Существует управленческий стереотип: когда наступает кризис или неопределённость, нужно сокращать затраты на незарабатывающие подразделения и непрофильные функции: резать маркетинг, HR и т. д. В итоге получают тупиковый путь: сотрудники понимают, что на них экономят, что в компании происходит что-то неладное и надо бы подстраховаться, поискать запасной аэродром. Знаю с десяток компаний, которые пришли к такому в апреле-мае.
Однако есть другой тип менеджеров, которые понимают, что кризис – это, во-первых, особый повод усилить маркетинг и HR, т. к. именно они создают долгосрочную устойчивость. А во-вторых, высвобождается больше времени у сотрудников для прокачки себя и для совершенствования управленческой системы. Так вот, в период пандемии несколько наших клиентов усилили обучение персонала и сделали несколько проектов по совершенствованию разных управленческих бизнес-процессов: подбор, адаптация, стимулирование сотрудников и др. В итоге именно эти компании прошли самоизоляцию с приростом доходов и полностью сохранили коллектив. Сейчас они упрочили позиции на рынке, т. к. конкуренты вышли с изоляции раздавленными.
Поэтому кризис – это возможность. Нужно работать и учиться еще больше, чтобы потом на волне драйва выстрелить, когда рынок пойдёт в рост.