Меня зовут Людмила, и я всю жизнь учила детей думать. А теперь это им не нужно....

я всю жизнь учила детей думать. Учила читать книги, анализировать, задавать вопросы. А теперь смотрю на мир, где умение думать, кажется, заменяется алгоритмами. Искусственный интеллект делает за нас всё: пишет, считает, даже принимает решения. И у меня на душе неспокойно.

Дети, которые не думают

В школе я вижу, как меняются дети. Раньше ребята писали сочинения — искали слова, выражали свои мысли. А теперь? Вбили тему в чат-бот, получили текст. Конечно, красиво, но не их.

Я спрашиваю: «А зачем ты это сделал?» — «Так быстрее», — отвечают. Но разве в жизни главное — только скорость? Меня пугает, что дети перестают задавать вопросы. Всё за них делает ИИ.

Как они будут жить дальше? Сможет ли человек, привыкший, что нейросеть подсказывает ему каждое решение, стать самостоятельным?

Кто управляет этим миром?

Моя бабушка всегда говорила: «Не доверяй тому, чего не понимаешь». И вот я смотрю на ИИ, и у меня вопрос: кто за ним стоит?

Ведь искусственный интеллект — это не просто умная машина. Его кто-то обучил, кто-то заложил в него ценности, а может, и предвзятости. Кто эти люди? Зачем они это делают?

А ещё страшнее: что если ИИ однажды начнёт управлять нами? Это пока звучит как фантастика, но если задуматься, мы уже зависим от технологий.

Я видела, как мои коллеги потеряли доступ к своим банковским счетам из-за ошибки в системе. Как родителей не пускали в школы, потому что у них не работали QR-коды. А что будет дальше?

Образование в эпоху ИИ: чему мы учим?

Мне кажется, мы, учителя, стоим на пороге огромного вызова. Наши программы устарели. Мы готовим детей к миру, где главное — знать таблицу умножения и правильно писать диктанты.

Но в мире ИИ эти навыки не важны. Важно другое: уметь понимать, что машина тебе предлагает, анализировать данные, видеть манипуляции. Это новое мышление, и пока мы его не даём.

Люди или алгоритмы?

А что, если мы сами перестанем быть нужными? Искусственный интеллект уже заменяет художников, писателей, переводчиков. Придёт день, когда он начнёт заменять учителей. Я слышала, как в других странах уже используют ИИ-преподавателей.

Но может ли машина объяснить ребёнку, что такое добро? Может ли утешить? Или вдохновить?

Я не верю в это. Учитель — это человек, а не набор алгоритмов. И я боюсь, что в погоне за технологиями мы потеряем главное — душу образования.

Что я думаю о будущем?

Мир меняется быстрее, чем мы успеваем адаптироваться. И у меня, как у учительницы, три простых вывода:

  • Мы должны учить детей задавать вопросы. Это главное умение в мире, где ИИ может ответить на любой запрос.
  • Человек важнее технологий. Алгоритмы не могут заменить человеческого тепла, творчества и мудрости.
  • Мы должны контролировать, а не подчиняться. ИИ — это инструмент, а не хозяин. Нам нужно самим понимать, как он работает и как им пользоваться.

Я не против технологий. Но я хочу, чтобы мы оставались людьми. Это то, чему я учу своих учеников. И надеюсь, что в будущем этот урок окажется самым важным.

А вы как думаете, что ждёт нас в эпоху ИИ? Напишите в комментариях. Как учитель, я всегда рада обсудить любые вопросы — даже самые сложные.

реклама
разместить
Начать дискуссию