ИИ в оптимизации поисковых систем

У меня в телеграме недавно вышел важный пост про сохранность данных при работе с большими языковыми моделями. Предлагаю заглянуть.
А сегодня поговорим об использовании ИИ в оптимизации для поисковых систем (Search engine optimization, SEO). Эта тема может быть полезна маркетологам, SMM-специалистам и вообще всем, кто взаимодействует с соцсетями, поисковыми системами и продвижением (и мне, поэтому я пишу этот пост).

ИИ меняет поиск в Интернете

Разными способами: дорабатывает поисковые запросы, ранжирует выдачу, предлагает контекстные подсказки.
Взять, например, Google. В 2015 году они внедрили в поисковую систему RankBrain – алгоритм для ранжирования, который умеет связывать слова с сущностями (в посте, на который я опираюсь, используется термин «concepts» – это не совсем «сущности». Однако, на мой взгляд, такой перевод дает больше понимания того, о чем речь). Например, вы можете запросить «рецепт здорового низкокалорийного блюда на ужин», и поисковик найдет вам салат, причем в описании рецепта может не быть слов «здоровое блюдо» или «низкокалорийный».
Я помню, давным-давно, когда мне было лет 18, я писала статьи на фриланс-бирже с расценками в духе 1,5 рубля за сто слов. Среди заказов у меня была рекламная статья видеорегистратора, какие-то публикации на сайт медицинской организации (пожалуйста, не ищите свои симптомы в Интернете! Я понятия не имею, читал ли мой копирайт хоть кто-то с медицинским образованием), статьи про здоровое питание и все такое. Это длилось недолго, но я успела набить глаз и наметать руку, и рерайт чую если не за версту, то за пару сот метров точно.
Так вот, в заказах на публикации размещался список ключевых слов, которые нужно было органично рассовать по тексту, не меняя формы (то есть, если в задании «салат», в тексте должен быть «салат», а не «салаты»). Иногда там указывалось желаемое число повторений для каждого слова.
Я не говорю, что все это дело кануло в лету, ключевые слова все еще важны. Но это уже точно не единственный фактор, к которому привязан поиск.
RankBrain – это часть большого алгоритма Hummingbird, который вышел в 2013 году. Hummingbird пришел на смену предыдущему поисковому алгоритму и работает по сей день, постоянно обновляясь. Из недавнего, в августе этого года пообещали выкатить обновление, которое должно снизить долю низкокачественного и малополезного контента в выдаче. Чуть ранее, в июле этого года его научили (или попытались научить) отлавливать дипфейки.
Когда я говорю «его обучили», я имею в виду, что была обновлена одна из множества (кажется, двухсот) его частей. Там внутри и графы знаний, и семантический поиск, и BERT, кстати, о котором мы говорили в предыдущем посте (вот вам еще пример использования).
Я не буду вдаваться сейчас в подробности (попозже буду, напишу пост про Multitask Unified Model – мультимодальную модель, которая намного мощнее, чем BERT, и заслуживает отдельного внимания). Вместо этого перечислю основные изменения, которые вносит ИИ в наши отношения с поисковыми системами:

  • использование нужных ключевых слов в нужных местах и в нужном количестве не так важно, как раньше (намерение пользователя выходит на первый план, как бы оно ни формулировалось);
  • теперь поиск по сети проводят не только люди, но и языковые модели, поэтому нужно оптимизировать свой контент и под них тоже (структурировать текст так, чтобы он мог быть легко обработан и ИИ, и человеком);
  • интеллектуальные системы в качестве одной из целей имеют подстройку под пользователя (формирование выдачи не только на основании текущего запроса, но и на основании предыдущей истории поисков), поэтому держать в голове портрет целевой аудитории еще важнее (кто эти люди; зачем они ищут то, что вы пишете; как именно они будут искать и что еще они будут искать);
  • метрики, которыми мы оцениваем, насколько текст оптимизирован, меняются (и еще будут меняться по мере того, как развиваются поисковые системы).

