На словах ты Лев Толстой, а на деле? Как извлекать стиль и применять его для текстов с помощью генеративного ИИ.

Причем тут Андрей Болконский, Наташа Ростова и репа - читайте в статье
Причем тут Андрей Болконский, Наташа Ростова и репа - читайте в статье

Мечтали когда-нибудь писать с той же легкостью и убедительностью, что и ваш любимый автор? Или, может, вам нужно адаптировать свой текст под стиль конкретного издания, научного журнала или даже под манеру общения вашего клиента? Часто бывает так: в голове звучит идеальный текст, а на бумаге (или экране) получается что-то совсем другое. Знакомо?

Проблема стиля – одна из самых неуловимых в писательском деле. Стиль – это не только грамматика и лексика, это уникальный отпечаток личности автора, его ритм, тон, структура мысли. Поймать и воспроизвести его вручную – задача титаническая, требующая наблюдательности, анализа и практики.

Но что, если бы у вас был инструмент, способный «просканировать» текст, разложить его стиль на составляющие и дать вам четкую инструкцию, как писать похоже? Звучит как научная фантастика? Уже нет. С появлением мощных языковых моделей ИИ это становится реальностью.

Зачем вообще извлекать и применять чужой стиль?

  1. Адаптация контента: Согласование текстов с голосом бренда (brand voice), стилем конкретной площадки или аудитории.
  2. Улучшение коммуникации: Подстройка под стиль собеседника в переписке для лучшего взаимопонимания.
  3. Писательское мастерство: Анализ стиля мастеров для обучения и заимствования удачных приемов (не путать с плагиатом!).
  4. Креативные эксперименты: Примерка разных стилей для поиска своего или для создания необычных текстов (Как на счет «Репки» в стиле Толстого!?).
  5. Ghostwriting и редактура: Помощь авторам в выдерживании единого стиля или написании текстов от чужого имени.

Как ИИ может помочь: Магия структурированного анализа

ИИ отлично справляется с поиском закономерностей в больших объемах данных, чем, по сути, и является текст. Чтобы сделать этот процесс управляемым и результативным, мы можем использовать специальный промпт (запрос) для стилистического анализа.

Мы с вами далее разработаем именно такой промпт – «АНАЛИЗ СТИЛЯ ПИСЬМА». Он работает как подробная анкета, по которой ИИ «опрашивает» текст, обращая внимание на ключевые аспекты:

  • Общий стиль: Формальный или нет? Краткий или развернутый? Какие предложения преобладают?
  • Тональность: Дружелюбный, деловой, ироничный? Насколько автор эмоционален?
  • Взаимодействие (для диалогов): Часто ли задает вопросы? Как ведет беседу?
  • Структура и форматирование: Используются ли списки, выделения? Как организован текст?
  • Лексика: Простые или сложные слова? Есть ли термины, сленг? Характерные фразы?

Пошаговый процесс: От анализа до применения

Шаг 1: Подготовка инструмента

Берем промпт ниже «АНАЛИЗ СТИЛЯ ПИСЬМА». Он уже содержит все необходимые инструкции для ИИ.Данный промпт вы можете запустить в любой доступной вам генеративной нейросети, но в конце не забудьте добавить текст для анализа

# АНАЛИЗ СТИЛЯ ПИСЬМА **Задача:** Проанализируй стиль письма **и взаимодействия** (если это диалог или переписка) автора на основе предоставленного текста/фрагмента диалога, следуя приведенной ниже структуре. Выдели ключевые и устойчивые характеристики. ### 1. Общий стиль коммуникации * **Стиль языка:** [Официальный / Неформальный / Смешанный / Книжный / Разговорный / Публицистический] (выбери наиболее подходящие) * **Объем и детализация:** [Краткий / Средний / Развернутый / Очень подробный] * **Синтаксис:** * Структура предложений: [Простые / Сложные (союзные, бессоюзные, с разными видами связи) / Смешанные] * Структура абзацев/сообщений: [Короткие / Длинные / Используются списки / Смешанная] * Использование знаков препинания: [Стандартное / Частое использование тире, двоеточий, скобок / Экспрессивное (многоточия, воскл. знаки)] * Спецсимволы: [Используются ли эмодзи, форматирование (например, markdown), скобки для эмоций и т.п.] ### 2. Тональность и эмоциональность * **Основной тон:** [Нейтральный / Деловой / Дружелюбный / Уверенный / Убеждающий / Ироничный / Академический / Эмоциональный / Назидательный / и т.д.] * **Дополнительные тональности:** [Если есть, перечислить] * **Эмоциональная окраска:** * Уровень формальности: [Низкий / Средний / Высокий] * Степень эмоциональной открытости: [Сдержанный / Умеренный / Выраженный] * Использование юмора/иронии: [Отсутствует / Редко / Часто] (указать тип, если возможно) ### 3. Особенности взаимодействия (особенно актуально для диалогов) * **Характер ответов/реплик:** * Частота вопросов: [Высокая / Средняя / Низкая] (задает ли автор вопросы собеседнику) * Стиль ведения диалога: [Прямой (закрытые вопросы, конкретика) / Побуждающий (открытые вопросы, наводящие темы) / Поддерживающий / Обобщающий / Смешанный] * Уровень вовлеченности: [Глубокий (детальное обсуждение) / Поверхностный (краткие реплики) / Зависит от темы] ### 4. Структура и форматирование * **Особенности форматирования:** * Использование списков: [Часто / Редко / Отсутствует] (маркированные, нумерованные) * Выделение текста: [Полужирный / Курсив / Подчеркивание / Капитализация / Отсутствует] (как часто и для чего) * Разделение на блоки: [Четкое (подзаголовки, отступы, пустые строки) / Сплошной текст / Хаотичное] ### 5. Лексика и словарный запас * **Выбор слов:** * Уровень сложности: [Простой / Общеупотребительный / Книжный / Специализированный] * Использование терминологии/жаргона/сленга: [Отсутствует / Редко / Часто] (указать область/тип, если возможно) * Характерные слова/фразы/выражения: [Перечислить примеры, если есть устойчивые] --- ## ФОРМАТ ВЫВОДА АНАЛИЗА После анализа предоставленного текста/диалога, сформируй профиль стиля в следующем формате: ### Краткое резюме стиля * Общий обзор самых ярких и характерных черт стиля автора (включая манеру взаимодействия, если применимо). ### Ключевые характеристики 1. [Главная особенность стиля] 2. [Вторая важная особенность] 3. [Третья заметная особенность] (При анализе диалога можно добавить характеристику взаимодействия) ### Примеры из текста/диалога * **Пример:** "[Цитата из предоставленного материала]" **Характеристика:** [Какую черту стиля иллюстрирует этот пример] * **Пример:** "[Другая цитата]" **Характеристика:** [Какую черту стиля иллюстрирует этот пример] ### Рекомендации по адаптации стиля * Как можно подстроиться под этот стиль при ответе или написании текста в похожей манере: 1. **Тон и эмоциональность:** [Конкретный совет] 2. **Структура и форматирование:** [Конкретный совет] 3. **Лексика:** [Конкретный совет] 4. **(Если применимо) Взаимодействие:** [Совет по реакции, вопросам, уровню вовлеченности] --- **Важные моменты при анализе:** 1. Ищи *устойчивые* закономерности, а не единичные случаи. 2. Учитывай как явные (форматирование, слова), так и неявные (тон, подтекст, ритм) элементы стиля. 3. Если анализируется диалог, обрати внимание на *динамику* взаимодействия. 4. Обращай внимание на *уникальные* или особенно характерные черты. 5. Предоставь результат анализа в виде markdown-блока (внутри ```). **Текст для анализа:** "текст"

Шаг 2: «Кормление» ИИ образцом

Дайте ИИ этот промпт, а затем вставьте текст, стиль которого вы хотите извлечь. Это может быть отрывок из книги любимого автора, статья с нужного сайта, письмо клиента, ваш собственный удачный текст – что угодно. Главное, чтобы текст был достаточно репрезентативным для анализа. На примере известного всем еще по школьной программы фрагмента из романа "Война и мир" про Дуб. Приведу его здесь для тех, кто забыл.

" ... Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, – подумал князь Андрей. – Да где он?» – подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», – подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна – и все это вдруг вспомнилось ему. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, – вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. – Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе! ... "

Шаг 3: Получение стилистического «паспорта»

ИИ обработает текст и выдаст анализ по заданной структуре:

  • Краткое резюме: Самые яркие черты стиля.
  • Ключевые характеристики: 3-4 главных особенности.
  • Примеры: Конкретные цитаты, иллюстрирующие эти особенности.
  • Рекомендации по адаптации: Самое ценное – конкретные советы, как имитировать этот стиль (какой тон выбрать, как строить фразы, какие слова использовать).

По итогам вы получите вот такой ответ

# АНАЛИЗ СТИЛЯ ПИСЬМА ### 1. Общий стиль коммуникации * **Стиль языка:** Книжный, литературно-художественный. * **Объем и детализация:** Развернутый, подробный (детальные описания природы и внутренних переживаний). * **Синтаксис:** * Структура предложений: Преимущественно сложные (сложносочиненные, сложноподчиненные, с разными видами связи), присутствуют инверсии ("был этот дуб", "нашло... чувство радости"), риторические вопросы ("Да где он?"), прямая речь (мысли героя). * Структура абзацев/сообщений: Классические абзацы, соответствующие смысловым блокам (описание, размышление). * Использование знаков препинания: Активное использование знаков препинания, включая тире для выделения и пояснения, запятые при сложных конструкциях и перечислениях. Экспрессивные знаки (восклицательный) для передачи силы чувства. * Спецсимволы: Отсутствуют. ### 2. Тональность и эмоциональность * **Основной тон:** Рефлексивный, лирический, философский. * **Дополнительные тональности:** Описательный (природа), восторженный (момент озарения героя). * **Эмоциональная окраска:** * Уровень формальности: Высокий (классическая русская литература). * Степень эмоциональной открытости: Выраженная (передача глубоких внутренних переживаний, чувств радости и обновления через внутренний монолог). * Использование юмора/иронии: Отсутствует. ### 3. Особенности взаимодействия (особенно актуально для диалогов) * *Данный раздел неприменим, так как предоставлен отрывок художественного текста (повествование и внутренний монолог), а не диалог.* ### 4. Структура и форматирование * **Особенности форматирования:** * Использование списков: Отсутствует. * Выделение текста: Отсутствует (в данном фрагменте). * Разделение на блоки: Четкое деление на абзацы, структурирующие повествование и мысли героя. ### 5. Лексика и словарный запас * **Выбор слов:** * Уровень сложности: Книжный, возвышенный ("млел", "шатром сочной, темной зелени", "беспричинное весеннее чувство радости и обновления", "укоризненное лицо"). * Использование терминологии/жаргона/сленга: Отсутствует. * Характерные слова/фразы/выражения: Образные сравнения и метафоры ("раскинувшись шатром", "корявых пальцев", "болячек"), повторы для усиления ("и все это вдруг вспомнилось ему"), развернутые перечисления ("И Аустерлиц... и луна"), внутренние монологи с характерными конструкциями ("подумал князь Андрей", "решил князь Андрей"), использование частиц ("Да", "Нет", "Мало того"), отглагольные существительные ("обновления", "недоверия"). --- ## ФОРМАТ ВЫВОДА АНАЛИЗА ### Краткое резюме стиля Стиль автора — классический книжный, литературно-художественный. Характеризуется развернутостью, глубокой рефлексией и выраженной эмоциональностью, передаваемой через внутренние монологи и образные описания. Синтаксис сложный, с инверсиями и перечислениями. Лексика богатая, книжная, с использованием метафор и возвышенных выражений. ### Ключевые характеристики 1. **Сложный, ритмичный синтаксис:** Использование длинных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, инверсий, перечислений. 2. **Выраженная рефлексия и эмоциональность:** Глубокое погружение во внутренний мир героя через монологи, передача сильных чувств (радость, обновление, воспоминания). 3. **Богатая, образная книжная лексика:** Активное использование метафор, эпитетов, возвышенных слов для создания ярких образов и передачи тонких оттенков смысла. ### Примеры из текста/диалога * **Пример:** "Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца." **Характеристика:** Образность, книжная лексика ("преображенный", "шатром", "млел"), сложное предложение с причастным и деепричастным оборотами. * **Пример:** "«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, – вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. – Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»" **Характеристика:** Внутренний монолог, выраженная эмоциональность (восклицание, частицы "Нет", "Мало того"), сложный синтаксис, передача рефлексии и внезапного решения. ### Рекомендации по адаптации стиля * Как можно подстроиться под этот стиль при ответе или написании текста в похожей манере: 1. **Тон и эмоциональность:** Использовать рефлексивный, лирический тон. Открыто выражать чувства и переживания, используя соответствующие лексические и синтаксические средства. 2. **Структура и форматирование:** Строить сложные, развернутые предложения. Использовать перечисления, причастные и деепричастные обороты. Делить текст на логические абзацы. 3. **Лексика:** Обогащать речь книжными словами, метафорами, эпитетами. Избегать просторечий, сленга и излишней лаконичности. 4. **(Если применимо) Взаимодействие:** (Неприменимо для данного текста).

