От шин до томатов: три примера использования ИИ производственными компаниями
Как бизнес применяет искусственный интеллект для повышения эффективности производства и безопасности эксплуатации.
Бизнес и искусственный интеллект: как они взаимодействуют
Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) и его влияние на бизнес и общество достигло переломного момента. Почти 77% компаний в мире либо уже используют эту технологию в ежедневной работе, либо изучают такую возможность.
Наиболее высокий индекс ИИ-зрелости – готовности к внедрению искусственного интеллекта в свои процессы – показывают организации из высокотехнологичных индустрий, ретейла и некоторых видов производства.
На данный момент ИИ чаще всего применяется для автоматизации рутинных задач в клиентском сервисе, что не мешает бизнесу возлагать на технологию большие надежды. Согласно исследованию Deloitte, 93% компаний считают, что ИИ станет ключевой технологией для роста и инноваций в производстве.
Сейчас основное обсуждение возможностей ИИ строится вокруг разговорного и генеративного искусственного интеллекта. Он лежит в основе тех самых нейросетей ChatGPT и Midjourney и позволяет им поддерживать диалоги на естественном языке и создавать контент на основе входных данных.
Но для бизнеса куда больший интерес могут представлять другие ИИ-технологии, например, прогнозный анализ, машинное обучение и анализ изображений. Еще в 2019 году они вошли в число наиболее популярных типов ИИ-решений в России.
По прогнозам Deloitte, в ближайшие годы все больше компаний будут инвестировать в гибридные технологические системы для оптимизации производства, затрат, запасов или контроля качества, прогнозирования продаж и цен, а также предиктивного обслуживания.
Уже сейчас эти технологии применяются в различных сферах, от производства шин до выращивания томатов. Давайте посмотрим, как это работает на примере решений от ООО «Сбер Бизнес Софт».
Кейс 1: Контроль качества шин
Одно из перспективных направлений использования ИИ предприятиями – контроль качества. Решения на основе искусственного интеллекта могут выявлять брак на производстве до 90% точнее, чем люди.
Компания «Кордиант» – производитель одноименных шин – намерена внедрить систему контроля качества на базе искусственного интеллекта. Сейчас «Кордиант» включает пять производственных площадок, способных выпускать до 15 млн шин в год.
Традиционно на шинных производствах контроль качества осуществляется в несколько этапов. Каждую шину сначала визуально проверяют на наличие дефектов, а потом тестируют на специальном оборудовании.
ИИ-решение от Сбер Бизнес Софт позволит оптимизировать этот процесс и предотвращать брак еще на этапе производства. Это повысит эффективность производства и расходования ресурсов.
Технология компьютерного зрения, лежащая в основе решения, «достает» информацию из изображений и видео для последующего анализа. Она позволяет выявлять различные нарушения в ходе производства, например, неправильные пропорции компонентов сырья или процесс их смешивания. Также компьютерное зрение умеет находить в готовой продукции визуальные дефекты, незаметные глазу, и отсортировать их по различным критериям.
Помимо этого, система может следить за соблюдением условий безопасности труда: использованием средств защиты, состоянием рабочего места, передвижением спецтранспорта и т. д.
Кейс 2: Обслуживание лифтов
По данным McKinsey, применение ИИ для предиктивного обслуживания в различных сферах способно снизить число отказов оборудования на 30-50%. Подобные системы также позволяют продлить срок службы оборудования на 20-40%.
Компания «Метеор лифт» специализируется на монтаже, техническом обслуживании и ремонте лифтов OTIS в России, а также на производстве сопутствующих механизмов. Под управлением «Метеор лифт» находится более 40 тысяч лифтов, а каждый пятый лифт в стране оснащен лебедкой, произведенной этой компанией.
Чтобы эффективно обслуживать лифты, а также продлить срок их эксплуатации, компания намерена внедрить специальное решение на основе искусственного интеллекта. Его задача – анализировать параметры работы лифтов и оборудования, учитывая модели и производителей лифтов, а также их местонахождение и обслуживающие организации. Это поможет точнее выявлять различные нюансы в работе лифтов и лучше оценивать состояние оборудования, узлов и агрегатов для упреждающего обслуживания и ремонтов.
Также решение включит в себя технологии компьютерного зрения и речевой аналитики, которая позволяет анализировать голосовое содержание записей с камер наблюдения в лифтах. С их помощью система сможет выявлять различные нештатные ситуации, например, ухудшение самочувствия пассажира, акты вандализма или противоправные действия, и оперативно оповещать диспетчера. Благодаря этому «Метеор лифт» рассчитывает повысить безопасность пассажиров.
Кейс 3: Контроль созревания томатов
Искусственный интеллект находит применение и в агропромышленном секторе, помогая предприятиям повышать урожайность, снижать затраты и разрабатывать более устойчивые системы ведения сельского хозяйства.
Холдинг «ЭКО-культура» – крупнейший производитель тепличных овощей в России, обеспечивающий работу 500 гектаров действующих теплиц и поставляющий томаты, огурцы и листовой салат в сотню торговых сетей. Для повышения контроля качества своей продукции компания планирует внедрить ИИ-решение от Сбер Бизнес Софт.
Система будет использовать технологию видеоаналитики с алгоритмами машинного обучения для анализа видеопотока и получения полезной информации. Она поможет следить за ростом и созреванием томатов, а также обнаруживать проблемы с листьями, плодами и корнями растения.
Благодаря этой технологии можно выявлять на ранних стадиях более 40 болезней и вредителей, угрожающих томатам. Система будет ежедневно передавать данные о росте и созревании овощей администратору, который сможет мониторить ситуацию на карте теплицы и оперативно принимать меры. Это позволит сократить затраты на выращивание продукции, повысить урожайность и эффективность работы теплиц.
Пока решение настроено только для наблюдения за томатами, однако в перспективе его можно дообучить и расширить применение на мониторинг других видов растений.
Искусственный интеллект – это не просто инструмент для создания текстов или улучшения клиентского опыта. Бизнес возлагает на ИИ большие надежды, ожидая от него помощи в решении сложных задач, автоматизации и оптимизации рабочих процессов. Различные технологии на основе искусственного интеллекта уже сейчас могут оказать значительное влияние на бизнес-процессы. Они способны помочь компаниям повысить эффективность производства, снизить затраты и улучшить качество продукции во многих отраслях.
Реклама. ООО "Сбер Бизнес Софт". ИНН 7730269550. Erid 2RanykAsuqJ
Материалы, использованные в статье: