Как я (миллениал из эпохи диалапа), не зная ни словечка на питоне, смогла заменить должность делопроизводителя на ChatGPT и сейчас экономлю для компании 8 человекочасов в месяц на автоматическом создании документов. Я смогла, сможете и вы.

В моем бизнесе (у меня рекламное агентство) есть один день в месяц, который я боюсь больше всего, — день подготовки документов.

Каждый месяц мой сотрудник уходит "на каторгу", чтобы вручную подготовить огромную кипу документов: приложения к договорам и акты для всех клиентов. Либо он делает это в течение месяца, тратя изрядное количество времени.

Мы в нашем агентстве каждый месяц формируем новое приложение к договору с той услугой, которую клиент у нас заказал, выставляя акты за прошлый период. У нас довольно массивные приложения и акты, написанные профессиональными юристами, услуг ежемесячно могло доходить до 40.

Представьте: открыть шаблон, заменить номер, дату, сумму, название услуги, перевести сумму в пропись... И так 80 раз! 😱 Целый рабочий день на монотонную работу. Сотрудники просили нанять делопроизводителя, но это отдельный ежемесячный расход, который я не могла себе позволить.

Вот такой запрос от сотрудников приходил почти каждый месяц %(
Вот такой запрос от сотрудников приходил почти каждый месяц %(

Итого у меня было 3 варианта развития событий:

  1. Нанять делопроизводителя. Но как я уже сказала, дополнительный сотрудник на делопроизводство для нас дорого.
  2. Нанять программиста, который напишет и внедрит скрипт для автоматического создания документов. Я не узнавала, сколько это стоит, так как меня пугала зависимость от исполнителя. Что если мне надо будет в будущем добавить что-то в скрипт? Что если надо будет поменять что-то в скрипте, что если что-то перестанет работать? То есть мы бы оказались на крючке постоянной техподдержки этого специалиста и не могли бы самостоятельно оперативно менять скрипт.
  3. Разобраться самой. Это было жутко, но интересно! Я миллениал, то есть меня на информатике в школе учили загружать Windows и рисовать в Paint, а современных детей учат писать программы на Питоне и управлять роботами. Я на Питоне не знаю ни слова, ни полслова, но решила, что надо хотя бы попытаться разобраться самостоятельно, иначе так и останусь в 20 веке, пока космические корабли бороздят.

В этой статье я расскажу сам алгоритм. Какие вопросы я задавала GPT, чтобы он помог мне написать скрипт под мою задачу и пошагово помог развернуть его на реальном проекте. Также дам сам готовый скрипт в конце статьи, чтобы вы могли внедрить его у себя.

Но самое главное после прочтения вы поймете логику создания и развертывания любой программы с 0 знаний под руководством ИИ.

Первый шаг — описываем GPT задачу и спрашиваем, как можно ее решить?

Орфография и пунктуация автора сохранены ^^)
Орфография и пунктуация автора сохранены ^^)

Получила ответ, в котором увидела, что мою задачу вполне реально решить на основе Google таблиц. Пользоваться Google Apps Script я не умела, задавая вопросы ИИ разобралась достаточно быстро. Расскажу ниже.

Вот что предложил GPT

✅ 1. Подготовьте шаблон документа в Google Docs

Создайте Google-документ с переменными в фигурных скобках. Например:

Как я (миллениал из эпохи диалапа), не зная ни словечка на питоне, смогла заменить должность делопроизводителя на ChatGPT и сейчас экономлю для компании 8 человекочасов в месяц на автоматическом создании документов. Я смогла, сможете и вы.

✅ 2. Создайте рабочую таблицу в Google Sheets

Таблица с колонками:

Как я (миллениал из эпохи диалапа), не зная ни словечка на питоне, смогла заменить должность делопроизводителя на ChatGPT и сейчас экономлю для компании 8 человекочасов в месяц на автоматическом создании документов. Я смогла, сможете и вы.

✅ 3. Подключите Google Apps Script

  1. В Google Sheets: Расширения → Apps Script
  2. Вставьте скрипт, который:
  3. Читает данные из строкПодставляет значения в шаблонСоздаёт копию Google Docs для каждой строкиСохраняет в Google Drive или рассылает по почте

Пользоваться Google Apps Script я не умела, задавая вопросы ИИ разобралась достаточно быстро. Расскажу ниже.

Второй шаг — подготовка шаблонов документов.

Итак, я приготовила таблицу, в которую буду вносить все переменные для создания документов, шапка моей таблицы включает название клиента, юрлица, дату создаваемого документа, номер документа, услугу, сумму, сумму прописью, рекламный бюджет, бюджет прописью, дата начала периода, дата окончания, дата акта, реквизиты контагента, номер договора с контрагентом.

Первый и второй столбец я оставляю пустым, у меня так настроен скрипт, что туда вставляются ссылки на готовые документы после того, как система их создаст.

Как я (миллениал из эпохи диалапа), не зная ни словечка на питоне, смогла заменить должность делопроизводителя на ChatGPT и сейчас экономлю для компании 8 человекочасов в месяц на автоматическом создании документов. Я смогла, сможете и вы.

и подготовила шаблоны Заказа и Акта, причем так:

Я загрузила 2 документа с реальными данными и попросила GPT заменить везде реальные данные клиентов на требуемые переменные.

Как я (миллениал из эпохи диалапа), не зная ни словечка на питоне, смогла заменить должность делопроизводителя на ChatGPT и сейчас экономлю для компании 8 человекочасов в месяц на автоматическом создании документов. Я смогла, сможете и вы.

