ИИ-агенты заменят людей. Где, когда и кого?

Всем привет, это ваш амбассадор внедрения ИИ в работу и жизнь – ИИлья Петухов. Не выпускал статьи с августа, много выступал на конференциях и собирал «по городам и весям» для вас полезную информацию.

Для тех, кто не читал меня до этой статьи: я руковожу проектами развития AI-продуктов в компании Directum. Вместе с командой разрабатываем и продвигаем ИИ-сервисы для организаций. Я много времени уделяю тому, чтобы популяризировать технологию, доносить до аудитории реальные эффекты, пользу, кейсы применения интеллектуальных инструментов.

Тема, на которую я хочу с вами поговорить, очень актуальна в треке развития ИИ-технологий. Лично мне очень не нравится, что любое ИИ-решение называют ИИ-агентом. У агентского подхода есть своя важная особенность, которая отличает его от «простых» решений.

Поэтому считаю, что пришла пора посмотреть правде в глаза. В нашем мире существует работа, где ИИ может заменить человека. Живите с этим.

Важная особенность ИИ-агентов

Только ленивый не сказал, что ИИ проникает во все сферы нашей жизни. Это и голосовые помощники, и сложные системы анализа данных.

1. Не так давно компания Anthropic научила свою модель Claude выполнять базовые функции на компьютере почти как человек.

2. Компания Google работает над проектом «Jarvis» и планирует представить его в декабре 2024 года. Ожидается, что «Джарвис» сможет самостоятельно проводить исследования, совершать покупки, бронировать авиабилеты и заниматься другими «человеческими» делами.

3. Алиса от Яндекса уже умеет совершать автономные ИИ-агентские действия, вызывать такси, например.

Это примеры ИИ-агентов, которые по сути являются следующим этапом применения нейросетей. Если обычный Copilot работает по принципу «задача-решение», то ИИ-агенты способны выполнять более сложные составные задания и автономно (САМОСТОЯТЕЛЬНО) принимать решения в рамках своих компетенций, а главное — привлекать сторонние сервисы и другие ИИ-модели для достижения поставленной цели.

В основе ИИ-агента может быть набор базовых инструментов:

· Большие языковые модели. Они помогают агентам понимать естественный язык и формулировать ответы.

· Кратковременная память позволяет следить за порядком работы над конкретной задачей и аккумулирует результаты.

· Долговременная память позволяет запоминать предпочтительные пути решения и отношения с пользователем.

· Набор других доступных инструментов. Агенты могут не только собирать информацию или, скажем, составлять списки, но и работать с приложениями на компьютере или веб-сервисами по API.

Позитивная сторона

Допускаю, что мы с вами разобрались и поняли, что фишка ИИ-агентов в их автономности. Но какие это дает возможности бизнесу и простым пользователям?

1. Независимость

Работают, адаптируясь к изменениям и стремятся к достижению конкретных результатов.

2. Скорость

Для ИИ-агента выполнить «под капотом» операцию гораздо быстрее. Чем выводить это на UI и ждать нажатия кнопки от оператора.

3. Безошибочность

Человеческий фактор всегда несет риск ошибок, связанных с усталостью или невнимательностью. Явно кто-то из читателей однажды покупал билет не на ту дату или время, уж я точно. ИИ так не ошибется.

4. Оптимизация

В то время как на рынке лютует кадровый голод, любая автоматизация — это залог для успешного существования бизнеса. Надо отправить 10 фур, а у вас 7 водителей. Беспилотный грузовик может спасти положение, а компания снизит операционные расходы.

5. 24 часа, 7 дней в неделю, 31 день в месяц, 365 дней в году

ИИ-агенты могут работать круглосуточно без перерывов на отдых или сон. Это особенно важно для сфер, требующих постоянного мониторинга и поддержки.

6. Обучаемость

Совершенствуются с каждым взаимодействием и в рамках своей работы стараются достичь лучшего результата.

7. Многоагентность

Под управлением человека либо «ИИ-капитана» совместно решают сложные задачи, используя разные данные и подходы.

Открытые вопросы никуда не делись

1. Эмпатия

Мы с вами обладаем уникальным набором качеств: эмпатией, интуицией, способностью к творчеству. Это все трудно воспроизвести с помощью ИИ, особенно когда речь идет о взаимодействии с другими людьми.

2. Этика

Кто будет нести ответственность за ошибки ИИ? Например, вам ИИ-агент купит «неудобный» для вас билет. И вроде бы ИИ справился с задачей, а «заказчик» все равно недоволен.

3. Настройка

Несмотря на все плюсы, ИИ требует времени и ресурсов для настройки и обучения. Неправильная настройка приведет к ошибкам в работе.

А теперь к интересному – замена людей!

И вы, наверное, сейчас читаете и думаете: «Неправильно, ты, Илья Петухов, про ИИ пишешь. Ведь неэтично говорить о замене людей технологиями». И я согласен, о полной замене речи не идет, а вот о замене некоторых операций – более чем.

Разберем пользу и ускорение процесса с применением ИИ-агента на примере моей командировочной жизни.

Для того чтобы отправиться с докладом на конференцию, я должен знать даты командировки, продумать логистику и купить билеты (самолет+поезд), посмотреть по карте города, где будет мероприятие и найти недалеко отель, чтобы быть в пешей доступности и забронировать его с учетом лимитов по стоимости отелей.

При этом я еще должен учесть затраты на такси и посчитать суточные, а для этого найти внутренний регламентирующий документ и узнать их размер. Все это суммировать и оформить командировку в корпоративной системе, указав все статьи затрат.

Благо, у меня интересный выдался график в октябре, и я замерил, сколько времени трачу на оформление командировки. В среднем получилось 60 мин.

Если бы у меня был свой ИИ-агент, я бы поставил перед ним задачу: «Оформи мне командировку с 27.11 по 29.11 в г.Тверь. Добираться буду так: самолет+поезд. Проживать буду в радиусе 1 км от адреса переулок Смоленский, д. 29». И ушел бы делать свои задачи. А через какое-то время получил бы результат по броням, расчету командировки и QR-код для оплаты.

Ну это же просто супер! И так можно с любой задачей!

А сейчас я еще вам расширю сознание.

У многих руководителей крупных и средних компаний есть ассистенты, которые занимаются личными и иногда бытовыми вопросами своего босса. Ведут их график, принимают звонки и пр.

Почему бы не нанять ИИ-агента? Он вам по такому же текстовому сообщению в мессенджере купит билет в театр, забронирует столик на ужин и еще уведомит вашего партнера, забронирует время в календаре, запишет ребенка к стоматологу и выполнит за вас прочую рутину, которая отнимает время. ИИ-агент может быть полезен и тому же личному ассистенту, чтобы не работать 24/7 по всем вопросам.

Мой прогноз! (если вам интересно)

Полнейшая замена людей ИИ-агентами на всех уровнях представляется маловероятной в ближайшем будущем. Однако ИИ уже активно внедряется в поиске информации, обработке данных и автоматизации производственных процессов. Мировые компании ведут разработку в этой части.

Важно найти баланс между использованием ИИ и сохранением человеческого участия там, где это необходимо.

Как мне кажется, в долгосрочной перспективе ИИ станет неотъемлемой частью нашего общества, освобождая время людей для более творческих и сложных задач. Но человеческий фактор останется ключевым элементом успеха в любой сфере!

Начать дискуссию