«С милым рай и в гараже»: как запустить бизнес на основе искусственного интеллекта в 2024 году с нуля и без крупных вложений

«С милым рай и в гараже»: как запустить бизнес на основе искусственного интеллекта в 2024 году с нуля и без крупных вложений

Искусственный интеллект — один из главных трендов современного бизнеса. В мире стремительно появляются все новые и новые ИИ-стартапы, капитализация 220 из них уже превысила 1 млрд долларов. Рассказываем, какие сферы эксперты считают наиболее перспективными для создания ИИ-стартапа в России без крупных вложений.

ИИ — новая золотая лихорадка?

«Современный ИИ — это инструмент. Он способен автоматизировать рутинные процессы, увеличить эффективность. Используя такой инструмент, бизнес может увеличить выручку на 10–30% в зависимости от сферы», — рассказал заместитель директора по инвестициям MTS AI Игорь Ярунов.

Алексей Борискин, руководитель группы автопилотирования «Итэлма. Системы позиционирования», согласен с тем, что нейросети полезны для бизнеса. По его словам, искусственный интеллект помогает повысить эффективность работы персонала на 20% – 200%.

Преимущества, которые ИИ может дать бизнесу, обуславливают внимание компаний к новым разработкам в этой сфере. При этом 59,4% российских предприятий предпочитают не вкладываться в развитие собственных технологий, а покупать уже готовые решения у специализированных IT-компаний.

В качестве «продавца» решений могут выступить молодые стартапы, которые оказались способны правильно оценить рынок и свои возможности. Технология находится «на слуху», и даже сам факт добавления слов «ИИ» или «AI» к названию даст новому бизнесу преимущество, считает Алексей Борискин.

ИИ-стартапы — куда податься?

Наиболее востребованы и распространены в России ИИ-продукты, связанные с компьютерным зрением, распознаванием и синтезом речи, обработкой естественного языка. Игорь Ярунов рекомендует начинающим предпринимателям заняться разработкой простых приложений на базе ИИ, пробовать промпт-инжиниринг (профессионально «общаться» с нейросетями) или создавать ИИ-ботов для мессенджеров. Эти варианты не требуют больших капиталовложений.

Егор Ершов, руководитель группы «Цветовая вычислительная фотография» Института AIRI, руководитель сектора репродукции и синтеза цвета ИППИ РАН и CTO EKSLi, отметил актуальность генеративных моделей. Они способны повысить эффективность коммуникации между разными подразделениями внутри одной компании. Поэтому крупный бизнес может быть заинтересован в стартапах, предлагающих подобные решения.

«Можно размышлять о каких-то сервисных компаниях. Вот есть проект, есть юнит-экономика проекта или продукта, внутри — процессы. Например, проект по созданию сайта. В таком проекте задействовано много разных специалистов: разработчики, технические писатели, дизайнеры, и стоимость рабочих часов этих людей и менеджмента недешевая. Здесь возможен позитивный эффект от внедрения инструментов на основе ИИ для оптимизации расходов и коммуникации, улучшения в которых способны повысить оборот компании и эффективность кадров», — рассказал Егор Ершов.

Например, Мегафон запустил «МегаКоллегу». Это чат-бот для сотрудников компании. Он способен предоставить работникам информацию, которую прежде им приходилось запрашивать у менеджера по персоналу. Нейросеть не дает конкретных ответов, но знает внутренние процессы компании и подсказывает, где работник может получить необходимую информацию.

В целом, согласно исследованию «Яков и Партнеры» и Яндекса, в России чаще всего генеративный ИИ внедряют в сферы маркетинга и продаж (66% внедрений), клиентского сервиса (54%), исследований и разработки (49%), а также ИТ (31%).

Егор Ершов рассказал и о ситуации в его профессиональном направлении — компьютерном зрении. Профильный бизнес заинтересован в решении классических задач:

· Анализ потоков;

· Распознавание качества продукции;

· Отбраковка;

· Анализ производственных процессов.

