ИИ-агенты: чем они полезны бизнесу

Искусственный интеллект больше не выдумки фантастов, а инструмент, который активно захватывает современный рынок. По данным статистики порядка 76% компаний разрабатывают проекты совместной работы ИИ-агентов вместе с человеком для улучшения эффективности.

Что может дать AI-агент бизнесу? Агенты, в отличие от стандартных ботов, это не просто набор команд и ответов, это целая машина по анализу действий и принятию решений. Заложенные в них алгоритмы позволяют не просто решать стандартные задачи, но и разбираться с более сложными кейсами, на основе всего полученного агентом опыта.

Процент использования ИИ-агентов для поддержки пользователей составляет уже более 60, при этом значительно снижается процент ошибок в ответах.

ИИ-агенты: чем они полезны бизнесу

В данной статье мы рассмотрим тенденции и прогнозы на развитие AI-агентов в ближайшие годы.

Что такое ИИ-агент в 2025 году (новый взгляд)

Для начала выясним, что же такое ИИ-агент. Это некая система, на основе искусственного интеллекта. Она обучается на документах конкретной компании, чтобы в дальнейшем принимать решения по задачам на её базе. В отличие от простых ботов, агенты действуют вполне автономно, без ежесекундного подключения человека.

Согласно алгоритмам, прописанных в них, они способны:

  • проводить анализ данных;
  • поддерживать общение как с сотрудниками компании так и с контрагентами;
  • давать оценку контексту задачи;
  • принимать самостоятельные решения.

Подобный инструмент хорошо использовать в ситуациях, где однозначного решения быть не может, а следует сначала провести анализ всех факторов, на основе которого уже сделать некий вывод. Здесь AI-агентам нет равных в полезности.

ИИ-агенты: чем они полезны бизнесу

Вам может показаться, что ИИ-агент это та же языковая модель, однако это не совсем так.

Языковые модели (LLM) такие как Chat GPT, Claude, Gemini шагнули действительно далеко вперед за последние годы. Они могут работать с различными файлами, искать информацию в интернете, оценивать большой объем данных, вести диалог с пользователем, не забывая предыдущих обращений. Но их советы всё ещё строятся на общей информации.

Допустим, вам требуется поменять билет на спектакль:

  • Языковая модель просмотрит доступные сайты и выдаст вам обобщенный алгоритм действия в данной ситуации, который в свою очередь может совсем не подходить правилам организации, где вы приобретали билет;
  • В случае же работы через ИИ-агента, его советы будут рассчитаны непосредственно на ту организацию, в которой он подключен. То есть агент запросит требуемые инструкции и регламенты конкретной компании и выдаст вам чёткую последовательность действий, которая предусмотрена в этой организации. Это существенно упрощает задачу по возврату.

Архитектура ИИ-агента: из чего он состоит

В стандартную структуру ИИ-агента входят несколько компонентов:

  • SMART-инструменты. Именно они позволяют агенту выполнять стандартные задачи, такие как отправка письма, поиск информации в базе данных, формирование отчета и другие. ИИ-агент при этом самостоятельно выбирает какой из инструментов ему нужен согласно с поставленной задачей;
  • Автономность. Пожалуй одно из лучших свойств агента. Ему не нужно напоминать о задачах каждый день, достаточно выбрать сценарий взаимодействия и ИИ-агент сам будет отрабатывать всё согласно заранее разработанному алгоритму. Можно работать в режиме диалога, по триггеру (где конкретные слова срабатывают для запуска алгоритма обработки задачи) или же по расписанию, установленному заранее;
  • Память и обучение. Погружение агента в мир вашего документооборота позволяет ему запоминать специфику общения с разными контрагентами, типичные ошибки, истории обращений. Сохраняя всю информацию, наряду с доступом к вашим регламентам и инструкциям агенты, на основе специфики компании дают более точные и релевантные ответы, учитывая все имеющиеся данные в вашей системе за годы работы.

Уже эти модули позволяют ИИ-агентам занять почетное место в работе любой компании, как полезный сотрудник.

Мультиагентные системы: будущее автоматизации

Один агент способен закрыть значительный пласт задач, а что будет если их объединить в систему? Работа пойдет ещё быстрее и эффективнее.

