Когда шаблон улучшает разгон: приоритетная автоматизация топовых запросов
Когда есть готовые подборки интентов, запуск автоматизации проходит быстрее и более ровно. Я имею в виду шаблоны пользовательских намерений, которые создаются на основе выборки и анализа самых частых запросов. В Лие сформирована обширная база подобных шаблонов. Сегодня расскажу, какие из них в первую очередь пригодятся в разных бизнес-сферах.
Демьян Грин, гендиректор и основатель сервиса автоматизации коммуникации с клиентами Лия.
Почему автоматизация не может обойтись без шаблонов
Мы регулярно анализируем рынок и результаты автоматизации различных компаний и видим, что в каждом сегменте бизнеса имеются свои топовые тематики (ласково называем их «жирненькими» — это своего рода сливки, которые собирают более 60% всего потока обращений).
Поэтому логично включать такие тематики в обязательную программу для бота — они являются оптимальным решением для сценариев и обеспечивают наибольший процент покрытий. В процессе кластеризации все тематики разбиваются на кучки, а похожие топовые вопросы объединяются в группы, под которые и создаются шаблоны — удобный рабочий инструмент для быстрого старта.
Шаблоны, составленные на основе самых важных интентов, которые нужно автоматизировать в первую очередь, особенно актуальны для компаний, у которых нет датасета или он ничтожно мал (но и остальным всегда пригождаются). У Лии имеются шаблоны пользовательских намерений и ответов, подходящих под специфику любого бизнеса, а также более профильные для каждой конкретной сферы. Так, в фудтехе как минимум 60% всех вопросов касаются доставки еды — что с заказом, где мой заказ, когда приедет курьер и так далее. Если с самого начала научить бота самостоятельно отвечать на эти вопросы, то автоматизация сразу даст хороший экономический эффект.
Шаблон, безусловно, не закроет все потребности какого-то предприятия — у каждого есть собственные цели. Да и невозможно учесть все нюансы ни на старте, ни даже в процессе. Высокий результат будет напрямую зависеть от количества и продуманности статических и динамических сценариев, регулярного качественного обучения ИИ и т.п.
Зачем чат-боту требуется постоянное дообучение, подробно объясняю в этой статье.
Ищем приоритетные тематики в истории диалогов
Как каждой конкретной компании понять, какие группы сообщений ей надо автоматизировать в первую очередь? С помощью выгрузки истории диалогов с пользователями и кластеризации. Мы можем распределить все сообщения по категориям, выявить, какая группа больше, и определить оптимальный набор тематик для старта.
Далее под каждую из этих тематик мы прописываем сценарии ответов бота. Это могут быть:
— статические сценарии — когда бот отвечает по заранее заданной логике;
— динамические сценарии — когда бот обращается к данным в админке или внутренних системах клиента, чтобы выдать актуальную информацию.
Топовые вопросы для автоматизации коммуникации
Топовые вопросы для автоматизации коммуникации делятся на обезличенные (пригодные для любой сферы деятельности) и подвязанные к конкретному виду бизнеса.
Шаблоны каких топ-интентов подойдут для любой компании
Обезличенная топовая тематика на 100% одинакова для всех. Любому предприятию нужно начинать автоматизацию с этого, а дальше углубляться в темы, актуальные для его бизнес-ниши.
В обезличенном топе всего 4 раздела: «приветствие», «благодарность», «прощание», «символы» — смайлики, лайки, знаки препинания (тот же вопросительный знак или многоточие, к примеру).
Вроде бы предельно ясно, какие группы интентов могут туда войти, но нужно учитывать некоторые тонкие моменты. Возьмем ситуацию, когда клиент задает свой вопрос, а оператор отвечает что-то типа «сейчас уточню, ожидайте» или ждет от пользователя какой-то дополнительной информации для релевантного ответа.
Человек может написать: «Спасибо, дам обратную связь позже» либо «Спасибо, сейчас выясню и отпишусь». И здесь уже стандартное «пожалуйста» не подойдет. Как и в случае, когда пользователь недоволен и отправляет обращение со скрытым подтекстом («Ну, спасибо вам большое»). То есть в ситуации, когда вопрос до конца не решен, потребуется ювелирная настройка топового интента.