Я во всех этих изменениях вижу много возможностей. С одной стороны, конечно, нужно перестраиваться со старых инструментов на новые, это непросто. С другой стороны, мы получаем больше свободы для творчества. Если не нужно ломать голову над тем, как обернуть свои мысли вокруг заданного набора слов – это замечательно. Нужно ломать голову над другими вещами, но это тоже неплохо.
Чтобы понять, что думает профессиональное сообщество, я облазила некоторое количество блогов (все-таки мой опыт скуден). Обнаружила много оптимизма, во всяком случае, в той выборке, которая мне попалась (возможно, это просто люди, которым нравится ИИ, и они оптимизировали свои блоги так, чтобы я их нашла через Perplexity и Google). Оставлю здесь несколько постов, которые мне показались особенно информативными:

  • пост про генеративную оптимизацию (generative engine optimization, GEO). Это непосредственно про оптимизацию контента для ИИ, который будет этот контент искать. Здесь ровно то, о чем мы ранее говорили: адаптация структуры с учетом особенностей работы языковых моделей, явное отражение ключевых сущностей без использования конкретного набора ключевых слов и так далее. Там же про то, как совместить традиционные SEO-практики с генеративными;
  • пост про паразитную оптимизацию (Parasite SEO). Паразитная оптимизация – не то чтобы новая идея. Это использование инструментов адаптации под материалы больших и популярных платформ для привлечения внимания к своему сайту или блогу. Из нового в посте представлены инструменты для повышения видимости вашего сайта и улучшения трафика.

Загляните, там полезно.

Еще пара слов про инструменты

Не отнимая хлеб у профессионалов, немного расскажу про Junia, потому что про нее многие пишут, и я решила потестировать.
У этого инструмента есть бесплатная версия с некоторыми ограничениями, он работает без vpn, а кое-что можно попробовать вообще без регистрации. Внутри GPT-4, в платной версии доступна GPT-4o.

<i>(Вот что можно сделать без регистрации)</i>
(Вот что можно сделать без регистрации)

Без регистрации можно ввести ключевое слово, выбрать страну и посмотреть, сколько по нему запросов и какая может быть цена за клик на сайте, где такое слово используется. Увы, эта штука, кажется, не работает на русском языке.

После регистрации можно выбрать несколько режимов работы (я попробовала написание статьи), заполнить предлагаемую форму и провести анализ конкурентов.

<i>(Здесь русский язык доступен и работает)</i>
(Здесь русский язык доступен и работает)

Дальше там много настроек, но я их все пропустила, чтобы посмотреть, что получится «с колес». Сначала генерируется структура, которую можно подправить по желанию (я оставлю как есть, только число слов выбрала).

<i>(Структура)</i>
(Структура)

Потом вы получаете редактируемый текст с картинками и ссылками.

<i>(Я привожу фрагмент без картинок и ссылок, но они есть, можете сами попробовать и проверить)</i>
(Я привожу фрагмент без картинок и ссылок, но они есть, можете сами попробовать и проверить)

Интересной показалась функция «brand voice» («голос бренда»), но это платная функция. Вы даете ссылку на ваш сайт или пример текста, и Junia определяет ваш стиль, который потом можно применить к генерируемым постам. В целом, мне Junia показалась интересной и несложной в настройке.

Заключение

Сегодняшний пост получился обзорным скорее, здесь ссылок на других авторов больше, чем моего текста. Но я надеюсь, что вы найдете в нем что-то полезное и ценное для себя.
Завершу текст фрагментом, сгенерированным Junia по моему запросу (привожу его без изменений):
«Развитие технологий искусственного интеллекта открывает новые горизонты для онлайн-бизнеса. В будущем ИИ станет еще более интегрированным в процессы SEO, что позволит не только автоматизировать рутинные задачи, но и улучшать пользовательский опыт с помощью персонализированных рекомендаций и анализа поведения.
Основные перспективы включают:
Углубленный анализ данных: ИИ сможет обрабатывать огромные массивы данных быстрее и точнее, выявляя скрытые тренды и предпочтения пользователей.
Улучшение контента: Автоматизация создания контента продолжит развиваться, обеспечивая высокую релевантность и уникальность текстов.
Интерактивность: Повышение уровня взаимодействия с пользователями через чат-ботов и голосовые помощники.
Применение ИИ для оптимизации SEO становится необходимым инструментом для достижения конкурентных преимуществ. Инвестируйте в обучение и внедрение этих технологий, чтобы оставаться впереди на рынке. Используйте потенциал ИИ, чтобы не просто адаптироваться к изменениям, а возглавить их.»

11
1 комментарий

Искусственный интеллект меняет поисковую оптимизацию (SEO) - то, что ИИ меняет в этом плане много это факт, сейчас в поисковиках появился вообще новый раздел, и что именно он выдает не совсем понятно...

Ответить