Как мы запускаем deeptech-стартап на глобальном рынке с бюджетом $300 в месяц с помощью AI (1)
Уходим от хайпа к практике: как AI и цифровые инструменты меняют правила игры для технологических стартапов в традиционных отраслях (уличное освещение, 2025).
И почему именно сейчас лучшее время, чтобы перевернуть традиционные отрасли с помощью AI-инструментов и правильного фокуса. В двух частях:
- Часть 1: Что изменилось в мире, наш опыт и инструменты.
- Часть 2: 9 способов применения AI, и почему нужен фокус.
1. Что изменилось?
Лето 2025 года. Все вокруг обсуждают искусственный интеллект (ИИ) – кто-то боится Skynet из Терминатора, кто-то предсказывает конец найма и офисов. По факту популярные LLM (Large Language Models – большие языковые модели) пока, мягко говоря, далеки от интеллекта, а 80% инфополя – это просто хайп. Но даже в этой форме языковые модели уже радикально меняют экономику и возможности для предпринимателей. И это только начало.
Давайте познакомимся.
Меня зовут Михаил Лузгачев. Я co-founder и CEO в artemisled.com – мы на базе уникальной технологии питания светодиодов (LED), которую придумал наш co-founder и CTO Влад Терехов – пионер внедрения LED-решений в России – строим новую модель перехода на энергоэффективное уличное освещение. Сегодня все еще 70-80% систем уличного освещения в мире используют устаревшие и неэффективные газоразрядные лампы. Связано это с тем, что большинство LED-решений в большинстве случаев применения на улице просто экономически неэффективны. Несмотря на повышенную энергоэффективность LED, 20+ лет мирового опыта в этом направлении, использовать газоразрядные лампы по факту сегодня выгоднее. Мы придумали, как это починить в масштабах планеты – вырастить ROI проектов по переходу на LED за счет отказа от использования электроники.
Что действительно изменилось?
Сегодня – уникальное окно возможностей, чтобы обойти крупных игроков в старых отраслях и занять свое место на глобальном рынке.
Почему?
Раньше запуск стартапа на глобальном рынке требовал кучу ресурсов. Есть оценки, что браться за тестирование гипотез на глобальных рынках имело смысл с бюджетом порядка $50,000. Сравнение стран, исследование рынков, поиск и привлечение экспертов, локальных сотрудников, партнеров и ранних последователей, маркетинг, проведение дискавери-коллс и т.п. – все это требовало месяцев, квалифицированной команды, хорошо подготовленных фаундеров.
Все поменяли два фактора:
- Последствия COVID-19: удаленные команды стали нормой и выгодным решением. Средства удаленной коммуникации позволяют общаться с сотрудниками, клиентами, партнерами. Не нужен офис, не нужно летать за тысячи километров, можно жить там, где удобнее и выгоднее, координировать работу, проводить встречи по всему миру. Подписка на Zoom стоит чуть больше 20 баксов.
- AI-инструменты (chatGPT, аналоги и др.): моментально повысили эффективность людей и команд, которые умеют учиться, задавать правильные вопросы, быстро анализировать ответы, принимать решения и действовать. Кто-то даже говорит, что наступила эра дженералистов.
Мы с партнером запустили deeptech-стартап в сфере уличного освещения с нуля – без инвестиций, офисов и на удалёнке. Две головы и пары рук с ChatGPT, Clay, Zoom, Notion и т.п. – сегодня этого хватает, чтобы заменить целый мини-офис с маркетологами, аналитиками, финансистами и помощниками.
2. Наш примерный стек
Вот что реально используем в рамках наших bizdev-активностей, и за что платим примерно $300 в месяц:
Базовые инструменты:
Notion (база знаний, документы): $10
Google Slides/Tables (презентации, таблицы, модели): $0
Zoom (проведение встреч по всему миру): $23
Bubble (сайт компании): $32
Замена команды:
2x chatGPT (замена команды, поиск информации, исследования, анализ больших потоков информации): $40
Perplexity (поиск информации): $0
Анализ рынка / лидогенерация:
Clay (“помеcь chatGPT и airtable” для персонализированного cold outreach): $160
SalesNavigator (развитие LinkedIn-страницы, исследование аккаунтов, аутрич): $8.5
Instantly (рассылка холодных писем, сформированных в Clay): $37
Openphone (телефонный номер для звонков по США): $19
Итого: $318
Стеки могут отличаться у команд, я лишь хочу показать “масштаб”.
