Искусственный интеллект: внедрить нельзя отложить

ИИ-технологии считаются новым веянием, однако это не совсем так. Впервые понятие «искусственный интеллект» прозвучало в 1956 году на научном семинаре в британском городе Дартмуте. Но тогда не было технических возможностей для развития этого направления. Концепция обрела второе дыхание в наши дни.

Сегодня ИИ-технологии успешно развиваются в России и других странах. Их внедрение приводит к изменениям в государственном управлении, бизнесе и жизни людей. В 2023 году объем этого рынка в нашей стране достиг почти 650 млрд рублей, что на 18% больше, чем в 2022-ом. Средний уровень использования искусственного интеллекта в экономике составляет 32%.

Тренды его развития, возможности применения в бизнесе и другие актуальные вопросы обсуждались на форуме «Интеллектуальное предприятие». Его организатором выступило издательство «Открытые системы».

Фото: ИД «Открытые системы»
Фото: ИД «Открытые системы»

МИРОМ ПРАВЯТ ДАННЫЕ

Одна из важнейших задач государства и коммерческого сектора — работа с большими данными. Статистику производства, продаж, финансовых и других операций не всегда можно проанализировать. Такая информация бывает разнородной и многоплановой, поэтому специалистам необходима помощь искусственного интеллекта.

Одним из лидеров этого направления стал крупнейший провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком», где работает дата-кластер. В него входят компании TData, «Спутник», IQ-Man и платформа больших данных, которая анализирует обезличенные дата-сеты.

Михаил Комаров, директор по развитию бизнеса в области работы с данными «Ростелекома», рассказал, что с помощью больших данных можно решать разные задачи — от планирования эффективных рекламных кампаний до анализа турпотока в разных регионах страны. Он также привел примеры проектов по созданию цифровых ассистентов в разных подразделениях своей компании.

Я не верю, что искусственный интеллект может полностью заменить человека, скорее автоматизирует многие процессы. Он никогда не станет ответственным за принятие решений, их всегда будут принимать люди. Развитие ИИ и других технологий пойдет по пути конвергенции — дополнения работы человека и его освобождения от рутинных операций

Михаил Комаров, «Ростелеком»

Говоря об особенностях внедрения искусственного интеллекта в компаниях, эксперт отметил, что важна базовая инфраструктура данных. Если ее нет, то какой бы качественной ни была программа ИИ, достичь хороших результатов не получится.

ОТ КОДА ДО МЕЛОДИИ

Прошлый год стал переломным в развитии такого направления, как генеративный искусственный интеллект. Он может создавать новые идеи и контент: тексты, разговоры, код, изображения, видео, музыку и другое. Это лишь первый шаг в развитии больших языковых моделей (LLM). Их работа основана на сложном взаимодействии между механизмами токенизации, внимания и генерации текста.

Иван Юхарин. Фото: ИД «Открытые системы»
Иван Юхарин. Фото: ИД «Открытые системы»

Применению генеративного ИИ в разных областях было посвящено выступление Ивана Юхарина, предпринимателя и преподавателя университета «Зерокодер». Уникальные данные, создаваемые большими языковыми моделями, могут использоваться в маркетинге, рекламе, медицине, искусстве и дизайне, программировании, управлении человеческими ресурсами и иных областях.

Так, новая технология может значительно облегчить работу врачей: обрабатывать жалобы пациентов, участвовать в диагностике заболеваний, помогать в планировании и ведении беременности. Это позволяет повысить качество медицинского обслуживания. Генеративный ИИ также способен упростить жизнь топ-менеджеров компаний, которые ежедневно принимают важные управленческие решения.

Анализ первых результатов внедрения LLM показал, что 80% организаций из разных отраслей отметили снижение затрат и значительный рост эффективности бизнеса. Главное преимущество генеративного ИИ заключается в том, что он позволяет сотрудникам сосредоточиться на решении стратегических задач, а рутину берет на себя.

Эту технологию создавали и исследовали в лабораториях, чтобы понять, может ли она помимо анализа данных делать выводы на их основе, а также формировать что-то новое, уникальное.

Одним из фаворитов «гонки» стала компания OpenAI. Она выпустила GPT-модель, которая сегодня используется во многих сферах. Проект ChatGPT через два месяца после запуска пробил отметку в 100 млн уникальных пользователей и стал самым быстро развивающимся сервисом в истории.

Вслед за OpenAI свои проекты создали такие компании, как Google и DeepMind. На российском рынке в разработку GPT-моделей активно инвестируют «Яндекс» и «Сбер», постоянно улучшая их качество, работоспособность и другие характеристики

Иван Юхарин, «Зерокодер»

Сегодня создание и обучение LLM-моделей обходится дорого. Поэтому компании, заинтересованные в распространении своих продуктов на рынке, позволяют разработчикам их использовать.

ПРЕОДОЛЕТЬ ИНЕРЦИЮ

При внедрении искусственного интеллекта в компаниях и на предприятиях нашей страны главная проблема заключается не только в недостатке данных, программного обеспечения или квалифицированных специалистов.

Как отметил Андрей Кошкин, доцент кафедры бизнес-информатики Финансового университета при Правительстве РФ, основная сложность связана с низкой восприимчивостью российской экономики к технологическим новациям. Об этом говорится и в Стратегии научно-технического развития России до 2030 года с прогнозом до 2036 года.

Сейчас до 80% проектов, связанных с внедрением ИИ-решений, заканчиваются неудачно. Сферы науки и образования генерят знания, которые должны проникнуть в экономику, на предприятия и принести ощутимый эффект. Однако этого не происходит.