Эти инструменты нужны, чтобы цифровизировать рабочие процессы и повышать прибыльность производства.

Егор Ершов видит хорошие перспективы у компаний, которые будут углубляться в конкретные индустрии и их потребности. Особенно выгодным может оказаться открытие бизнеса в отрасли, которые только начинают развиваться.

«Говоря о том, что пока еще находится на стадии зарождения, отмечу генеративное проектирование и генеративный инжиниринг. То есть возможность генерировать не изображения, видео или аудио, а новые инженерные модели. Насыщение промышленности технологиями искусственного интеллекта в этой части пока не освоено, и занимается этим совсем немного компаний и научных команд», — считает Ершов.

Время зарождения отрасли — не единственный момент, когда можно успешно запустить бизнес. Заниматься темой может быть выгодно и тогда, когда технология становится рядовым рабочим инструментом.

«Есть всеми любимый цикл Гартнера, показывающий развитие отношения к технологиям, а в нем — две важные точки. В определенный момент любая технология переходит от пика хайпа к плато стабильности и выглядит не как магия, а как понятный рабочий инструмент. Соответственно, начинать заниматься чем-то стоит либо на этапе подступления к фазе хайпа, либо на этапе технологической зрелости тренда», — рассказал Егор Ершов.

Как достичь успеха?

Вне зависимости от выбранного направления, эксперты предлагают несколько ключевых аспектов, на которые нужно обратить внимание при запуске нового ИИ-бизнеса:

1. Определите наиболее перспективные направления. На этом этапе предприниматель должен выявить болевые точки потребителей, нехватку нужного решения на рынке или серьезную проблему, с которой можно разобраться. Для этого полезно ознакомится с аналитическими материалами о состоянии рынка искусственного интеллекта в России. Подобные исследования готовят, например, Яндекс и «Яков и партнеры», Центр компетенций НТИ «Искусственный интеллект», Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

2. Определите заказчика. Даже хорошая разработка финансово «утонет», если не найдет покупателей для своего решения. Чтобы этого не случилось, еще до запуска проекта предприниматель должен определить, кем будет его заказчик.

3. Обучить команду. Сотрудники должны четко понимать цели и задачи, стоящие перед стартапом. При запуске первого небольшого проекта может быть важна любая поддержка и мотивация коллектива. Присмотритесь к хакатонам — молодые предприниматели могут найти на них единомышленников-партнеров или сотрудников. Существуют специальные сайты, которые собирают информацию о всех IT-соревнованиях в России.

4. Выбрать подход. Нужно определить, каким именно образом стартап будет решать проблему и какие для этого потребуются решения с учетом специфики области. Например, ИИ-сервис, который будет проверять документы, должен иметь удобный интерфейс для загрузки файлов.

5. Определить технологии ИИ и стратегию их использования. Необходимо выбрать наиболее подходящую под поставленную задачу технологию искусственного интеллекта и подготовить базу данных, к которой ИИ будет иметь постоянный доступ. База должна вовремя актуализироваться, чтобы нейросеть не «потребляла» устаревшие данные. Архитектура данных должна соответствовать этому и будущим сценариям использования ИИ.

6. Изучить грантовые возможности. В России существует более десятка крупных фондов, которые активно инвестируют в ИИ-стартапы. Среди них, например, фонд «Сколково», Российский фонд прямых инвестиций, фонд «Восход», Фонд содействия инновациям и другие. Их поддержка может оказаться очень важной для развития бизнеса. А если вы студент — присмотритесь к федеральному проекту «Платформа университетского технологического предпринимательства» и университетским стартап-студиям, чтобы получить средства на запуск проекта. Также средства запуска небольшого проекта можно выиграть на хакатоне. Например, победитель Yandex Cup 2024 получит 350 тысяч рублей.