Сейчас всё более распространяется сочетание нескольких ИИ-агентов, работающих совместное.

Данное объединение называется Мультагентной системой (МАС). Это некий набор ИИ-агентов, которые могут принимать решения по отдельности, а также успешно работать с другими агентами. Подобные системы применяются в случаях, когда один агент не может справится с поставленными задачами и необходима коллективная работа.

ИИ-агенты: чем они полезны бизнесу

В МАС у каждого агента есть свой функционал и зона ответственности. При этом есть несколько сценариев взаимодействия агентов в системе:

  • кооперативный – общая цель и полный обмен информацией для её достижения;
  • конкурентный – разные цели для агентов, порой даже противоположные друг другу;
  • гибридный – сочетание двух предыдущих вариантов для наилучших показателей работы.

Примером работы МАС конкурентного вида может быть система работы с кредитными заявками в банке. В таком случае у ИИ-агентов есть приоритет на интересные, необычные задачи. В связи с этим у них возникает соревнование за понравившийся кейс из общего потока. При этом каждый агент обрабатывает полный цикл по заявке, самостоятельно принимая по ней решения. Обмена данными напрямую там нет, однако происходит координация действий посредством изменений в общей среде. Условно, как сотрудники в офисе следят за новой информацией в Jira или Trello.

Преимущества ИИ-агентов для бизнеса

Внедрение ИИ-агента позволяет повысить общую эффективность работы за счёт его расширенного функционала и множества возможностей.

Агенты способствуют:

  • Экономии времени. Агенты способны принимать решения даже в случае сложных кейсов, не привлекая для этого человека.
  • Снижению ошибок, за счёт самообучаемости. ИИ-агенты анализируют свои же действия, находят недочеты, запоминают неверные решения и сохраняют новые сценария действия. Это позволяет увеличить точность работы агента в дальнейшем.
  • Финансовой экономии. За счет автономности ИИ-агентов они забирают на себя тонну рутинной работы, уменьшая потребность в дополнительных сотрудниках. А освободившееся время сотрудников направить на решение более интересных заданий.
  • Созданию уникальных приложений. Индивидуальный подход к созданию ИИ-агентов, позволяет обучить его на основе конкретного регламента и подстроить под требуемый именно вам функционал.
  • Прогнозированию. Анализируя массивы данных, выявляя закономерности действий ИИ-агенты способны предоставлять свои варианты прогноза действий, что значительно помогает в принятии решений вектора развития компании.

Основные сложности и риски внедрения

Несмотря на то, что ИИ-агенты довольно полезны для бизнеса, они всё же не идеальны, как и любая разработка. Есть несколько основных возможных проблем, связанных с их работой:

  1. Ложные ответы. Учитывая, что в основе любого агента лежит ядро языковой машины, то как и всеми любимый Chat GPT, он может придумать подходящий ответ. Подстроить факты из базы знаний как ему больше понравится, ссылаться на документы, которых нет и в помине. Короче говоря, немного напридумывать информацию. Поэтому следует вводить дополнительные меры проверки ответов ИИ, как с помощью других помощников, так и с привлечением человека.
  2. Сомнение в качестве ответов. Порой, на один и тот же запрос пользователя агент может давать совершенно разные ответы. Это, конечно же, не добавляет очков в шкалу доверия к ним. Поэтому следует всегда улучшать ядро системы, продолжать обновлять базу знаний и не забывать про проверки алгоритмов.
  3. Ограничения памяти. Многие бизнес-задачи подразумевают обработку большого объема информации. А вот языковая модель ИИ-агента способна держать менее значительный массив данных, что ограничивает её ответы. Решить подобную задачу можно создав алгоритм, который подгружает лишь необходимую в данный момент информацию для анализа в агента.
  4. Непрозрачность решения. Логика ответов ИИ-агента всё ещё скрыта от нас. Он безусловно справляется с огромными объемами данных, однако почему в идентичных случаях принимает то или иное решение, остаётся всё ещё непонятным.

Как можно заметить, преимущества ИИ-агентов безусловно значительны, однако есть ещё немало зон для улучшения данных инструментов.