В итоге у нас получилось 2 готовых шаблона — заказ и акт

Третий шаг — Узнаем, что такое Google Apps Script

Получается на данный момент у меня была уже таблица, из которой создаются документы с переменными, шаблоны документов. Следующим шагом надо было вставить тот код, который прислал мне ИИ в Google Apps Script и запустить его.

Что это такое я не знала, раньше никогда с этим не работала, поэтому я попросила пошаговую инструкцию:

Если что-то не знаю, как сделать, то просто прошу у GPT еще более подробную инструкцию по шагам.
Если что-то не знаю, как сделать, то просто прошу у GPT еще более подробную инструкцию по шагам.

Вот такой алгоритм я получила:

🔧 Открой Google Таблицу

  1. Перейди в Google Таблицы, где у тебя есть данные — например, в первой строке: номер | услуга | сумма | дата_начала | дата_окончания

🧠 Открой редактор скриптов

Как я (миллениал из эпохи диалапа), не зная ни словечка на питоне, смогла заменить должность делопроизводителя на ChatGPT и сейчас экономлю для компании 8 человекочасов в месяц на автоматическом создании документов. Я смогла, сможете и вы.
  1. В меню таблицы нажми: Расширения → Apps Script
  2. Удали всё из редактора и вставь твой код из Canvas (он уже готов к работе).

💾 Сохрани проект

  1. Назови проект, например: Документооборот
  2. Нажми Файл → Сохранить (или просто Ctrl + S)

🚀 Запусти функцию

Как я (миллениал из эпохи диалапа), не зная ни словечка на питоне, смогла заменить должность делопроизводителя на ChatGPT и сейчас экономлю для компании 8 человекочасов в месяц на автоматическом создании документов. Я смогла, сможете и вы.
  1. В верхнем меню выбери функцию: generateDocsFromSheet
  2. Нажми ▶ (кнопку «Выполнить»)
  3. При первом запуске появится окно авторизации:
  4. Выбери свою Google учётную записьПодтверди разрешения (скрипт работает с Google Docs и Drive)

📎 Результат

  • Для каждой строки таблицы (начиная со 2-й) создаётся копия документа в нужной папке
  • В последний столбец вставляется ссылка на созданный файл

У меня получилось установить по инструкции скрипт и запустить его! Внимание! Если вы будете в первый раз устанавливать скрипт, то необходимо будет выдать программе разрешения. Если у вас возникнут с этим сложности, просто спросите GPT, как дать разрешения

Таким образом — общаясь в чате с джипити я просила редактировать мой скрипт под те функции, которые были мне необходимы. Логику общения вы уже поняли.

Четвертый шаг — что я попросила дополнительно, чтобы довести алгоритм до идеала:

  1. Сделать так, чтобы создавалось 2 документа и подставлялись ссылки на готовые документы в исходную таблицу. GPT это сделал и даже настроил проверку: если ссылки уже есть — документы повторно не создаются.
  2. Мне нужны были цифры прописью для докуметов.

Столкнулась с проблемой, что нам надо было вставлять в документ суммы прописью, не хотела прописывать суммы вручную и искали функцию в Google таблицах, но ее не было. Запросила ИИ, и он написал мне кастомную функцию ПРОПИСЬ() для гугл шитов, которую я добавила в тот же проект. И она работает.

3. Умная логика выбора шаблона

Чтобы использовать разные шаблоны для разных видов услуг, попросила добавить условие:

если в строке есть “Яндекс Директ” — используется один шаблон;

если “VK ADS / Вконтакте / Telegram ADS” — другой.

ChatGPT реализовал это за пару минут.

4. Форматирование дат

По неизвестной причине по умолчанию даты подставлялись как Tue Aug 05 2025.... Объяснили, что нужен формат 05.08.2025, и мы добавили преобразование формата дат вручную через скрипт.

Пятый шаг — создание кнопки в разделе меню в Google таблице

Чтобы запускать всё одной кнопкой, ChatGPT добавил в Google Таблицу верхнее меню “Отправить документы” → “Создать”. Теперь генерация документов — в один клик.

Это настоящая магия, даже не знала раньше, что такое возможно😵😵😵

Вот так кнопка выглядит в готовом документе
Вот так кнопка выглядит в готовом документе

Теперь всё работает автоматически:

Мы заполняем строку в таблице по новой заказанной услуге,

нажимаем “Создать документы” в меню,

и получаем два готовых документа: заказ и акт.

Ниже даю мой скрипт, он написан именно по логике моих задач, которые я описала выше. Но вы можете загрузить его в GPT и попросить и изменить его под ваши. Надеюсь, мне удалось показать вам, как легко на самом деле это делается!

Чтобы скрипт заработал у вас, вы должны

  1. Заменить заглушки ВСТАВЬТЕ_ID_... на реальные ID Google Docs/папки.
  2. Убедиться, что в вашей исходной Google Таблице есть лист «Лист1», и в нём используются заголовки столбцов номер, клиент и тд (такие же, как названия переменных у вас в шаблонах).
  3. Вставить переменные вроде {{номер}}, {{сумма}}, {{дата_начала}} и т.д. в шаблоны документов.

Я веду канал о Digital и ИИ, который называется Страшно понятный Digital, подписывайтесь, чтобы разбираться в ИИ инструментах для бизнеса вместе.

В следующей серии расскажу вам, как запустила телеграм-бота, который рассылает автоматически в чаты сообщения о пополнении бюджета и об оплатах услуг клиентами. Напоминаю, на Питоне не знаю ни слова, ни полслова, так что вы сможете также, не переключайтесь, подписывайтесь на мой канал в ТГ👌

7
2
5 комментариев