которые соответствуют ценностям жителей.

Однако, когда речь заходит о здоровье, все предоставляется на откуп частным клиникам, специализирующимся на анализах и обследованиях. Мой опыт в UNIM показывает, что технологии могут играть ключевую роль в предоставлении медицинских услуг. Интеграция таких решений в жилые проекты не только повысила бы их ценность, но и позволила бы улучшить качество жизни, вовлекая резидентов в более осознанный подход к собственному здоровью. Мы могли бы использовать цифровые платформы для обеспечения доступа к качественной диагностике и консультациям с врачами, что стало бы ценным дополнением к уже существующим удобствам.

Я вижу потенциал для интеграции здоровья в жилые проекты на более глубоком уровне – через концепцию «Health as a Service». Как мне кажется, будущее за девелоперскими проектами, которые могут предложить не только жилье, но и целостную экосистему услуг, включая медицинские. Представьте: современное жилье, где забота о здоровье встроена в саму суть проекта. Это может включать в себя все: от спортивных залов и йога-студий до цифровых медицинских центров с доступом к онлайн-консультациям и диагностике. Жильцы могут получать индивидуализированные рекомендации по поддержанию здоровья, а также использовать инновационные технологии для мониторинга своего состояния.

От продуктов — к сервисам

Давайте сделаем небольшое отступление и посмотрим, как меняется экономическая модель взаимодействия с продуктами и услугами.

Вы замечали, что в современном мире наблюдается тенденция к преобразованию товаров в сервисы в самых различных нишах? В большинстве развитых стран подписочные сервисы становятся все более популярными, предлагая клиентам удобство и гибкость. Эту тенденцию могут продемонстрировать не только онлайн-платформы вроде Spotify, Netflix или YouTube, но и примеры из автомобильной отрасли, фудтеха, уборки и бытового обслуживания и ухода за животными.

К примеру, многие автопроизводители, в числе которых Volvo, Audi и Kia, вслед за Tesla предлагают подписку на свои автомобили. Эта модель предлагает гибкость без долгосрочных обязательств, что является альтернативой традиционной покупке или лизингу. Есть и другой вариант использования подписки, когда пользователь с определенной периодичностью вносит плату за использование авто – по этому пути пошел Yandex.Drive, несколько лет назад запустивший в Москве сервис долгосрочной аренды. Сервис включает в себя техническое обслуживание, страхование и другие дополнительные услуги, управляемые через мобильное приложение.

Не стоят в стороне и другие рынки. В секторе фудтеха подписочные услуги также расширяют свое присутствие, предлагая потребителям гибкость и удобство в покупке продуктов питания. Всевозможные китмилы, готовые меню на неделю, постаматы с едой по абонементу – все это отражает общий тренд на скорость, удобство и гибкость. Подписочные сервисы в сфере уборки, наподобие Qlean, также набирают популярность, предлагая регулярные услуги, которые могут включать самые разные виды бытового обслуживания, высвобождающего время.

Различные примеры, так или иначе, отражают глобальный тренд, в котором товары и услуги сливаются в единое целое, предоставляя потребителям более интегрированные и удобные решения. Все это создает новые возможности для бизнеса в различных отраслях, позволяя адаптироваться к изменяющимся потребностям и предпочтениям потребителей.

Итак, все, что касается базовых бытовых потребностей и развлечений, доступно нам по подписке. Но медицина пока не у дел.

В большинстве случаев медицина присутствует в нашей жизни либо в виде частных клиник, специализирующихся на анализах и обследованиях, либо в виде больниц, куда пациент обращается с серьезной или срочной проблемой. Существует явный перекос в сторону реактивного подхода к здравоохранению, где акцент делается на лечение уже возникших заболеваний, а не на их предотвращение.

В то же время, профилактика заболеваний, на мой взгляд, является ключевой для поддержания и улучшения здоровья. Люди часто не задумываются о своем здоровье до тех пор, пока не возникают серьезные симптомы. Это проблема не только в России, но и во всем мире. Профилактическая медицина практически не развита, и это большой пробел в здравоохранении.

При этом скрытый спрос на профилактические медицинские услуги огромен. Здоровье – это наш главный ресурс. Без него мы не можем полноценно работать, воспитывать детей, путешествовать и познавать мир.

Есть информация о незакрытой потребности в услугах врачей и профилактических услугах в целом. Исследование, проведенное в США с 1998 по 2017 год, показывает, что, несмотря на улучшение доступности услуг, потребность в услугах врачей не удовлетворена, а финансовый доступ к этим услугам снизился.

Также есть исследование, направленное на понимание ключевых факторов, влияющих на использование профилактических медицинских услуг. Обнаружено, что их использование ограничено из-за различных барьеров. Выявлены ключевые факторы, такие как желание понять свое состояние здоровья, качество медицинского оборудования и планирование процесса.

Сегодня, на мой взгляд, очень важно изменить подход к здоровью, перейти от реактивной медицины к проактивной, где ключевую роль играет профилактика и ранняя диагностика. И девелоперы могут сыграть в этом процессе важнейшую роль.

