Почему непрофессионалам нравятся тексты ИИ, а профессиональные текстовики продолжают писать сами

"Я предпочитаю неживые тексты ИИ. С ними меньше геморроя". Часто вижу сопротивление, когда пишу, что ИИ не может создать качественный текст. Всё дело в том, что я — филолог, писатель и журналист с 30-летним опытом. А у моих оппонентов, видимо, были тройки за школьные сочинения. Почему троечники в восторге от ИИ? Давайте разбираться!

Почему непрофессионалам нравятся тексты ИИ, а профессиональные текстовики продолжают писать сами

Те, кто получал двойки и тройки по русскому и литературе, сейчас восторженно рассказывают, какие прекрасные тексты пишут для них ChatGPT и Дипсик. Это и понятно! По сравнению с их собственными троечными текстами и с текстами нанятых копирайтеров, мастерство которых они не могут оценить по причине всё той же низкой культуры речи, ИИ-шные тексты кажутся поэмой.

А для меня это сигнал о том, какая низкая культура владения письменной речью у современных участников рыночных процессов. А что такое высокая культура текстовой коммуникации в маркетинге? Сейчас расскажу в деталях!

Почему тексты ИИ восхищают троечников и разочаровывают отличников

После окончания университета я несколько лет работала в лицее учителем русского языка и литературы. Разработала авторский метод обучения словесному творчеству на основе алгоритма сказок, созданного всемирно известным филологом Владимиром Проппом. Пропп был последователем структурной лингвистики и с математической точностью высчитал 31 сюжетный ход в волшебных сказках всех народов мира. Ещё 30 лет назад я учила школьников писать тексты по особым архетипическим алгоритмам. И сейчас многие из них гениально ведут свои соцсети без всяких ИИ.

Теперь испытываю много печали. Очень сложно пробудить мотивацию к развитию навыка работы с текстом у современных школьников. Зачем им учиться писать сочинения, если за них всё может написать ИИ?

Причина восторга от работы нейронки — отсутствие знаний о законах текста. Школьная программа была для всех одна, но отличники запомнили, что такое метафора, оксюморон и реминисценция, почему нужно избегать канцеляритов и речевых штампов, а двоечники как не знали, так и не знают. Для них любой текст, в котором вроде бы все запятые на месте — шедевр словесного творчества! Зато отличники видят в текстах ИИ пустоты и заполняют их своими руками.

Главный секрет маркетинга как искусства пропаганды

Мало кто из современных маркетологов и копирайтеров, восторженно юзающих нейронку, в курсе, что одним из основателей маркетинга и PR был Эдвард Бернейс. Его книга "Пропаганда" — гримуар маркетологов. Если кто не в курсе, слово гримуар (grimoire) произошло от французского grammaire, что означает "грамматика". Позже гримуарами стали называть учебники по магии и книги заклинаний.

Почему "Пропаганда" Бернейса — настоящий гримуар, основа грамотности маркетологов и магическая книга для копирайтеров? Секрет в том, что Бернейс — племянник Зигмунда Фрейда. Именно его коммерческий талант помог дяде стать мировой знаменитостью. Бернейс предложил Фрейду перевести его труды с немецкого на английский — и распространить в Америке и Европе. Так мир получил психоанализ в копилку своих ценностей. А позже мир добавил к психоанализу Фрейда аффективный маркетинг Бернейса.

Бернейс был отлично знаком с теорией бессознательного, которую создал Фрейд. Он понимал, какую огромную роль играют переживания в восприятии реальности. Бернейс был одним из первых, кто предложил строить PR-кампании и маркетинговые стратегии на человеческих переживаниях. Вот почему он стал предтечей современного аффективного маркетинга — наиболее продуктивного современного направления в широком маркетинге.

Почему ИИ — плохой помощник в аффективном маркетинге

Аффективный маркетинг — это не просто продуманная система публикаций и воронки продаж. Работа с аффектами в тексте — тонкая игра на струнах человечности. Аффективный маркетинг использует особенности сознания и подсознания как автора, так и читателя.

Квалифицированные текстовики подбирают особые структуры текста и особые связки, создают ритм с помощью чередования коротких, средних и длинных предложений, ставят ключевые слова на особое место, чтобы подсознание их схватывало, минуя рациональное возражение.

Только настоящие профессионалы умеют провоцировать аффекты читателя, чтобы побудить их к покупке товара или услуги. Истинные мастера включают в текст суггестивные методы воздействия, которые производят сильное впечатление и оставляют эмоциональный след после чтения текста. Именно это, по мысли Бернейса, главное условие эффективной коммуникации продавца и покупателя.

А если добавить к базовому аффективному маркетингу идеи психолингвистики, можно использовать фигуры в тексте, агенсы и внутренние предикаты для усиления воздействия и достижения коммерческой цели. Но это уже идеи не Бернейса, а нашей с вами современницы — психолингвиста Марины Новиковой-Грунд.

Ничего подобного ИИ не делает! Нужно иметь высочайшую компетенцию, чтобы прописать в промпте нужный суггестивный приём или встроить нужную фигуру, а потом проверить качество исполнения задания. Даже если ИИ выполняет эту команду, он может очень сильно накосячить — и тогда вся игра с бессознательным читателя насмарку. А с фигурами текста у ИИ просто беда!

Некомпетентные пользователи ИИ, которые устали платить копирайтерам, много чего не знают о психологических возможностях текстов. Они ведать не ведают о культурных кодах, об отсылках и архетипах. А когда они получают от ИИ текст, написанный по купленному или наработанному методом проб и ошибок промпту, они радуются, аки дети малые!

А почему радуются? Потому что, скорее всего, у их копирайтеров тоже были тройки за сочинения, они не читали Бернейса, не разбираются в суггестивных методах воздействия и не слушали лекции по психолингвистике. Всё опять упирается в низкий уровень образованности!

Самый печальный вывод, который следует из наблюдения за восторгами адептов ИИ

Профессионалов мало! В каждой профессии — как в принципе Парето, 80% результата достигаются за 20% усилий, а среди профессионалов в любой сфере есть 80% ремесленников и 20% мастеров. Мастеров на всех не хватает.

Трудно найти квалифицированного и талантливого врача, учителя, юриста. И грамотного мастера, специалиста по текстам найти тоже сложно. Потому многие занимаются самолечением, самообучением, самозащитой в суде и сами пишут тексты для своей коммерческой деятельности. Печалька.

Только это совсем не означает, что ИИ пишет лучше, чем человек. Если у кого-то не хватает компетенции и общей культуры письменной речи, чтобы оценить сгенерированные нейронкой тексты, я могу только посочувствовать. Нужно было в школе лучше учиться! Кто слаще морковки ничего не ел, тому яблочко в радость. А в мире существует сахарный тростник.

1
2 комментария