Технологии ИИ в обучении врачей
Главная особенность медицинского образования — его непрерывность. Попробуем разобраться, как искусственный интеллект помогает врачам и студентам оптимизировать процесс обучения.
Медицинское образование подразумевает непрерывное обучение в течение всей жизни — от программы специалитета до последипломного и специализированного обучения с необходимостью регулярного подтверждения квалификации на протяжении всей врачебной карьеры.
Глобально, цель программы медицинского университета — формирование у врача способности к:
- анализу отдельных фактов;
- логическому моделированию конкретной клинической ситуации;
- системному мышлению.
Трудность этой задачи заключается в огромном количестве информации, которую как будущему, так и практикующему специалисту нужно «уложить в голове» для качественной работы.
ИИ в медицине
Медицина и здравоохранение являются перспективным направлением в области разработок систем ИИ. В 2018 году доля рынка ИИ в области медицинских технологий составляла порядка 12%. В настоящей момент в медицине интересным является все, что помогает здравоохранению справиться с дефицитом или неэффективным распределением ресурсов, включающих в первую очередь человеческие (в т.ч. затраты на обучение врачей). Об этом свидетельствуют данные анализа объема глобального рынка технологий ИИ в медицине. По подсчетам Grand View Research 2019 году объем рынка ИИ в области медицинских технологий оценивался в $3.9 млрд. с ожидаемым среднегодовым темпом роста до 41,5% в 2024.
Основные причины развития ИИ в области медицины и здравоохранения:
- Увеличение продолжительности жизни;
- Рост объема данных о здоровье каждого конкретного пациента;
- Ежедневное появление новых научных данных, которые должны учитываться врачом при принятии решений;
- Необходимость непрерывного медицинского образования.
Необходимость оптимизации
Рост интереса в оптимизации процесса обучения врачей подтверждает значительное увеличение числа научных публикаций в области разработок программ обучения с применением ИИ.
Количество научных публикаций за год в области разработок новых программ с применением технологий ИИ для обучения студентов и врачей, база Web of Science.
Основные направления развития
Учебные чат-боты
За последние 25 лет на основе ИИ было разработано множество программ для оптимизации процесса обучения врачей. Примером могут служить учебные боты.
Не так давно был разработан чат-бот для обучения по различным направлениям, в том числе и в медицине. Зачастую, ответ на определенный вопрос необходим студенту здесь и сейчас. В классической системе преподавания это невозможно. BotCore может вести диалог и выдавать актуальную информацию по любой академической тематике, анализировать процесс обучения конкретного студента и давать рекомендации по изменению учебного плана как студенту, так и его преподавателю. По заявлению создателей бота, он значительно упрощает и ускоряет процесс обучения.
Аналогичные технологии - SnatchBot, VirtualSpirits и Botsify.
Основным преимуществом учебных ботов считается поддержка студентов 24/7 и персонализация обучения, что позволяет добиться большего прогресса в обучении. Чат-боты применяются для оценки эффективности обучения и персональной удовлетворенности каждого конкретного студента, что позволяет автоматически выявлять «пробелы» в обучении и оптимизировать процесс взаимодействия преподавателя и ученика.
Учебные ассистенты для студентов и врачей
Расшифровка рентгеновских снимков может вызывать трудности даже у опытных врачей. Разработчики технологии TROVE ставят задачу упростить и ускорить работу радиологов путем тренировки с помощью системы, включающей тысячи рентгеновских снимков. Программа анализирует прогресс и выявляет «слабые» стороны ученика, будь то студент или практикующий специалист.
Технологии ИИ помогают изучать нормальную физиологию органов и систем человека, обучают врачей и студентов корректной интерпретации ЭКГ, последовательности хода операций в хирургии.
Аналоги живых пациентов
Важной составляющей медицинского образования является практика. Однако, именно этот аспект обучения чрезвычайно сложно реализовать. Одна из причин — юридический аспект ответственности куратора за ошибки студента или молодого врача. Постепенно в образовательном процессе на замену реального пациента может прийти виртуальный.
Отличным примером такой системы является разработка обучающей модели для диагностики боли в животе. Программа включает 208 сценариев с пятью возможными диагнозами. Получая вводные данные о пациенте, студент выдвигает гипотезу о причине боли и назначает дополнительные исследования. Далее программа помогает исключить или подтвердить предположение в зависимости от сценария. Данная технология крайне интересна, так как затрагивает область «неотложной медицины», где врач должен уметь быстро и верно принимать решение.
Анестезиология — это отдельная область медицины, где процесс практической подготовки будущих врачей требует много сил и времени от куратора из-за высоких рисков для пациента. Система Computational Virtual Reality Environment for Anesthesia (CVREA) помогает молодым специалистам в обучении на модели пациента с использованием технологии VR. Также программа может выявлять новые данные о методах ведения пациентов, которые в будущем применяются на практике.
Как распознать рак?
Диагностика раковых опухолей представляет особую сложность. На курсе патологии студентам показывают «картинки», пытаясь объяснить особенности бесконечного многообразия видов раковых опухолей и их особенностей. Каждый день в мире появляются новые данные о типах рака, что ставит под вопрос актуальность изучаемой студентом темы на занятии, ведь не каждый преподаватель способен охватить весь объем новых знаний и преобразовать их в стройный рассказ о новом подтипе раковой опухоли.
Часто два разных специалиста-патоморфолога не могут прийти к согласию в диагнозе, так как эта область медицины характеризуется наличием субъективного мнения врача, основанного на личном опыте. Самообучающиеся программы могут помочь студентам и врачам научиться верно определять патологию путем сравнения своего мнения с заключением программы.
PathVision.ai разработала нейросеть, способную обрабатывать гистологический срез и выделять область с характерными изменениями, указывая, что это за признаки и какому заболеванию они соответствуют.
В будущем такая система может в разы облегчить процесс обучения студентов и врачей, поскольку программа нацелена на постановку верного диагноза, то есть сможет обратить внимание студента, какой фрагмент материала стоит изучить более детально.
Главное — верный диагноз
Очевидно, что постановка неверного диагноза приводит к неблагоприятным последствиям. В 2016 году было проведено исследование, доказавшее, что врачи, обучаемые с помощью ИИ, на 22% точнее устанавливают правильный диагноз. В сравнении с классической системой тренингов (лекции, семинары), где точность диагноза увеличилась всего на 8%.
Уже существуют программы, позволяющие обучать медиков дифференциальному диагнозу различных заболеваний. Примером может служить игра, где возможно научиться корректно отвечать на звонок в приемный покой, проконсультировать пациента в зависимости от предполагаемого диагноза или же участвовать в роли врача-терапевта.
Заключение
Важность процесса обучения будущих врачей и повышение уровня знаний специалистов здравоохранения не вызывает сомнений. Классическая академическая система уже сейчас не может в полной мере обеспечить студента должным уровнем знаний и практических умений. Технологии ИИ помогают оптимизировать процесс обучения путем персонализации учебного плана, предоставления актуальных клинических данных и возможности применять и оттачивать полученные знания на виртуальных пациентах.
Интересный обзор! +
Предлагаю ознакомиться с нашим лонгридом по более широкой теме медтеха (про обучение врачей тоже рассказываем, но не так подробно):
https://vc.ru/future/147828-cifrovaya-medicina-budushchego