Шаг 4: Применение стиля к вашему тексту

Итак, стилистический «паспорт» Льва Николаевича у нас в руках. Мы разложили его манеру письма на атомы: сложный синтаксис, книжная лексика, глубина мысли… Что дальше? А дальше – самое интересное: творческое перевоплощение! Именно здесь наш эксперимент со сказкой «Репка», переписанной в манере классика, перестает быть просто забавным упражнением и становится иллюстрацией мощного приема.

Как же дать ИИ команду на такое «переодевание» текста? На практике это можно сделать несколькими путями, в зависимости от возможностей конкретной языковой модели или платформы, с которой вы работаете. Самый простой – прямо в своем следующем запросе к ИИ, после получения анализа, указать: «Отлично, а теперь используй этот проанализированный стиль для следующего текста: [здесь ваш текст, например, сама сказка "Репка"]».

Более продвинутый вариант, особенно если вы планируете адаптировать много текстов в одном стиле, – это заложить полученный анализ стиля в так называемый «системный промпт» или базовые инструкции для ИИ. Представьте, что вы даете ИИ постоянную установку: «Отныне общайся и пиши в таком-то стиле». После этого вам останется только передавать модели новые тексты в обычных пользовательских запросах (user), и она автоматически будет стараться адаптировать их под заданные стилистические рамки.

