Что именно пытаются построить ИИ-компании? Большой гид от NY Times
Привет, друзья! Журналисты из NY Times решили провести ревизию - какой именно ИИ строят большие американские корпорации. Делимся с вами переводом.
Amazon, Microsoft, Google, Meta и OpenAI планируют потратить как минимум 325 миллиардов долларов к концу года в погоне за ИИ. Мы объясняем, зачем они это делают.
Сэм Альтман, генеральный директор OpenAI, не стесняется говорить о том, сколько его компания планирует потратить на свою миссию по созданию искусственного интеллекта.
«Вы можете ожидать, что OpenAI будет тратить триллионы долларов на такие вещи, как строительство дата-центров в недалеком будущем», — недавно сказал Альтман, имея в виду массивные вычислительные комплексы, которые обеспечивают работу ИИ-технологий компании.
«Вы можете ожидать, что куча экономистов будет ломать руки и говорить: "Это так безумно. Это так безрассудно" или что-то в этом роде. А мы просто скажем: "Знаете что? Позвольте нам заниматься своим делом"».
Так что же именно это за дело? Пока технологическая индустрия тратит и тратит, превращая сельскохозяйственные угодья в дата-центры, а исследователей ИИ — в одних из самых высокооплачиваемых работников в стране, она с трудом может объяснить, что строит и зачем тратит так много денег.
Обещание: Лучшая поисковая система
Чат-боты работают очень похоже на поисковую систему, за исключением того, что они генерируют ответы на простом английском языке, а не список синих ссылок. Это может быть более быстрый, простой и интуитивный способ получения ответов на вопросы, хотя чат-боты часто ошибаются и даже выдумывают информацию.
Почему они это строят?
Поисковая система Google — самый прибыльный бизнес технологической индустрии. Если компании смогут предоставить лучший способ поиска информации, они смогут захватить рынок из миллиардов людей.
Насколько близко это к реальности?
Сотни миллионов людей уже используют чат-ботов для сбора информации. Каждый месяц более 700 миллионов используют только ChatGPT.
Но получение прибыли с помощью этой технологии — это вызов. Работа чат-бота значительно дороже, чем обслуживание обычного веб-сайта. И технология не обязательно подходит для проверенного способа зарабатывания денег на поисковой системе: цифровой рекламы.
OpenAI продает версию ChatGPT за 20 долларов в месяц, и, по словам компании, она по крайней мере окупает стоимость своей доставки. Но эти подписчики составляют менее 6 процентов людей, которые сейчас используют ChatGPT.
Бесплатная версия все еще убыточна, поскольку OpenAI пока не начала экспериментировать с рекламой. Google, с другой стороны, генерирует 54 миллиарда долларов рекламного дохода каждый квартал от своей поисковой системы, которую используют около 2 миллиардов человек каждый день.
Обещание: Инструменты, которые делают офисных работников более продуктивными (и, возможно, заменяют их)
Технология, которая управляет ChatGPT, не просто отвечает на вопросы — это инструмент, который может помочь людям выполнять свою работу. ИИ может генерировать компьютерные программы, резюмировать документы и встречи, составлять электронные письма и даже использовать другие программные приложения, такие как электронные таблицы и онлайн-календари.
Почему они это строят?
Руководители технологических компаний считают, что ИИ может трансформировать деловой мир, когда он войдет в юридические офисы, больницы, редакции и многое другое. Компании, такие как Microsoft и OpenAI, уже получают значительный доход от продажи ИИ-систем, которые могут генерировать компьютерные программы.
Amazon, Google, Meta, Microsoft и OpenAI планируют потратить более 325 миллиардов долларов в совокупности на гигантские дата-центры в этом году. Это на 100 миллиардов долларов больше, чем годовой бюджет Бельгии. Со временем около 10 процентов инфраструктуры будет использоваться для создания ИИ-технологий, в то время как 80-90 процентов будет использоваться для доставки этих технологий клиентам, согласно генеральному директору Amazon Энди Джасси.
Насколько близко это к реальности?
Многие предприятия уже тестируют ИИ. Но массовое внедрение по всей экономике США пока не происходит. Если компании, такие как Amazon, Google и OpenAI, не продолжат улучшать эти технологии, внедрение может быть медленнее, чем ожидалось.
Почти восемь из десяти предприятий начали использовать генеративный ИИ, но столько же заявили, что он «не оказывает значительного влияния на прибыль», согласно исследованию McKinsey & Company.
Обещание: Универсальный помощник
Технологические компании также интегрируют технологию, похожую на чат-бота, в широкий спектр потребительских продуктов и услуг. ИИ, говорят они, будет работать как цифровой помощник, который появляется везде, где это необходимо.
Meta добавляет технологию в свои умные очки, позволяя людям идентифицировать достопримечательности во время прогулки по улице и переводить дорожные знаки при посещении зарубежных стран. Amazon видит ИИ как способ улучшения всего — от своих торговых веб-сайтов до голосового помощника Alexa.
Почему они это строят?
Если вы начнете использовать цифрового помощника, компания, стоящая за ботом, получит больше способов привлечь ваше внимание и, в конечном счете, продать вам что-то.
Поэтому эти компании добавляют ИИ-технологии в как можно больше устройств и онлайн-сервисов, надеясь контролировать то, как вы используете интернет.
«Все будет трансформировано с помощью ИИ», — говорит Рохит Прасад, старший вице-президент Amazon. «Это не научный проект».
Насколько близко это к реальности?
ИИ-очки Meta все еще остаются нишевым продуктом, используемым несколькими миллионами людей. Amazon Alexa гораздо популярнее, но ее аудитория все еще мала по сравнению со всеми компьютерами и телефонами в мире.