Нужно предусмотреть такие варианты и заранее отделить сообщения, где пользователь действительно благодарит и ставит точку, от тех, где напрашивается продолжение переписки. Соответственно, и чат-бота нужно будет настраивать на разные типы ответов (помимо закладки шаблонов, создавать актуальный сценарий), чтобы не терять процент покрытий.
Шаблоны топовых тематик для различных бизнес-ниш
Электронная коммерция
Шаблон включает пять базовых топ-интентов:
- узнать статус заказа,
- продлить срок хранения,
- вопросы о доставке,
- не приходит уведомление/статус заказа,
- изменить адрес и изменить заказ.
Фудтех
Включает два топ-интента с самым высоким процентом распознавания:
- узнать статус заказа,
- доставка опаздывает.
Дальше идут тоже популярные интенты, но с чуть меньшим покрытием:
- не вернулись деньги,
- не привезли позицию,
- не работает промокод,
- отменить заказ,
- проблемы с бонусами,
- проблемы с приложением,
- поменять/выбрать способ оплаты.
Страхование
Выделили 4 топ-интента под шаблоны:
- аннулировать полис,
- изменить данные в страховке,
- оформить страховку,
- продлить полис.
Путешествия
Имеет 4 шаблона с самыми частыми запросами:
- статус проверки билета,
- узнать время вылета,
- узнать номер рейса,
- узнать номер брони билета.
Каршеринг
Для этой сферы шаблонов накопилось побольше:
- что-то не так с машиной (повреждена, не едет),
- попал в ДТП,
- узнать стоимость поездки,
- можно ли забронировать машину на неделю/на день и т. п.,
- какие есть машины,
- проблемы с приложением.
Кикшеринг
Топ интентов похож на каршеринговый:
- узнать стоимость поездки,
- попал в аварию,
- самокат разрядился,
- где можно оставить самокат,
- проблемы с приложением.
Образование
В этой сфере проблематика крутится возле купленных уроков:
- уроки недоступны/не открываются,
- не могу начать урок,
- опаздываю на урок.
Беттинг
Здесь самые «жирные» тематики связаны с выплатой вознаграждения:
- не выплатили выигрыш,
- не начислили фрибет,
- как вывести деньги.
Также в топ интентов входят вопросы о зависающем приложении — по этой причине некоторые пользователи не могут вовремя сделать ставку.
Другие распространенные интенты:
- не могу зарегистрироваться,
- какая минимальная ставка,
- где я могу посмотреть коэффициент,
- фрибеты (какие виды, правила использования, как получить).
Как прийти к самой выгодной автоматизации коммуникации
Шаблоны необходимы и для старта, и для эффективности проекта. Если компании нужны быстрые и легкие победы, то на старте ей нужно автоматизировать ответы по базе знаний и добавить статичные сценарии, заточенные на конкретную информацию, которую не стоит генерировать. Многим организациям (подтверждено нашими клиентами) хватает набора четких автоматизированных ответов на простые популярные вопросы.
Робот с готовыми подборками ответов нужен для спасения операторов от рутины и выгорания, оптимизации штата, закрытия обращений в выходные дни, ночное время, преодоления пиковых нагрузок и для масштабирования бизнеса. Чем больше самых важных намерений будет автоматизировано, тем лучше будет результат.
Но надо понимать, что при эксплуатации исключительно топовой тематики сложно добиться наивысшего уровня покрытий, потому что в любой нестандартной ситуации (а такие, увы, неизбежны) готовым набором ответов не обойтись. Если для целей бизнеса требуются более тонкие настройки и индивидуальный подход, то понадобятся динамические сценарии — тогда и уровень автоматизации обязательно начнет повышаться.
Все важное, что нужно знать о динамических сценариях, собрал здесь.
Вывод
Шаблоны для первоочередных групп сообщений — это базовый уровень автоматизации коммуникации. Каждая компания сама решает, какие типовые запросы ей автоматизировать и в каком количестве. Но даже при наличии шаблонов чат-бота нужно регулярно дообучать, добавляя в уже устоявшиеся топовые тематики новые фразы — пользователи изобретательны в формулировках и могут изложить свое намерение весьма нетривиально. Тех же вариантов приветствий или вопросов о доставке — тьма-тьмущая, но время от времени появляются новые, в том числе с изощренными ошибками.
Если все это отслеживать и вовремя пополнять копилку знаний чат-бота, результат вас сильно порадует.
👉 Ближе познакомиться с моей компанией, ее предложениями и возможностями Лии вы сможете на нашем сайте.