Мое видение заключается в том, что современные жилые и коммерческие пространства должны стать местами, где забота о здоровье становится частью повседневной жизни. Элементы подобного подхода – не только спортивные залы и фитнес-центры, но и регулярные чекапы, образовательные программы по поддержанию здоровья и интеграция инновационных решений, подобных разработкам UNIM. Все это будет способствовать не только улучшению качества жизни отдельных людей, но и всего общества в целом.

Подписка как новый подход к здравоохранению

Важно понимать, что здоровье – это не просто отсутствие болезни, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. Именно поэтому проблема в оказании медицинских услуг сегодня заключается не только в доступности, но и в качестве самого опыта: медицина должна отойти от бюрократии, гнетущей больничной атмосферы, некомпетентных специалистов.

Модель подписки в медицине – это новое слово в заботе о здоровье. Это не страхование в его традиционном понимании. Она гибче, настроена на проактивность и не несет шлейф негативных ассоциаций. Поэтому я предлагаю начать внедрение новой концепции: «Семейный врач в шаговой доступности по подписке». Таким образом, забота о здоровье становится естественной частью расходов на ЖКХ.

Преимущества для жителей очевидны:

  • Решение большинства вопросов, связанных со здоровьем, доступно прямо в собственном доме, без необходимости посещения конкретного специалиста.
  • Удаленная диагностика и комплексное заключение по любому вопросу благодаря телемедицине.
  • Медицинский кабинет всегда под рукой, что дает доступ к неотложной помощи 24/7.
  • Возможность регулярных чекапов в комфортных условиях, чтобы не запускать проблемы со здоровьем.

И, конечно же, отлаженные процессы и стандартизация услуг, основанные на доказательной медицине, которые обеспечат высокое качество и эффективность оказываемых услуг.

Point of Care - шаг навстречу проактивной медицине

Опираясь на эти мысли, в прошлом году решил запустить новый проект – сеть медицинских «коворкингов» Point of Care, миссию которого сформулировал следующим образом:

«Изменить к лучшему систему здравоохранения через трансформацию её первичного звена»

И начинать эту трансформацию стоит как можно ближе к человеку – в местах, где мы живем и работаем. Я вижу огромные преимущества внедрения комплексной медицинской экспертизы прямо в наших домах. Это не только удобно, но и эффективно. Мы можем решать более 80% вопросов, связанных со здоровьем, без необходимости привязки к конкретному специалисту. Это будет включать в себя как очную, так и дистанционную медицинскую помощь, а также сервисы для ментального здоровья.

Мы делаем акцент на превентивной медицине и проактивном подходе, что позволяет не только лечить, но и предотвращать заболевания. Постоянный мониторинг состояния здоровья в комфортных условиях дома и предиктивная диагностика, основанная на доказательной медицине, помогают экономить время и ресурсы человека. Это также способствует снижению стресса и экономии времени на получение медицинской помощи.

Чтобы добиться этого, мы планируем максимально стандартизировать процессы и контроль качества услуг, используя цифровую среду собственной разработки. При этом фактическая близость обеспечит быстрый доступ к первичному приему и неотложной медицинской помощи, а также удобство проведения медицинских манипуляций и забора анализов без необходимости долгих поездок.

В чем преимущество для девелопера?

Мы предлагаем реализацию проекта «под ключ» – от проектирования до настройки всех процессов и обучения персонала. Все операционное управление, чтобы это работало эффективно и без сбоев, берем на себя. Наша цель – обеспечить доступ к качественной базовой и экстренной медицинской помощи для резидентов.

В то же время продукт Point of Care адаптируется под конкретный девелоперский юнит. Открывая мастер-клиники на конкретном объекте, мы учитываем его особенности и уже на старте тщательно планируем затраты, включая стоимость подготовки помещения и оборудования. Внедрение такой модели в проекты позволяет адаптировать набор услуг под специфику спроса аудитории каждого конкретного жилого комплекса или квартала.

Предлагаемый пакет решений фиксируется в соглашении и может быть включен в ежемесячную квитанцию управляющей компании или в стоимость квадратного метра при продаже. Для удовлетворения более специализированных потребностей резидентов мы внедрили модель медицины по подписке - «Private family care». Она позволяет резидентам выбирать из различных пакетов услуг, таких как скрининговые обследования, терапия и психотерапия, и оформлять подписку ежемесячно или ежегодно. Это гибкое решение обеспечивает дополнительный доход и улучшает здоровье и благополучие наших клиентов.

Услуги и процедуры, которые не входят в рамки подписки, оплачиваются отдельно. Это также важный источник дохода, позволяющий нам предложить широкий спектр медицинских услуг и обеспечить высокий уровень удовлетворенности клиентов.

В конечном итоге, внедрение концепции «Health as a service» положительно влияет на репутацию девелопера, улучшает качество жизни резидентов и повышает ценность жилья. Мы убеждены, что наше сотрудничество с девелоперами позволит создать устойчивое конкурентное преимущество и станет ключевым фактором при выборе места жительства.

