«Вы хотите поговорить об этом?» Нейросети бросают вызов психологам

Все чаще появляются новости о новых нейросетевых моделях, способных заменить человека в профессиях, где необходимы эмпатические компетенции. Так, например, весной 2024 года китайские ученые из Хэфэйского университета анонсировали модель искусственного интеллекта (ИИ) EmoAda для оказания психологической поддержки. Нейросеть способна считывать эмоции собеседника и на их основании давать персонализированные ответы.

«Вы хотите поговорить об этом?» Нейросети бросают вызов психологам

Вместе с Анной Власовой, руководителем отдела компьютерной лингвистики компании «Наносемантика», хотим разобраться, способны ли нейросети полноценно заменить человека в психологической поддержке.

Немного истории

Тема психологической поддержки с помощью искусственного интеллекта не нова. Первый бот-психотерапевт был разработан в 1966 году. Это бот «Элиза», созданный Джозефом Вейценбаумом (Joseph Weizenbaum) в MIT. Получается, что самый первый разговорный интеллект, предназначенный исключительно для коммуникации с людьми, был разработан в рамках психологической поддержки. Конечно, этот проект подразумевал не столько реальную психологическую помощь, сколько демонстрацию потенциальных возможностей автоматизированного диалога. От современных технологии искусственного интеллекта (ИИ) он отличался разительно: первый бот-психотерапевт не использовал нейросети, а был построен на ключевых словах и правилах работы с ними.

Вернемся к современности

На сегодня наиболее известный большой проект по теме психологической поддержки ‒ IBM Watson Health, где ИИ может выступать и в роли эксперта, и в роли диагноста. ИИ обучен на медицинской литературе, результатах диагностики и примерах назначенного лечения.

Получили известность и нейросетевые экспертные системы, помогающие в постановке диагнозов, в том числе, и относящихся к ментальному здоровью, и также приложения, предназначенные для оперативной помощи в случае подобных проблем (например, Misu ‒ проводит анализ эмоций по выражению лица, Wisa ‒ оказывает помощь в ежедневном мониторинге психологического состояния). Набирает популярность также использование ChatGPT для психологической поддержки: нейросеть может не только генерировать текст по запросу, но и отыгрывать роли специалистов.

Анна Власова, руководитель отдела лингвистики, «Наносемантика»
Анна Власова, руководитель отдела лингвистики, «Наносемантика»

Реальная польза без фантастических сценариев

Считаю, что наиболее оптимальный сценарий ‒ использовать нейросетевые ИИ-технологии в психодиагностике. В этом направлении присутствует первичное интервьюирование пациента, вопросы для которого, как правило, можно стандартизировать под разные направления. Подобным образом их можно применить и в психодиагностике больших групп людей. Например, поручить нейросети проводить опросы по профориентации, первично обследовать школьников на наличие тревожности, определять присутствие буллинга в детских группах.

Для первичного интервьюирования и стандартизированных опросов отлично подходят голосовые или текстовые роботы на основе DialogOS — нашего флагманского нейросетевого продукта для создания и обучения роботов. Они могут собирать предварительную информацию перед консультацией с живым специалистом. Информация может быть отправлена по API в любую нужную CRM.

Также нейросети можно поручить ежедневный мониторинг психологического состояния пациентов после операций, во время прохождения химиотерапии при онкологических заболеваниях, состояния при восстановлении после тяжелых травм и так далее.

Получается, что системы искусственного интеллекта способны существенно разгрузить практикующих психологов, а также помочь исследователям в моделировании психологических особенностей поведения людей. Это направление перспективно и будет развиваться.

Есть и риски

Проблемных мест пока много, ведь искусственный интеллект полностью зависит от количества и качества данных, на которых он обучался. Недостаточный или просто плохой набор данных для обучения, и нейросеть может оказаться не просто бесполезной, а даже навредить пациенту, не предоставив ему качественную консультацию, или упустив тревожные моменты в коммуникации. Кто отвечает за данные для обучения нейросети? Могут ли врачи и сертифицированные психологи контролировать обучение? Должна ли нейросеть имитировать коммуникацию с врачом-человеком, или должна она всегда объявлять, что это говорит программа? Готовы ли люди, нуждающиеся в психологической помощи, общаться с системами ИИ вместо человека-специалиста? Все эти вопросы нам еще предстоит решить.

А нужны ли тогда живые психологи?

Маловероятно, что в ближайшие годы нейросеть сможет освоить психоконсультирование и заменить живого психолога. Основная сложность кроется в том, как организован непосредственно процесс психологического консультирования: психолог должен внимательно слушать пациента, адаптировать беседу в зависимости от полученных ответов, а в дальнейшем делать детальный разбор и качественно трансформировать услышанное. Пока ИИ не может предоставить релевантные решения по такому узкоспециализированному запросу, требующему квалифицированной интерпретации.

11
Начать дискуссию