Мечтают ли андроиды об электроконтрактах? Управление договорами с помощью ИИ

Дмитрий Демидов
руководитель лаборатории инноваций НОРБИТ

В среднем на анализ одного договора в компании тратится порядка полутора часов. А больше всего таких документов генерируется для закупок. Именно ИИ и автоматизация для специалистов этого направления стали настоящим сдвигом парадигмы.

Они помогают работать на беспрецедентном уровне сложности: анализировать огромные объемы данных, прогнозировать рыночные тенденции и автоматизировать сложные задачи.

Но вот договоры в большинстве компаний до сих пор обрабатываются вручную. Зачастую руководители не рассматривают эту сферу как важную зону для улучшений. Хотя все операции здесь, как правило, вполне типичны и массовы, а значит, могут стать идеальной средой для внедрения решений на базе искусственного интеллекта и принести ощутимую пользу операционной эффективности и отношениям с поставщиками. А еще – снизить риски и открыть новые возможности для создания ценности.

ML и обработка договоров

Самое простое, с чем уже сейчас без проблем справляется искусственный интеллект при помощи машинного обучения, – предварительная обработка договорных предложений и извлечение из них ценной информации. Робот способен быстро пробежаться по контракту и «вытащить» основные данные: ФИО участников, условия и обязательства сторон, срок действия, а также юридические термины. Если в случае одного договора с этой задачей оперативно справится и человек, то, когда речь идёт о нескольких десятках тысяч договорных документов (привычная ситуация для крупных компаний), ИИ получает серьезное преимущество.

Это особенно важно, когда роботу приходится «исправлять ошибки» за людьми, – вычислять и корректировать опечатки, унифицировать названия и категории предлагаемых продуктов. Последнее удобно применять для упрощения закупок. Например, система Norbit SRM использует ML-алгоритмы для удаления дубликатов и выделения основных атрибутов предложений различных поставщиков. Полученные очищенные данные группируются в сводные таблицы для сравнения предложений и принятия решения о выборе поставщика.

ИИ в помощь корпоративным юристам

В последнее время ИИ всё больше и больше применяется в индустрии legal-tech, то есть техническом и информационном сопровождении юридических услуг. Используются эти технологии и в управлении договорами: роботы анализируют весь возможный «мелкий шрифт», указывают пользователю на проблемные области, чтобы минимизировать риски и снизить вероятность юридических споров. Возможные области применения включают следующие опции:

  • проверка договора на соответствие юридическим нормам отрасли;

  • поиск прецедентов по внутренней базе данных договоров для унификации терминологии;

  • ускорение работы с контрактами при использовании готовых шаблонов и предыдущих договоренностей;

  • минимизация рисков за счет использования ПО сотрудниками, менее подкованными в юриспруденции;

  • выявление и исправление двусмысленных и противоречивых формулировок.

Подобные технологии уже давно не являются чем-то фантастическим и активно применяются на практике. Например, недавно одна из крупнейших юридических компаний Allen & Overy заявила об использовании ИИ для первоначального оформления контрактов о корпоративных слияниях и поглощениях. А ещё несколько лет назад Сбер запатентовал и внедрил настоящего Робота-юриста, обученного с помощью ML на нескольких датасетах из более чем тысячи юридических документов. Уже в 2020 году этим роботом было подготовлено свыше 2,5 миллионов юридических заключений, а в 2023 году робот-юрист самостоятельно одобряет свыше 80% всех ипотечных сделок на Домклик.

Ускорение переговоров

Инструменты управления контрактами на базе искусственного интеллекта значительно ускоряют и переговоры, просто за счёт большего удобства для каждой из сторон.

Во-первых, автоматизированные системы ИИ позволяют быстро и легко организовывать большие объемы данных, упрощая поиск конкретных контрактов и предыдущих договоренностей. Это может сэкономить время и снизить риск ошибок или упущений.

Во-вторых, подобные системы выступают своеобразным модератором цифровых переговоров. Они могут рассылать автоматические оповещения всем, кто пропустил первые письма, запрашивать электронные подписи в нужный момент, сравнивать и выявлять изменения в различных версиях контракта, вплоть до контроля того, чтобы все участники работали с актуальной версией.

Наконец, искусственный интеллект может выступать ассистентом на «живых» переговорах. Уже сейчас он прекрасно справляется с задачами стенографиста, фиксирующего ключевые моменты и тезисы встречи. После этого формируется отчёт для последующего обращения к нему участвующих сторон, как это делает, например, нейросеть tl;dv. В скором времени же ИИ сможет давать полноценные советы по ведению переговоров, основываясь на полученных контрактах и заранее установленных паттернах поведения.

Технологические ограничения

При всех озвученных преимуществах использования ИИ в управлении договорами, следует помнить и о нюансах технологии, которые могут проявиться, если слишком сильно на него полагаться.

  • ИИ пока ещё недостаточно умён, так как находится в процессе своего технологического развития и может выдавать некорректные результаты из-за ошибок в коде или некачественных данных, на которых он обучается. Особенно это проявляется в нестандартных ситуациях.

  • ИИ не может полностью заменить людей, в его силах лишь сделать их эффективнее в процессе принятия решений.

  • ИИ не всегда способен понять контекст, обсуждаемый устно или неформально, что может быть критически важно в процессе переговоров.

  • ИИ умён ровно настолько, насколько умны его создатели. Иными словами, он всегда сделает не то, что от него ждут, а только то, что ему скажут сделать.

  • Существуют серьезные риски при использовании иностранных LLM-решений (большие языковые модели, например, ChatGPT), ведь данные передаются и обрабатываются за границей, плюс такие модели не отличаются продвинутой русификацией. Поэтому лучше использовать отечественные продукты, в идеале те, что можно развернуть на собственных серверах.

Вместо заключения

World Commerce & Contracting подсчитала, что неэффективный контрактный менеджмент может стоить компаниям до 9% годового дохода. Таким образом, сейчас ИИ становится не просто полезным, но и крайне выгодным инструментом. Он избавляет от большого количества рутинных задач, помогает быстрее принимать управленческие решения, а также обеспечивает крупным предприятиям сбор, структурирование, анализ и интеграцию данных о контрактах, чтобы затем использовать их для значительного увеличения прибыли. При этом ключевые решения и переговоры с контрагентами всё равно остаются в ведении и на совести сотрудников.

22
Начать дискуссию