По мнению эксперта Финансового университета, проблему восприимчивости к новым технологиям, которая относится к области стратегического развития компаний, можно решить, следуя формуле новой системности. Ее главным компонентом становится системный интеллект.

Андрей Кошкин. Фото: ИД «Открытые системы»
Андрей Кошкин. Фото: ИД «Открытые системы»

Прежде чем говорить о системном интеллекте, рассмотрим само понятие «интеллект». Это способность понимать новое и сложное, адекватно ставить задачи и решать их, управлять объектом в условиях неопределенности внешней среды.

Системный интеллект предполагает, что предприятие осознает себя как сложную, многоуровневую и многомерную систему. Оно взаимодействует с внешней средой как с другой системой. Высокоинтеллектуальные технологии будут востребованы тогда, когда предприятие поставит перед собой задачу успешно развиваться в новой парадигме

Андрей Кошкин, Финансовый университет при Правительстве РФ

По мнению эксперта, интеграция искусственного интеллекта в существующие бизнес-системы становится вызовом для большинства компаний. Она требует изменения их культуры и ожиданий, перехода от краткосрочного мышления к стратегическому. Бизнес должен формировать долгосрочное видение по вопросу внедрения ИИ. Кроме того, следует создать систему мотивации вовлеченных сотрудников, чтобы избежать трудностей с приживаемостью решений.

Фото: «Открытые системы»
Фото: «Открытые системы»

Спикеры форума «Интеллектуальное предприятие» рассмотрели и другие важные вопросы. Кирилл Серов, технический директор PIX Robotics рассказал о применении ИИ в продуктовом подходе и преимуществах, которые дает компаниям роботизация бизнес-процессов.

Глеб Архангельский, генеральный директор компании «Таймлист 1С», представил свое видение цифровых помощников как конкурентного преимущества сотрудников.

Дмитрий Деведов, исполнительный директор по исследованию данных «Сбера», рассказал о создании модели Look-Alike по подбору предложений продуктов клиентам на основе их скрытых потребностей.

Помимо этого, прозвучали доклады на темы управления рисками ML-моделей, применения Data Science для улучшения клиентского опыта, персонализации продуктов с взаимной выгодой и другие.

МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ И ПАРТНЕРОВ ФОРУМА

Максим Некрылов
Сооснователь и CTO Mandarin

Мероприятие было полезным, спикеры представили много докладов с практическими примерами и кейсами. На мой взгляд, одним из самых интересных стало выступление о роботизации бизнес-процессов. Внедрение этой технологии может значительно повысить эффективность работы нашей платформы.

В Mandarin ИИ-решения внедрены в работу многих департаментов. Специалистам службы поддержки клиентов такие сервисы помогают общаться с пользователями. Они генерируют ответы на типичные вопросы и обращения. Мы обучаем умных помощников на собственной базе данных, прописывая различные сценарии.

Разработчики платежных, кредитных и информационных сервисов Mandarin используют ИИ для генерации юнит-тестов, позволяющих избежать ошибок или оперативно их исправить при обновлениях. Они также работают с код-стайлами, которые включают в себя прямые рекомендации, примеры кода, ссылки на лучшие практики и многое другое. Кроме того, все наши сотрудники пользуются сервисом протоколирования онлайн-совещаний и встреч.

Мы планируем дальнейшее развитие применения ИИ в нашей компании. В следующем году собираемся внедрить новые решения в работу подразделений продаж и клиентской поддержки — добавим ботов для внутренней поддержки и GPT-бота для самостоятельного обучения на имеющихся базах знаний. Также будем использовать ИИ при формировании контента для внутреннего обучения подразделений и других целей.

Климент Викулов
Сооснователь компании Script Heads

Впечатления о форуме положительные. Особенно понравилось обсуждение конкретных кейсов и их результатов, а не абстрактных идей применения ИИ в бизнесе. Это позволило получить практическое представление о реальном использовании технологий. Помимо этого, в программу мероприятия можно было бы добавить больше интерактивных сессий или мастер-классов.

Как поставщик ИИ-решений в России GPTunnel.ru, наша компания активно внедряет искусственный интеллект практически во все аспекты деятельности. Мы используем его для общения с пользователями, составления финансовых планов, написания кода и решения многих других задач. Это позволяет оптимизировать процессы и повышать эффективность работы.

В ИИ-технологиях мы видим большой потенциал и будем развивать это направление. Наша стратегия заключается в росте компании без значительного увеличения штата. Для достижения этой цели мы фокусируемся на качественном внедрении ИИ-технологий. Это позволит масштабировать бизнес, сохраняя его эффективность.

Екатерина Москаленко
Руководитель отдела маркетинга Content AI

Прежде всего, хотела бы отметить насыщенную программу форума, которая включала доклады о теоретических и практических аспектах использования технологий искусственного интеллекта. Интерес и вовлеченность аудитории в дискуссиях со спикерами были очевидны.

Наша компания разрабатывает ИИ-решения для интеллектуальной обработки информации. Продукты Content AI помогают автоматизировать процессы работы с бумажными и электронными документами для компаний из любых сфер деятельности. Все флагманские решения входят в реестр отечественного ПО, а также имеют маркировку продуктов, в которых официально подтверждено наличие искусственного интеллекта.

Сейчас мы активно работаем над внедрением ИИ нового поколения: на основе нейросетей и больших языковых моделей (LLM). Они открывают большие возможности для повышения эффективности решаемых задач в области обработки информации и автоматизации документоориентированных бизнес-процессов.

1414
Начать дискуссию