Как мошенники используют ИИ. Как не попасться на телефонных мошенников. Лайфхаки от Сбера и Т-Банка

Как мошенники используют ИИ. Как не попасться на телефонных мошенников. Лайфхаки от Сбера и Т-Банка

Телефонное мошенничество — частое явление. Согласно данным опроса ВЦИОМ, только за 2023 год мошенники звонили 67% россиян. Мошенники используют самые разнообразные способы, чтобы получить доступ к персональным данным людей или к их денежным средствам. Один из таких способов — использование искусственного интеллекта. Согласно недавнему исследованию компании Bugcrowd, 77% хакеров использовали искусственный интеллект, чтобы обманывать людей. Рассказываем, как телефонные мошенники используют нейросети и что делать, чтобы обезопасить себя.

Какие возможности ИИ могут использовать телефонные мошенники?

Злоумышленники используют нейросети, чтобы получить:

● Персональные данные человека;

● Контроль над денежными средствами.

Для этого мошенники могут, например, позвонить человеку и записать диалог с ним, чтобы получить запись голоса жертвы. Затем запись загружается в нейросеть. Искусственный интеллект учится на этих данных и создает правдоподобную симуляцию голоса. Алгоритмы могут копировать даже тон и интонацию, а также использовать характерные для речи конкретного человека слова-паразиты. Используя обученный таким образом ИИ, злоумышленники потом могут позвонить от имени жертвы родственникам, близким или знакомым, с целью ввести их в заблуждение, обмануть, манипулировать или побудить к противоправным действиям.

«Например, известная многим схема, когда мошенники просят деньги от лица друзей и близких в долг, сейчас переживает “вторую молодость” — преступники крадут аккаунты в мессенджерах и рассылают не только текстовые сообщения, но и аудио или видеокружочки для убедительности по всем контактам жертвы. Сейчас в открытом доступе есть сервисы, которые оперативно могут подделать видео или голос, если есть в наличии образцы», — рассказал Олег Замиралов, руководитель Центра экосистемной защиты Т-Банка.

Как можно обезопасить себя и близких от телефонных мошенников, которые используют ИИ?

● Будьте начеку, если отвечаете на незнакомый телефонный номер.

● Не торопитесь и не нервничайте, даже если на другом конце провода сообщают пугающую информацию.

● При сомнениях прервите разговор и перезвоните на номер, указанный на официальном ресурсе организации, представитель которой Вам позвонил.

● Не говорите «Да», «Соглашаюсь» и подобные слова и фразы. Мошенники могут использовать голос в будущем.

● Не пытайтесь оскорбить мошенника или поймать его на этом. Лучше положить трубку сразу, как только появились подозрения.

«Главное, когда вы поняли, что разговариваете с аферистом, никогда не пытайтесь переиграть его. Помните, что ваш собеседник — криминальная личность, рассчитывающая на заработок. И чем дольше вы с ним разговариваете, тем сильнее он на заработок рассчитывает. Когда вы ему объявите, что его „раскусили“ и никаких денег он не получит, эта криминальная личность может обидеться и отомстить. Например, начать звонить по ночам или внести ваш номер в базу людей, поддающихся влиянию, такие тоже есть. И тогда ваш телефон будет разрываться от звонков рекламщиков и других аферистов», — рекомендует юрист Александр Хаминский.

Помните, что представители служб безопасности и Госуслуг никогда не звонят первыми.

Кроме того, можно использовать различные сервисы и возможности, которые предлагают банки и операторы связи. Например:

● Системы фрод-мониторинга, усиленные ИИ, доступны для клиентов Т-банка и Сбербанка. Их главная задача — контролировать и предотвращать события, связанные с платежными махинациями. С помощью более чем 1000 факторов система фрод-мониторинга защищает клиентов, блокируя транзакции, которые программа считает подозрительными.

Нейрощит Т-Мобайла: система искусственного интеллекта обрабатывает диалоги и сравнивает с накопленными «эталонными» наборами данных мошеннических звонков. Если количество совпадений превышает допустимый порог, искусственный интеллект маркирует разговор как потенциально опасный и прерывает звонок.

● ВТБ может замораживать работу приложения банка, если заподозрит, что мошенники получили доступ к аккаунту.

● Бесплатный сервис «Защитим или вернем деньги» также доступен всем абонентам Т-Мобайла. Он определяет мошенничество во время звонка с вероятностью более 99% и защищает клиентов от телефонных аферистов.

● У МТС есть функция «Защитник», которая блокирует спам-звонки, а также звонки от мошенников.

● В приложении СберБанк Онлайн также есть целый набор бесплатных сервисов для киберзащиты: например, можно подключить определитель мошеннических номеров или скачать антивирус. Всего клиентам Сбера доступно порядка 20 сервисов кибербезопасности, сообщили в пресс-службе банка.