Пилотный проект в Технопарке «Сколково»

Важно отметить, что все сказанное – не абстрактные рассуждения. В Технопарке «Сколково» уже работает наш пилотный проект. И это не просто медицинская клиника, это инновационный центр здоровья, который мы назвали Point of Care. Этот проект отличается тем, что здесь, в другой области клинической практики, мы использовали идею, которая была успешно реализована в UNIM. Ее основой является Медицинская информационная система (МИС), объединяющая все процессы и данные пациентов.

В Point of Care мы предоставляем широкий перечень оборудования для первичной диагностики, который интегрирован с МИС, что обеспечивает непрерывность и эффективность лечения. Мы также подключили профильных специалистов в рамках междисциплинарного лечения. Это позволяет оказывать комплексную медицинскую помощь, обеспечивая высокий уровень удовлетворенности пациентов.

А еще мы сделали не просто клинику, а комфортное, красивое, функциональное и уютное место, в котором приятно находиться как пациентам, так и сотрудникам.

Одной из ключевых особенностей нашего подхода является возможность контроля ключевых «витальных» показателей в домашних условиях. Это позволяет пациентам самостоятельно мониторить свое состояние здоровья и оперативно получать обратную связь от врачей.

Мы также ввели сервис «пациентского» менеджмента, который облегчает взаимодействие клиентов с клиникой, позволяя легко записываться на приемы, получать консультации и отслеживать свое лечение. Дополнительно мы разработали цифровой магазин решений для улучшения общего благополучия – Health Store, где можно найти всё необходимое для поддержания хорошего здоровья и well-being.

Все эти элементы в совокупности создают уникальную медицинскую экосистему, которая является примером будущего здравоохранения.

Что дальше?

Я с оптимизмом смотрю на возможность сотрудничества с девелоперами. Интеграция продуктов «Резтом» в жилые комплексы сделает медицинский сервис полноценной частью их продуктовой экосистемы. Мы предлагаем девелоперам не просто строить жилые комплексы, но создавать среду, в которой забота о здоровье является ключевым приоритетом. Уверен, что подобный подход значительно улучшит качество жизни резидентов, а также повысит в глазах потенциальных покупателей ценность девелоперского продукта.

Кроме того – и это немаловажный аргумент – внося свой вклад в общественное благо, девелоперы начинают участвовать в реализации государственной программы «Развитие здравоохранения»*, что может повлиять на качество b2g-отношений, что особенно актуально для таких мегаполисов, как Москва, Санкт-Петербург, Казань и т.п.

*Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" является стратегическим документом, направленным на развитие отрасли здравоохранения в России до 2025 года. Основные тезисы и цели программы включают:

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни: К 2025 году программа ставит цель увеличить ожидаемую продолжительность жизни при рождении до 76 лет.

Снижение смертности: Программа также нацелена на снижение смертности населения в трудоспособном возрасте до 380 на 100 тыс. населения, смертности от болезней системы кровообращения до 500 на 100 тыс. населения, и смертности от новообразований (включая злокачественные) до 185 на 100 тыс. населения к 2025 году.

Повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи: Ещё одна важная цель - повысить удовлетворенность населения качеством медицинской помощи до 54% к 2025 году.

Я приглашаю девелоперов присоединиться к нам в этой инициативе. Вместе мы можем создать не только жилье, но и среду для полноценной жизни, где каждый человек чувствует заботу и поддержку. Это будущее, к которому мы стремимся, и я уверен, что оно принесет нам значительные и долгосрочные результаты.

66
3 комментария

Что в традиционном подходе, что в телемедицину, драйвером себестоимости является врач и площадь, на которой он ведёт прием.
С какого перепугу точки оказания медпомощи в каждом доме вдруг окажутся самоокупаемыми непонятно. Наличие оборудования и оказания экстренной помощи в точке оказания медпомощи в каждом доме, делает экономику совсем не подъемной.
Подписка не решает проблему даже в масштабах государства, т.к. ОМС — почти подписка по 19200. Не вывозит.
Ещё превентивная медицина — это роскошь, а профилактика заболеваний плохо монетизируется.
В общем кроме желания впихнуть свое ПО в дом, который постоит Свифт, ничего интересного в предложении не видно.

1

Илья, спасибо за коммент. Абсолютно справедливо что себестоимость складывается из этих статей операционных расходов, хотя конечно не только из них - сильно зависит от профиля и сегмента. Про - самоокупаемость небольших клиник в концепции гиперлокации можно рассуждать долго, я не стал описывать это, но основания думать что это возможно - есть. Это и модель подписки, и связка с Well-being, и еще ряд гипотез, часть из которых уже проверена, а часть нет.

Внутри тарифов ОМС зашито огромное количество транзакционной неэффективности, что также позволяет думать что возможно зашить в соизмеримый ценник совсем другой сервис.

Про сложности с монетизацией превеншена - полностью согласен, это сложное направление.

В любом случае это стартап, в классическом смысле этого слова - мы делаем то что не принято/считается не возможным, со всеми вытекающими рисками, и вполне отдаем себе отчет в них. Однако некоторый успешный опыт в создании невозможного и непринятого уже есть, что внушает сдержанный оптимизм :)