ИИ-агенты: чем они полезны бизнесу

Кейсы внедрения ИИ-агентов

Рассмотрим пару интересных примеров работы AI-агентов в компаниях.

  • Документооборот.

Работа с документами занимает уйму времени, хотя и предполагает часто довольные рутинные, монотонные действия. При внедрении ИИ-агента можно смело передать ему огромный пласт обработки информации. При поступлении договора в систему, агент начинает его проверку. В первую очередь он сравнивает внутренние регламенты и инструкции компании, прогоняет договор по всем необходимым параметрам. Затем, имея доступ к открытым реестрам для проверки информации, проводит проверку информации согласно общим требованиям. На основании это предлагает менеджеру конкретное решение. При этом, агенты способны запоминать специфику работы с разными контрагентами, обращать внимание именно на нужные пункты договора, запоминая ошибки или другие нюансы обработки. Менеджеру не нужно хранить это всё в памяти, для этого есть агент, который итак запоминает необходимую индивидуальную информацию.

  • Поддержка пользователей.

Допустим у вас есть некая школа онлайн-образования. Количество запросов от клиентов в таком случае измеряется тысячи писем в месяц. Для того, чтобы разгрузить сотрудников поддержки от простых задач внедряется ИИ-агент. На первых порах он способен отвечать на несложные запросы, не требующие проработки многоступенчатых сценариев. При дальнейшем развитии, есть возможность подключить его к базе знаний, для сверки информации в ней, актуализации и решения более сложных обращений клиентов. При этом следует оценить реальные объемы бизнеса для внедрения подобных разработок, чтобы они были целесообразны и приносили именно пользу.

Тренды и прогнозы на 2025–2027

Безусловный рост технологии Искусственного интеллекта не может оставаться незамеченным, однако что будет дальше? Какие задачи следует решать в ближайшие годы для улучшения текущего положения дел.

  1. На наш взгляд, одним из главных направлений в развитии ИИ-агентов будет Explainable AI. Данное направление нацелено на то, чтобы принятые искусственным интеллектом решения были более прозрачны для человека. Ведь сейчас эффект “черного ящика” достаточно сильно беспокоит людей. Почему агент принял это решение или другое? Какой логики он придерживался? Почему при одинаковых запросах ответы от ИИ-агента получились совершенно разные. Именно Explainable направление ставит себе цель разобраться в данном вопросе.
  2. Развитие и совершенствование. Мультиагентных систем также является приоритетным направлением. Один агент – это хорошо, но чем их больше, тем выше эффективность их работы. При удачном сочетании взаимодействия агентов можно получить хорошо отлаженную команду, автономность которой позволит существенно снизить временные затраты на обработку даже сложных запросов.
  3. Повышение эмоционального интеллекта у ИИ-агентов, пожалуй, станет огромным скачком в работе. Обучение языковых моделей на примере работы с реальными людьми, позволит им более четко определять эмоциональный окрас обращений. Чем лучше ИИ будет понимать запросы, тем менее шаблонными будут его ответы. В этом случае пользователи станут доверять агентам больше.
  4. Специализированные агенты. Возможности искусственного интеллекта могут быть поистине безграничны. Если сейчас они сосредоточены на более широких областях действий, то в дальнейшем фокус внимания может быть перенаправлен на узкие более сложные для алгоритмизации области: медицину, юриспруденцию, инженерию.

Заключение

Мы живем в новое время, когда практически каждый день происходит некий прорыв. Технологии развиваются семимильными шагами и это вызывает смесь восхищения и страха одновременно.

Несмотря на то, что потенциал искусственного интеллекта значителен, его не следует переоценивать на данный момент. Применение ИИ-агентов и их систем в первую очередь должно проходить под контролем человека и для облегчение его же работы.

Нужно найти золотую середину: глупо не пользоваться благами прогресса и отрицать эффективность внедрения ИИ-агентов, однако, зная подводные камни их работы не следует им полностью доверять.

Лишь умелое сочетание возможностей искусственного интеллекта и профессионализма сотрудников помогут вам выйти на новый уровень развития бизнеса.

17
1
1
Начать дискуссию