Кибершквал — разработка Т-Банка, которая позволит защитить россиян от организаций с признаками финансовых пирамид. Технология сканирует Интернет-пространство и ищет сайты, которые рекламируют подобные организации, а затем человекоподобные боты удерживают мошенника на линии и не дают ему дозвониться реальным людям.

Несмотря на все эти сервисы, важно оставаться бдительными. Если на телефон поступает звонок или сообщение от коллеги или друга, при этом он запугивает, торопит или давит в разговоре, то, скорее всего, звонит мошенник. Эксперты предлагают еще несколько способов разоблачить обман:

1) Перезвонить человеку, чтобы убедиться, действительно ли ему нужна помощь. Использовать при этом нужно именно сотовую связь, а не звонки в мессенджерах, так как сотовая связь лучше защищена технологиями.

2) Попросить отправить еще несколько голосовых или видеосообщений, если дозвониться до близкого по какой-то причине не удается. Мошенник, скорее всего, откажется, ведь на монтаж еще одного убедительного сообщения ему придется потратить время.

3) Проверить, куда просят перевести деньги. Преступники обычно просят отправить их по номеру карты, а не телефону, потому что во время перевода не видно имени получателя. Поэтому даже если вам прислали карту с именем владельца и вы все-таки решились сделать перевод, используйте перевод по номеру телефона. Банк подсветит настоящее имя владельца счета, что снизит вероятность ошибки.

Согласно статистике, в России жертвами мошенников чаще всего становятся пожилые люди. Они чаще хуже технически подкованы и менее осведомлены о деятельности мошенников, чем более молодое поколение. Чтобы не допустить этого, можно установить определитель номера, сервис «Защитим или вернем деньги» и Нейрощит на телефон пожилого человека, советуют эксперты Т-Банка. Эти программы помогут защитить близкого от мошенников. Также специалисты из Т-Банка рекомендуют пройти бесплатный курс по защите от мошенников на Т-Ж.

У Сбербанка есть «Кибрарий». «На нем собрана уникальная библиотека знаний в области кибербезопасности, которая помогает гражданам и бизнесу защититься от мошенников, а экспертам информационной безопасности узнавать о трендах и новых технологиях в сфере киберзащиты. Библиотека включает описания схем мошенничества и эффективные способы противодействия, сценарии и расследования киберпреступлений, просветительские видео и другие полезные материалы из мира киберпространства», — сообщает пресс-служба Сбербанка.

Для клиентов Сбербанка также доступен сервис «Совместные уведомления», который позволяет получать информацию об операциях по карте близкого человека и поможет контролировать расходы ребенка или пожилого родственника. Даже если ваш близкий человек попадет под влияние злоумышленников и не расскажет об этом никому, опция поможет предотвратить хищение: вы увидите, что человек снял нетипичную сумму в банкомате или совершил нестандартную финансовую операцию и сможете оперативно предпринять усилия.

«Автоматизация на основе искусственного интеллекта позволяет как эффективно защищать данные, так и быстро обнаруживать действия с признаками мошенничества», — сообщает пресс-служба Сбербанка.

Я-то не поведусь!

Не стоит недооценивать телефонное мошенничество. Статистика показывает, что каждый десятый россиянин терял крупную сумму денег из-за действий мошенников. При этом россияне очень скептически относятся к вероятности того, что их могут обмануть мошенники: 46% считают такое развитие событий маловероятным, 27% — невозможным.

«В основе человеческого поведения лежат представления и установки. Одна из них связана с тем, что их нельзя обмануть, они всегда поймут, раскусят жулика, не дадут обвести себя вокруг пальца. С другой — у них подсознательное доверие к авторитетам, и если на том конце провода кто-то представляется сотрудником полиции или прокуратуры, возникает мысль: а вдруг правда? И они начинают слушать. Это подтверждают психологические эксперименты. 40–50% людей обычно сдаются под давлением так называемых социальных авторитетов, именно поэтому мошенники используют ссылки на институты власти», — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН Владислав Латынов.

Мошенники активно осваивают новые технологии. Поэтому вам всегда нужно быть внимательными, чтобы не попасться «на удочку» и не потерять свои сбережения:

1) При звонке с незнакомого номера будьте начеку, при малейших сомнениях кладите трубку.

2) Не говорите «Да», «Соглашаюсь» и другие фразы, которые мошенники могут использовать потом для получения доступа к конфиденциальной информации или финансам.

3) Используйте специальные сервисы, которые предлагают банки и операторы связи, чтобы обезопасить себя и своих близких от мошенников.

4) Сведите общение с мошенниками к минимуму: не оскорбляйте их, не пытайтесь вывести на чистую воду.

Следите за событиями в сфере ИИ на национальном портале в сфере ИИ – ai.gov.ru.

2 комментария

Просто фантастика, как технологии могут быть использованы в таких целях, важно быть начеку..

Ответить

в нашем мире нужно быть аккуратным в любом деле. Хоть многие и стараются направлять ИИ во благо человечества, но есть те пару процентов, которые будут использовать в плохих целях

Ответить