Сама по себе Alexa была убыточной с момента своего первого выпуска более десяти лет назад. Она используется в основном для стимулирования других продуктов и услуг.
Когда Amazon перезапустила Alexa с новыми ИИ-технологиями, она отдала обновление бесплатно всем, кто платит за Prime. ИИ может сделать ее более популярной, но вряд ли в ближайшее время она превратится в источник прибыли.
Обещание: ИИ-друзья
Meta и различные стартапы, включая Character.AI и xAI Илона Маска, начинают предлагать ИИ-ботов, которые предоставляют новый вид компаньонства. Люди могут взаимодействовать с этими ботами в социальных сетях так же, как они взаимодействуют с друзьями.
«Обычный человек хочет больше коммуникации, общения, чем у него есть», — сказал Цукерберг в недавнем интервью подкаста.
Почему они это строят?
Цукерберг и Маск управляют социальными сетями и могут брать деньги за своих виртуальных друзей. Маск предлагает своих ботов через услугу подписки, которая стоит 300 долларов в месяц.
Meta также может взимать абонентскую плату за виртуальных друзей, как это делает OpenAI для ChatGPT, хотя Meta давно предпочитала повышать доходы от рекламы, удерживая людей на таких сайтах, как Facebook, Instagram и WhatsApp.
Насколько близко это к реальности?
Некоторые люди уже относятся к чат-ботам как к друзьям. Но ИИ-компаньонство начинает получать серьезную критику. Эти технологии могут увести людей от человеческих отношений и подтолкнуть их к тревожно бредовому поведению.
До становления жизнеспособного рынка еще годы, и это только один из многих сценариев, которые изучают компании.
Некоторые наблюдатели сравнивают то, что делают руководители технологических компаний, с перемещением фигур на игровой доске — попыткой обойти своих соперников в гонке за следующей большой технологией.
«Так много власти сосредоточено в руках так немногих людей», — говорит Дэвид Кан, партнер венчурной фирмы Sequoia из Силиконовой долины, «и они играют в шахматную игру, которая имеет последствия для всех нас».
Обещание: Научные прорывы
Дарио Амодеи, генеральный директор Anthropic, одного из основных конкурентов OpenAI, считает, что всего через несколько лет — возможно, уже в следующем году — искусственный интеллект будет как иметь «страну гениев в дата-центре», которые могут работать вместе в решении самых больших научных проблем, с которыми сталкивается наше общество.
Почему они это строят?
Визионеры, такие как Амодеи, считают, что этот тип технологии радикально изменит жизнь, какой мы ее знаем. В прошлом году в эссе на 14 000 слов он сказал, что ИИ в конечном итоге может излечить рак, покончить с бедностью и даже принести мир во всем мире.
Он предсказал, что в течение десятилетия ИИ удвоит продолжительность жизни среднего человека до 150 лет.
Насколько близко это к реальности?
Неясно, как эти технологии будут построены — или возможны ли они вообще.
Но Джеймс Маника, старший вице-президент Google по исследованиям, лабораториям, технологиям и обществу, утверждает, что поскольку Google преследует более высокие цели, он создаст технологии, которые можно использовать прямо сейчас. В качестве примера он указывает на AlphaFold, систему, разработанную Google, которая может помочь ускорить открытие лекарств небольшими, но важными способами, и недавно получила Нобелевскую премию по химии.
Дочерняя компания Google под названием Isomorphic Labs стремится зарабатывать деньги, помогая фармацевтическим компаниям использовать этот тип технологии.
Обещание: ИИ, который так же умен, как человек, или умнее
Руководители, такие как Цукерберг и Демис Хассабис, глава исследовательской лаборатории Google DeepMind, говорят, что их компании преследуют общий искусственный интеллект, или ОИИ, сокращение для машины, которая может соответствовать возможностям человеческого мозга, или еще более мощную технологию, называемую сверхразумом.
Почему они это строят?
Многие технологи полны решимости преследовать самую большую цель, которую они могут себе представить: сверхразум. Технологи преследуют эту мечту с 1950-х годов.
Насколько близко это к реальности?
Такие термины, как ОИИ и сверхразум, трудно определить. Ученые даже не могут договориться о способе определения человеческого интеллекта.
Но машина, которая действительно соответствует возможностям человеческого мозга, находится за много лет, возможно, десятилетий или более.
Никто не сформулировал, как компании будут зарабатывать деньги на этом типе технологии. Поскольку технологические компании тратят сотни миллиардов на новые дата-центры, они делают прыжок веры.
Этот прыжок подпитывается тем же коктейлем, который часто движет магнатами Силиконовой долины, сказал Орен Этциони, основатель и генеральный директор Института ИИ Аллена: жадность, эго и страх быть свергнутым неожиданным прорывом. «Если бы мне пришлось дать односложный ответ», — комментирует Этциони, — «это был бы FOMO» (Fear Of Missing Out — Страх упустить возможность).
Страх упустить возможность недешев. Альтман утверждает, что поскольку он и его соперники преследуют эти высокие цели, некоторые инвесторы могут переплачивать. Исследователи могут разработать способы создания ИИ, используя гораздо меньше оборудования. Людям могут не понравиться ИИ-технологии, которые строят эти компании. Быстрое улучшение ИИ-технологий за последние несколько лет может замедлиться или даже натолкнуться на стену. Вся экономика может сдвинуться по не связанным причинам.
«Некоторые из наших конкурентов прогорят, а некоторые добьются действительно хороших результатов, и именно так работает капитализм», — говорит Альтман. «Я подозреваю, что кто-то потеряет феноменальную сумму денег».