Искусственный интеллект: внедрить нельзя отложить
ИИ-технологии считаются новым веянием, однако это не совсем так. Впервые понятие «искусственный интеллект» прозвучало в 1956 году на научном семинаре в британском городе Дартмуте. Но тогда не было технических возможностей для развития этого направления. Концепция обрела второе дыхание в наши дни.
Сегодня ИИ-технологии успешно развиваются в России и других странах. Их внедрение приводит к изменениям в государственном управлении, бизнесе и жизни людей. В 2023 году объем этого рынка в нашей стране достиг почти 650 млрд рублей, что на 18% больше, чем в 2022-ом. Средний уровень использования искусственного интеллекта в экономике составляет 32%.
Тренды его развития, возможности применения в бизнесе и другие актуальные вопросы обсуждались на форуме «Интеллектуальное предприятие». Его организатором выступило издательство «Открытые системы».
Миром правят данные
Одна из важнейших задач государства и коммерческого сектора — работа с большими данными. Статистику производства, продаж, финансовых и других операций не всегда можно проанализировать. Такая информация бывает разнородной и многоплановой, поэтому специалистам необходима помощь искусственного интеллекта.
Одним из лидеров этого направления стал крупнейший провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком», где работает дата-кластер. В него входят компании TData, «Спутник», IQ-Man и платформа больших данных, которая анализирует обезличенные дата-сеты.
Михаил Комаров, директор по развитию бизнеса в области работы с данными «Ростелекома», рассказал, что с помощью больших данных можно решать разные задачи — от планирования эффективных рекламных кампаний до анализа турпотока в разных регионах страны. Он также привел примеры проектов по созданию цифровых ассистентов в разных подразделениях своей компании.
Я не верю, что искусственный интеллект может полностью заменить человека, скорее автоматизирует многие процессы. Он никогда не станет ответственным за принятие решений, их всегда будут принимать люди. Развитие ИИ и других технологий пойдет по пути конвергенции — дополнения работы человека и его освобождения от рутинных операций
Говоря об особенностях внедрения искусственного интеллекта в компаниях, эксперт отметил, что важна базовая инфраструктура данных. Если ее нет, то какой бы качественной ни была программа ИИ, достичь хороших результатов не получится.
От кода мелодии
Прошлый год стал переломным в развитии такого направления, как генеративный искусственный интеллект. Он может создавать новые идеи и контент: тексты, разговоры, код, изображения, видео, музыку и другое. Это лишь первый шаг в развитии больших языковых моделей (LLM). Их работа основана на сложном взаимодействии между механизмами токенизации, внимания и генерации текста.
Применению генеративного ИИ в разных областях было посвящено выступление Ивана Юхарина, предпринимателя и преподавателя университета «Зерокодер». Уникальные данные, создаваемые большими языковыми моделями, могут использоваться в маркетинге, рекламе, медицине, искусстве и дизайне, программировании, управлении человеческими ресурсами и иных областях.
Так, новая технология может значительно облегчить работу врачей: обрабатывать жалобы пациентов, участвовать в диагностике заболеваний, помогать в планировании и ведении беременности. Это позволяет повысить качество медицинского обслуживания. Генеративный ИИ также способен упростить жизнь топ-менеджеров компаний, которые ежедневно принимают важные управленческие решения.
Анализ первых результатов внедрения LLM показал, что 80% организаций из разных отраслей отметили снижение затрат и значительный рост эффективности бизнеса. Главное преимущество генеративного ИИ заключается в том, что он позволяет сотрудникам сосредоточиться на решении стратегических задач, а рутину берет на себя.
Эту технологию создавали и исследовали в лабораториях, чтобы понять, может ли она помимо анализа данных делать выводы на их основе, а также формировать что-то новое, уникальное.
Одним из фаворитов «гонки» стала компания OpenAI. Она выпустила GPT-модель, которая сегодня используется во многих сферах. Проект ChatGPT через два месяца после запуска пробил отметку в 100 млн уникальных пользователей и стал самым быстро развивающимся сервисом в истории.
Вслед за OpenAI свои проекты создали такие компании, как Google и DeepMind. На российском рынке в разработку GPT-моделей активно инвестируют «Яндекс» и «Сбер», постоянно улучшая их качество, работоспособность и другие характеристики
Сегодня создание и обучение LLM-моделей обходится дорого. Поэтому компании, заинтересованные в распространении своих продуктов на рынке, позволяют разработчикам их использовать.
Преодолеть инерцию
При внедрении искусственного интеллекта в компаниях и на предприятиях нашей страны главная проблема заключается не только в недостатке данных, программного обеспечения или квалифицированных специалистов.
Как отметил Андрей Кошкин, доцент кафедры бизнес-информатики Финансового университета при Правительстве РФ, основная сложность связана с низкой восприимчивостью российской экономики к технологическим новациям. Об этом говорится и в Стратегии научно-технического развития России до 2030 года с прогнозом до 2036 года.
Сейчас до 80% проектов, связанных с внедрением ИИ-решений, заканчиваются неудачно. Сферы науки и образования генерят знания, которые должны проникнуть в экономику, на предприятия и принести ощутимый эффект. Однако этого не происходит.