Я не учитываю расходы на содержание юридических лиц и т.п. – это отдельная тема. Более того, для поиска первичного подтверждения спроса они часто просто не нужны. Никто из первых контактов не спрашивает о них.
Всего этого достаточно, чтобы вывести работу команды на качественно новый уровень.
3. Что мы уже сделали
На старте у нас была технология и опыт ее применения ранее на локальном российском рынке. Но было понятно, что выводить на рынок просто еще один LED-светильник – идея довольно бесперспективная. Первой задачей было вообще понять, какой мы бизнес строим, и есть ли тут перспективы.
Перечисленные инструменты позволили нам запустить общение с потенциальными партнерами и клиентами, собрать и обработать кучу информации, определить ключевую гипотезу – гипотезу бизнес-модели и стратегию выхода на рынок, получить первый трекшн. В итоге мы:
- Проверили десятки гипотез/сегментов/моделей;
- Разослали сотни холодных писем;
- Назначили и провели десятки звонков;
- Методом проб и ошибок определили основную гипотезу бизнес-модели и стратегию выхода на рынок;
- получили первый трекшн: первичный интерес в нескольких странах, MoU о локализации на рынке США (+ NDA с штрафом в $1M в случае нарушения наших интересов), вышли на обсуждение предзаказов и запуск локального производства в Африке.
Параллельно с этим собрали пул партнеров-производителей компонентов, собрали сэмплы для валидации на следующих шагах (а в США получили по ним обратную связь), на 80% подготовили продукт к массовому производству, получили международный патент (и мировой приоритет).
Вывод: сегодня можно относительно несложно проверить валидность идеи на международном рынке, найти свою нишу и географию, подтвердить свою идею первой обратной связью с рынка, чтобы дальше повышать ставки.
В следующей части статьи – 9 конкретных применений AI, которые позволили нам сделать то, что обычно требует значительных ресурсов и наличия опытной команды.
4. Почему именно сейчас время действовать
Традиционные корпорации проигрывают. Их эффективность зачастую отрицательна. Менеджеры думают о своей карьере, а не о результате. Но в тоже время корпорации обладают огромным ресурсом.
Наш любимый яркий пример – компания Philips Lighting, ныне известная как Signify. Вот ее котировки:
Когда-то компания была лидером инженерной мысли в освещении, а теперь буксует уже больше пяти лет: котировки акций падают, уволен CEO, а активности компании направлены на коллабы с Формулой 1 и печать каких-то sustainability-решений на 3D-принтерах. 80% уличного рынка все еще на натриевых лампах – не помогает даже инициатива, запущенная специально для развивающихся рынков – Signify Foundation.
Что в уличном, что в тепличном освещении – все компании от топовых игроков до кустарных мастерских в Китае делают один и тот же продукт и варятся в одном и том же красном океане. Реальных инноваций на рынке нет, только громкие слова про Sustainability. Крупные компании выживают за счет госсубсидий, рибейтов, а в развивающихся странах часто тупо за счет коррупции.
А значит, быстрые и смелые сегодня могут выиграть рынок, если им есть что предложить. Подорвать равновестие. Вопрос как?
5. Нужны стратегия и фокус
Технологии помогают двигаться, но не могут сами ответить на вопрос куда. Тут хочется вспомнить "От нуля к единице" Питера Тиля: "If you’re the founder…entrepreneur starting a company, you always want to aim for monopoly and you always want to avoid competition". Как прийти в такую ситуацию? Мы использовали фреймворк из Стратегии голубого океана – стратегическую канву, которая позволила нам сравнить наш продукт с рынком, и найти сферы, где наш продукт потенциально обходит конкурентов на порядок. А потом пошли проверять это боем с помощью перечисленных инструментов.
Во второй части я опишу конкретные 9 применений AI-инструментов с примерами, которые мы использовали для первичной валидации идеи и бизнес-модели.
Об авторе
Михаил Лузгачев, к.ф.-м.н. CEO & сo-founder @ artemisled.com
Предприниматель, развиваю бизнес на глобальном рынке, ex-C-Level в российском ИТ.
20+ лет опыта в технологических отраслях: эксперт по стратегии, корпоративным финансам и инвестициям, инновациям, управлению проектами и программами, внедрению изменений и развитию бизнеса.
Пишу в своем телеграм-канале о собственных проектах и росте и развитии бизнеса: Luzgachev | pro biz