Репка, как если бы её написал Лев Николаевич

Сказка о Репе, силе единения и непреложности бытия

Некогда старец, чьи дни уже клонились к закату, но дух еще не утратил стремления к созиданию, предал земле крохотное семя репы, уповая на щедрость природы и благословение небес. И вот, вопреки всем ожиданиям или, быть может, именно благодаря им, из темных недр почвы вознесся корнеплод поистине исполинских размеров – репа, чьи бока налились соком земли, а листва раскинулась дерзким шатром под равнодушным солнцем. Она была так велика, что само ее существование казалось вызовом привычному порядку вещей.
Исполнившись решимости извлечь сей дар или бремя из земного плена, приступил дед к непосильному, как вскоре выяснилось, труду. Обхватив могучую ботву, напряг он все свои старческие силы, тянул и тянул, вкладывая в это движение всю волю свою, но репа, словно вросшая в самое сердце мира, не поддавалась, храня свою тайну и свой вес. Тщетность одинокого усилия стала очевидной.
Тогда, оставив гордыню, воззвал старец к своей спутнице, бабке, дабы соединить их общую судьбу с судьбой этой непокорной репы. И вот уже двое, бабка за дедку, дедка за корневище упрямое, объединили свои старания. Они тянули, кряхтя и ощущая, как напрягаются жилы, но твердыня земная, державшая их цель, оставалась неприступной, будто само время застыло в этом противостоянии.
Осознав, что и двойных усилий недостаточно пред лицом сего молчаливого гиганта, бабка обратила свой взор и зов к внучке, юному созданию, чья жизнь еще была полна нерастраченной энергии. И вот уже трое – внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – в едином порыве, с утроенным рвением, попытались одолеть сопротивление земли. Казалось, само дыхание их слилось в одно, но репа, воплощение косной материи, не шелохнулась.
В этот миг отчаяния или, быть может, внезапного озарения, внучка кликнула Жучку, верное четвероногое существо, чья преданность не знала сомнений. Жучка, не раздумывая, примкнула к цепи страждущих, ухватившись за подол внучки. Четверо – Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – вложили всю свою суть в это тянущее движение. Напрасно! Недвижима была репа, словно насмехаясь над их тщетой.
Не сдаваясь, Жучка издала призывный лай, и на этот зов из тени явилась кошка Машка, создание гибкое, своенравное, полное кошачьего достоинства. Пятеро теперь – Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – предприняли новую попытку. Их совокупная сила, казалось, могла бы сдвинуть горы, но корнеплод, сей символ земного притяжения, оставался непоколебим.
И когда уже последняя надежда готова была истаять, словно утренний туман, кошка Машка, в чьих глазах сверкнуло что-то похожее на понимание вселенских законов, издала тонкий зов. И на этот зов из своей скромной обители явилась мышка-норушка, самое малое, самое незначительное из созданий. Без страха и сомнения примкнула она к этой цепи жизни, ухватившись за хвост кошки. И вот, все шестеро – от старца до мышки – в едином, последнем, отчаянном и все же исполненном необъяснимой веры усилии рванули изо всех своих сил… И свершилось! С глухим, утробным треском, словно нехотя покоряясь воле живого, вышла репа из векового плена земли, явив миру свои необъятные бока. И в тот миг всем стало ясно: не в силе отдельного существа, но в единении всех – от великого до малого – кроется тайна преодоления и истинная суть бытия. Сама жизнь, во всем ее многообразии и взаимосвязи, торжествовала на этом скромном огороде.

Заключение

Итак мы проанализировали стиль отрывка Толстого (сложный синтаксис, книжная лексика, рефлексия) и применили его к простой сказке «Репка» Результат получился гротескным, но наглядно показал, как рекомендации из анализа (использовать сложные предложения, возвышенную лексику, добавить описаний и размышлений) трансформируют исходный текст.

Возможность анализировать и применять стили с помощью ИИ открывает новые горизонты для писателей, маркетологов, редакторов и всех, кто работает с текстом. Это уже не просто фантазии о том, чтобы "писать как Толстой", а вполне рабочий инструмент для решения конкретных задач – от создания консистентного голоса бренда до написания постов, которые найдут отклик у нужной аудитории.

Главное – подходить к этому процессу осознанно: понимать, зачем вы адаптируете стиль, использовать качественные образцы и помнить, что ИИ – ваш помощник, а не замена вашему собственному чутью и мастерству. Экспериментируйте, анализируйте, применяйте – и пусть ваши тексты всегда попадают точно в цель!

Если у вас остались вопросы или есть предложения, свяжитесь со мной: LinkedIn.

Начать дискуссию