По мнению эксперта Финансового университета, проблему восприимчивости к новым технологиям, которая относится к области стратегического развития компаний, можно решить, следуя формуле новой системности. Ее главным компонентом становится системный интеллект.
Прежде чем говорить о системном интеллекте, рассмотрим само понятие «интеллект». Это способность понимать новое и сложное, адекватно ставить задачи и решать их, управлять объектом в условиях неопределенности внешней среды.
Системный интеллект предполагает, что предприятие осознает себя как сложную, многоуровневую и многомерную систему. Оно взаимодействует с внешней средой как с другой системой. Высокоинтеллектуальные технологии будут востребованы тогда, когда предприятие поставит перед собой задачу успешно развиваться в новой парадигме
По мнению эксперта, интеграция искусственного интеллекта в существующие бизнес-системы становится вызовом для большинства компаний. Она требует изменения их культуры и ожиданий, перехода от краткосрочного мышления к стратегическому. Бизнес должен формировать долгосрочное видение по вопросу внедрения ИИ. Кроме того, следует создать систему мотивации вовлеченных сотрудников, чтобы избежать трудностей с приживаемостью решений.
Спикеры форума «Интеллектуальное предприятие» рассмотрели и другие важные вопросы. Кирилл Серов, технический директор PIX Robotics рассказал о применении ИИ в продуктовом подходе и преимуществах, которые дает компаниям роботизация бизнес-процессов.
Глеб Архангельский, генеральный директор компании «Таймлист 1С», представил свое видение цифровых помощников как конкурентного преимущества сотрудников.
Дмитрий Деведов, исполнительный директор по исследованию данных «Сбера», рассказал о создании модели Look-Alike по подбору предложений продуктов клиентам на основе их скрытых потребностей.
Помимо этого, прозвучали доклады на темы управления рисками ML-моделей, применения Data Science для улучшения клиентского опыта, персонализации продуктов с взаимной выгодой и другие.
Мнения участников и партнеров форума
Мероприятие было полезным, спикеры представили много докладов с практическими примерами и кейсами. На мой взгляд, одним из самых интересных стало выступление о роботизации бизнес-процессов. Внедрение этой технологии может значительно повысить эффективность работы нашей платформы.
В Mandarin ИИ-решения внедрены в работу многих департаментов. Специалистам службы поддержки клиентов такие сервисы помогают общаться с пользователями. Они генерируют ответы на типичные вопросы и обращения. Мы обучаем умных помощников на собственной базе данных, прописывая различные сценарии.
Разработчики платежных, кредитных и информационных сервисов Mandarin используют ИИ для генерации юнит-тестов, позволяющих избежать ошибок или оперативно их исправить при обновлениях. Они также работают с код-стайлами, которые включают в себя прямые рекомендации, примеры кода, ссылки на лучшие практики и многое другое. Кроме того, все наши сотрудники пользуются сервисом протоколирования онлайн-совещаний и встреч.
Мы планируем дальнейшее развитие применения ИИ в нашей компании. В следующем году собираемся внедрить новые решения в работу подразделений продаж и клиентской поддержки — добавим ботов для внутренней поддержки и GPT-бота для самостоятельного обучения на имеющихся базах знаний. Также будем использовать ИИ при формировании контента для внутреннего обучения подразделений и других целей.
Впечатления о форуме положительные. Особенно понравилось обсуждение конкретных кейсов и их результатов, а не абстрактных идей применения ИИ в бизнесе. Это позволило получить практическое представление о реальном использовании технологий. Помимо этого, в программу мероприятия можно было бы добавить больше интерактивных сессий или мастер-классов.
Как поставщик ИИ-решений в России GPTunnel.ru, наша компания активно внедряет искусственный интеллект практически во все аспекты деятельности. Мы используем его для общения с пользователями, составления финансовых планов, написания кода и решения многих других задач. Это позволяет оптимизировать процессы и повышать эффективность работы.
В ИИ-технологиях мы видим большой потенциал и будем развивать это направление. Наша стратегия заключается в росте компании без значительного увеличения штата. Для достижения этой цели мы фокусируемся на качественном внедрении ИИ-технологий. Это позволит масштабировать бизнес, сохраняя его эффективность.
Прежде всего, хотела бы отметить насыщенную программу форума, которая включала доклады о теоретических и практических аспектах использования технологий искусственного интеллекта. Интерес и вовлеченность аудитории в дискуссиях со спикерами были очевидны.
Наша компания разрабатывает ИИ-решения для интеллектуальной обработки информации. Продукты Content AI помогают автоматизировать процессы работы с бумажными и электронными документами для компаний из любых сфер деятельности. Все флагманские решения входят в реестр отечественного ПО, а также имеют маркировку продуктов, в которых официально подтверждено наличие искусственного интеллекта.
Сейчас мы активно работаем над внедрением ИИ нового поколения: на основе нейросетей и больших языковых моделей (LLM). Они открывают большие возможности для повышения эффективности решаемых задач в области обработки информации и автоматизации документоориентированных бизнес-процессов.