Разными способами: дорабатывает поисковые запросы, ранжирует выдачу, предлагает контекстные подсказки.
Взять, например, Google. В 2015 году они внедрили в поисковую систему RankBrain – алгоритм для ранжирования, который умеет связывать слова с сущностями (в посте, на который я опираюсь, используется термин «concepts» – это не совсем «сущности». Однако, на мой взгляд, такой перевод дает больше понимания того, о чем речь). Например, вы можете запросить «рецепт здорового низкокалорийного блюда на ужин», и поисковик найдет вам салат, причем в описании рецепта может не быть слов «здоровое блюдо» или «низкокалорийный».
Я помню, давным-давно, когда мне было лет 18, я писала статьи на фриланс-бирже с расценками в духе 1,5 рубля за сто слов. Среди заказов у меня была рекламная статья видеорегистратора, какие-то публикации на сайт медицинской организации (пожалуйста, не ищите свои симптомы в Интернете! Я понятия не имею, читал ли мой копирайт хоть кто-то с медицинским образованием), статьи про здоровое питание и все такое. Это длилось недолго, но я успела набить глаз и наметать руку, и рерайт чую если не за версту, то за пару сот метров точно.
Так вот, в заказах на публикации размещался список ключевых слов, которые нужно было органично рассовать по тексту, не меняя формы (то есть, если в задании «салат», в тексте должен быть «салат», а не «салаты»). Иногда там указывалось желаемое число повторений для каждого слова.
Я не говорю, что все это дело кануло в лету, ключевые слова все еще важны. Но это уже точно не единственный фактор, к которому привязан поиск.
RankBrain – это часть большого алгоритма Hummingbird, который вышел в 2013 году. Hummingbird пришел на смену предыдущему поисковому алгоритму и работает по сей день, постоянно обновляясь. Из недавнего, в августе этого года пообещали выкатить обновление, которое должно снизить долю низкокачественного и малополезного контента в выдаче. Чуть ранее, в июле этого года его научили (или попытались научить) отлавливать дипфейки.
Когда я говорю «его обучили», я имею в виду, что была обновлена одна из множества (кажется, двухсот) его частей. Там внутри и графы знаний, и семантический поиск, и BERT, кстати, о котором мы говорили в предыдущем посте (вот вам еще пример использования).
Я не буду вдаваться сейчас в подробности (попозже буду, напишу пост про Multitask Unified Model – мультимодальную модель, которая намного мощнее, чем BERT, и заслуживает отдельного внимания). Вместо этого перечислю основные изменения, которые вносит ИИ в наши отношения с поисковыми системами:
Искусственный интеллект меняет поисковую оптимизацию (SEO) - то, что ИИ меняет в этом плане много это факт, сейчас в поисковиках появился вообще новый раздел, и что именно он выдает не совсем понятно...