Как мы запускаем deeptech-стартап на глобальном рынке с бюджетом $300 в месяц с помощью AI (1)

Как мы запускаем deeptech-стартап на глобальном рынке с бюджетом $300 в месяц с помощью AI (1)

Уходим от хайпа к практике: как AI и цифровые инструменты меняют правила игры для технологических стартапов в традиционных отраслях (уличное освещение, 2025).

И почему именно сейчас лучшее время, чтобы перевернуть традиционные отрасли с помощью AI-инструментов и правильного фокуса. В двух частях:

  • Часть 1: Что изменилось в мире, наш опыт и инструменты.
  • Часть 2: 9 способов применения AI, и почему нужен фокус.

1. Что изменилось?

Лето 2025 года. Все вокруг обсуждают искусственный интеллект (ИИ) – кто-то боится Skynet из Терминатора, кто-то предсказывает конец найма и офисов. По факту популярные LLM (Large Language Models – большие языковые модели) пока, мягко говоря, далеки от интеллекта, а 80% инфополя – это просто хайп. Но даже в этой форме языковые модели уже радикально меняют экономику и возможности для предпринимателей. И это только начало.

Давайте познакомимся.

Меня зовут Михаил Лузгачев. Я co-founder и CEO в artemisled.com – мы на базе уникальной технологии питания светодиодов (LED), которую придумал наш co-founder и CTO Влад Терехов – пионер внедрения LED-решений в России – строим новую модель перехода на энергоэффективное уличное освещение. Сегодня все еще 70-80% систем уличного освещения в мире используют устаревшие и неэффективные газоразрядные лампы. Связано это с тем, что большинство LED-решений в большинстве случаев применения на улице просто экономически неэффективны. Несмотря на повышенную энергоэффективность LED, 20+ лет мирового опыта в этом направлении, использовать газоразрядные лампы по факту сегодня выгоднее. Мы придумали, как это починить в масштабах планеты – вырастить ROI проектов по переходу на LED за счет отказа от использования электроники.

Наш "простейший" девайс (образец) без электронного блока питания, в котором просто нечему ломаться.
Наш "простейший" девайс (образец) без электронного блока питания, в котором просто нечему ломаться.

Что действительно изменилось?

Сегодня – уникальное окно возможностей, чтобы обойти крупных игроков в старых отраслях и занять свое место на глобальном рынке.

Почему?

Раньше запуск стартапа на глобальном рынке требовал кучу ресурсов. Есть оценки, что браться за тестирование гипотез на глобальных рынках имело смысл с бюджетом порядка $50,000. Сравнение стран, исследование рынков, поиск и привлечение экспертов, локальных сотрудников, партнеров и ранних последователей, маркетинг, проведение дискавери-коллс и т.п. – все это требовало месяцев, квалифицированной команды, хорошо подготовленных фаундеров.

Все поменяли два фактора:

  • Последствия COVID-19: удаленные команды стали нормой и выгодным решением. Средства удаленной коммуникации позволяют общаться с сотрудниками, клиентами, партнерами. Не нужен офис, не нужно летать за тысячи километров, можно жить там, где удобнее и выгоднее, координировать работу, проводить встречи по всему миру. Подписка на Zoom стоит чуть больше 20 баксов.
  • AI-инструменты (chatGPT, аналоги и др.): моментально повысили эффективность людей и команд, которые умеют учиться, задавать правильные вопросы, быстро анализировать ответы, принимать решения и действовать. Кто-то даже говорит, что наступила эра дженералистов.

Мы с партнером запустили deeptech-стартап в сфере уличного освещения с нуля – без инвестиций, офисов и на удалёнке. Две головы и пары рук с ChatGPT, Clay, Zoom, Notion и т.п. – сегодня этого хватает, чтобы заменить целый мини-офис с маркетологами, аналитиками, финансистами и помощниками.

2. Наш примерный стек

Вот что реально используем в рамках наших bizdev-активностей, и за что платим примерно $300 в месяц:

Базовые инструменты:

  • Notion (база знаний, документы): $10

  • Google Slides/Tables (презентации, таблицы, модели): $0

  • Zoom (проведение встреч по всему миру): $23

  • Bubble (сайт компании): $32

Замена команды:

  • 2x chatGPT (замена команды, поиск информации, исследования, анализ больших потоков информации): $40

  • Perplexity (поиск информации): $0

Анализ рынка / лидогенерация:

  • Clay (“помеcь chatGPT и airtable” для персонализированного cold outreach): $160

  • SalesNavigator (развитие LinkedIn-страницы, исследование аккаунтов, аутрич): $8.5

  • Instantly (рассылка холодных писем, сформированных в Clay): $37

  • Openphone (телефонный номер для звонков по США): $19

Итого: $318

Clay: создание цепочек персонализированных писем на базе AI-исследования в табличном формате.
Clay: создание цепочек персонализированных писем на базе AI-исследования в табличном формате.

Стеки могут отличаться у команд, я лишь хочу показать “масштаб”.

Я не учитываю расходы на содержание юридических лиц и т.п. – это отдельная тема. Более того, для поиска первичного подтверждения спроса они часто просто не нужны. Никто из первых контактов не спрашивает о них.

Всего этого достаточно, чтобы вывести работу команды на качественно новый уровень.

3. Что мы уже сделали

На старте у нас была технология и опыт ее применения ранее на локальном российском рынке. Но было понятно, что выводить на рынок просто еще один LED-светильник – идея довольно бесперспективная. Первой задачей было вообще понять, какой мы бизнес строим, и есть ли тут перспективы.

Перечисленные инструменты позволили нам запустить общение с потенциальными партнерами и клиентами, собрать и обработать кучу информации, определить ключевую гипотезу – гипотезу бизнес-модели и стратегию выхода на рынок, получить первый трекшн. В итоге мы:

  • Проверили десятки гипотез/сегментов/моделей;
  • Разослали сотни холодных писем;
  • Назначили и провели десятки звонков;
  • Методом проб и ошибок определили основную гипотезу бизнес-модели и стратегию выхода на рынок;
  • получили первый трекшн: первичный интерес в нескольких странах, MoU о локализации на рынке США (+ NDA с штрафом в $1M в случае нарушения наших интересов), вышли на обсуждение предзаказов и запуск локального производства в Африке.

Параллельно с этим собрали пул партнеров-производителей компонентов, собрали сэмплы для валидации на следующих шагах (а в США получили по ним обратную связь), на 80% подготовили продукт к массовому производству, получили международный патент (и мировой приоритет).

Вывод: сегодня можно относительно несложно проверить валидность идеи на международном рынке, найти свою нишу и географию, подтвердить свою идею первой обратной связью с рынка, чтобы дальше повышать ставки.

В следующей части статьи – 9 конкретных применений AI, которые позволили нам сделать то, что обычно требует значительных ресурсов и наличия опытной команды.

4. Почему именно сейчас время действовать

Традиционные корпорации проигрывают. Их эффективность зачастую отрицательна. Менеджеры думают о своей карьере, а не о результате. Но в тоже время корпорации обладают огромным ресурсом.

Наш любимый яркий пример – компания Philips Lighting, ныне известная как Signify. Вот ее котировки:

Signify N.V. (LIGHT.AS).
Signify N.V. (LIGHT.AS).

Когда-то компания была лидером инженерной мысли в освещении, а теперь буксует уже больше пяти лет: котировки акций падают, уволен CEO, а активности компании направлены на коллабы с Формулой 1 и печать каких-то sustainability-решений на 3D-принтерах. 80% уличного рынка все еще на натриевых лампах – не помогает даже инициатива, запущенная специально для развивающихся рынков – Signify Foundation.

"Sustainable 3D printing". Really?
"Sustainable 3D printing". Really?

Что в уличном, что в тепличном освещении – все компании от топовых игроков до кустарных мастерских в Китае делают один и тот же продукт и варятся в одном и том же красном океане. Реальных инноваций на рынке нет, только громкие слова про Sustainability. Крупные компании выживают за счет госсубсидий, рибейтов, а в развивающихся странах часто тупо за счет коррупции.

А значит, быстрые и смелые сегодня могут выиграть рынок, если им есть что предложить. Подорвать равновестие. Вопрос как?

5. Нужны стратегия и фокус

Технологии помогают двигаться, но не могут сами ответить на вопрос куда. Тут хочется вспомнить "От нуля к единице" Питера Тиля: "If you’re the founder…entrepreneur starting a company, you always want to aim for monopoly and you always want to avoid competition". Как прийти в такую ситуацию? Мы использовали фреймворк из Стратегии голубого океана – стратегическую канву, которая позволила нам сравнить наш продукт с рынком, и найти сферы, где наш продукт потенциально обходит конкурентов на порядок. А потом пошли проверять это боем с помощью перечисленных инструментов.

Во второй части я опишу конкретные 9 применений AI-инструментов с примерами, которые мы использовали для первичной валидации идеи и бизнес-модели.

Об авторе

Михаил Лузгачев, к.ф.-м.н. CEO & сo-founder @ artemisled.com

Предприниматель, развиваю бизнес на глобальном рынке, ex-C-Level в российском ИТ.

20+ лет опыта в технологических отраслях: эксперт по стратегии, корпоративным финансам и инвестициям, инновациям, управлению проектами и программами, внедрению изменений и развитию бизнеса.

Пишу в своем телеграм-канале о собственных проектах и росте и развитии бизнеса: Luzgachev | pro biz

Начать дискуссию