7. Выбрать место для запуска стартапа. В России существуют особые экономические зоны. Это территории, которые обеспечивают местному бизнесу выгодные условия работы: например, налог на прибыль может быть снижен с 20% до 0%. ИИ-стартапам может подойти ОЭЗ «Технополис Москва», ОЭЗ «Иннополис», ОЭЗ «Дубна» или другие зоны.

8. Убедится в финансовой эффективности проекта. Важно провести финансовый анализ, чтобы доказать экономическую эффективность выбранного решения.

9. Разработать и запустить пилотный проект. Он позволит проверить эффективность разработанного ИИ-решения в небольших масштабах перед более широкомасштабным внедрением. Это поможет выявить проблемы и эффективно скорректировать стратегию.

10. Оценить полученные результаты и масштаб. Предприниматель должен заранее установить показатели, которых он надеется достичь. Это позволит объективно оценить эффективность бизнеса. Среди показателей могут быть, например, операционная эффективность, финансовые показатели, удовлетворенность клиентов.

Поймать момент и оценить потребности

Искусственный интеллект — востребованная бизнесом сфера. Однако это не значит, что любой стартап априори будет успешен. Заместитель директора по инвестициям MTS AI Игорь Ярунов отметил, что ИИ в бизнесе решает какую-то конкретную узкоспециализированную задачу, а не заменяет человека. Поэтому слишком масштабные и амбициозные проекты могут быть проигнорированы потенциальными клиентами, которые предпочтут более простые, но специализированные и экономически выгодные решения.

Например, небольшому туристическому агентству может быть достаточно чат-бота в мессенджере, который будет способен отвечать на стандартные вопросы (режим работы, нужные для путешествия документы, статус вылета и так далее). Такое решение освободит рабочее время сотрудников и позволит им заняться более сложными задачами, что повысит общую эффективность турагентства. «Сотрудник тратил на это [ответы на стандартные вопросы] пару часов времени, которое теперь будет направлено на решение задач, которые ИИ пока не под силу. Общение с клиентом, сложные бронирования, замена и прочее», — объяснил Игорь Ярунов.

Подобное решение в 2024 году представила Московская биржа. Группа компаний ЦРТ совместно с проектом «Финуслуги» Мосбиржи разработала бота, который консультирует клиентов по поводу ОСАГО, вкладов, облигаций, личного кабинета и работы платформы личных финансов. Решение позволило в автоматическом режиме обработать около 60% текстовых и 42% телефонных обращений.

Бизнесу-заказчику тоже не стоит рассчитывать, что ИИ-решения позволят моментально повысить эффективность работы и «заменить людей нейросетями». «Допустим, у вас есть колл-центр из нескольких человек, и вы внедряете чат-бота, который отвечает голосом или текстом на простые вопросы, разгружая операторов. Возможно, одно рабочее место освободится из-за повышения эффективности труда. Но этого также может и не произойти, потому что у колл-центра из-за этого, например, появятся дополнительные заказчики. Или все на рынке внедрят чат-ботов, эффективность колл-центров вырастет, но и запросы пользователей изменятся, и сотрудникам придется решать более сложные задачи. Это касается как крупного, так и малого бизнеса», — отметил Игорь Ярунов.

Стартапы, в том числе и в области искусственного интеллекта, — рискованное дело. «Взлетает» только 1% компаний. Цена ошибки высока для начинающего предпринимателя, и поэтому он должен быть осторожен и внимателен: надо анализировать рынок, искать финансирование и клиентов, подбирать выгодное место для запуска и иметь четкое понимание, какую проблему и каким образом будет решать бизнес.

Следите за событиями в сфере ИИ на национальном портале в сфере ИИ – ai.gov.ru.

2 комментария

На самом деле, можно не плохой бизнес открыть с помощью него. Но для этого, надо хорошо изучить все прелести искуственного интелекта... я вот планирую открыть что-то свое, уже потихоньку начал читать разные статьи с национального портала в сфере ии

соглашусь, главное найти хорошие источники, где будет достоверная информация... что бы не прогореть потом