Альфа-Банк научил бота в Telegram оценивать бизнес-идеи и подбирать режим налогообложения

Как ещё нейросети могут упростить жизнь предпринимателей — рассказываем в материале.

Альфа-Банк научил бота в Telegram оценивать бизнес-идеи и подбирать режим налогообложения

Предприниматели регулярно сталкиваются с вопросами, выходящими за рамки их компетенций. Чтобы их решить, нужно тратить драгоценное время или нанимать дополнительных сотрудников — а это не всегда возможно, особенно когда бизнес находится в начальной стадии своего развития. Рассказываем, как Альфа-Банк решил эту проблему с помощью искусственного интеллекта, и как одна простая гипотеза превратилась в три полноценных продукта.

Как личная заинтересованность IT-трендами привела к появлению перспективной гипотезы

Весной 2023 года, с выходом языковой модели GPT-4, многие крупные компании стали изучать перспективы применения генеративного искусственного интеллекта в бизнесе. Кто-то занялся разработкой или улучшением собственных чат-ботов, кто-то начал изучать возможность выпуска языковой модели. Среди этих компаний был и Альфа-Банк, сотрудники которого активно посещали различные тренинги и образовательные семинары, посвященные искусственному интеллекту. И в какой-то момент стало понятно, что на этих мероприятиях можно не только получить ценные знания о новейших технологиях, но и лучше узнать потребности предпринимателей.

Я заметила, что на тренингах присутствует много представителей реального бизнеса, которым очень интересно, что такое нейросети. Я стала ходить на подобные образовательные мероприятия чаще, чтобы понять, какие задачи они хотят решать, и главное — что вызывает у них наибольшие затруднения. Оказалось, что даже по итогам трёхдневного обучения не у всех получалось правильно составить запрос к нейросети. Кроме того, далеко не все понимали, как получить доступ и — самое главное — на тот момент не всем было очевидно, какие задачи можно делегировать ИИ.

Каролина Епуре, руководитель инновационных решений для бизнеса в Альфа‑Банке

С этой идеей руководитель инновационных решений для бизнеса Каролина Епуре пришла к команде Pro Innovation. Офис развития инноваций в Альфа-Банке ищет внешних партнёров (например, через скаутинг), у которых есть амбициозный сервис или необходимая готовая технология. Также он помогает с исследованиями актуальных трендов и сбором данных, необходимых для реализации идей. С начала 2024 года команда провела 38 исследований и запустила 14 пилотов.

Впрочем, после проведения исследований, изучения мировых практик и общения с разработчиками уже существующих на рынке решений стало понятно, что пилот нужно запускать своими силами. У потенциальных партнёров была хорошая технологическая база, но отсутствовало понимание того, что нужно бизнесу. Уже тогда стало понятно, что Альфа-Банк только выиграет, если начнёт самостоятельно развиваться в области промпт-инжиниринга, то есть в написании и оптимизации запросов для максимально эффективного использования языковых моделей. Партнёр потребовался лишь для того, чтобы предоставить технический доступ к ChatGPT.

Наша задача — помогать бизнесу быстро находить технологических партнёров и также быстро пилотировать решения. Нам удалось найти партнёра с необходимой технологической базой, и благодаря этому мы смогли в короткие сроки протестировать и вывести на рынок продукт, который уже сейчас упрощает жизнь многим предпринимателям.

Екатерина Соловьёва, руководитель офиса инноваций Альфа-Банка

Какие вопросы может решить чат-бот, и как он упрощает бизнес-процессы

Альфа-Банк научил бота в Telegram оценивать бизнес-идеи и подбирать режим налогообложения

Первый продукт получил название Боби — «бот для бизнеса». Пилотная версия была запущена в июле 2023 года, создавали её всего два человека, на чистом энтузиазме, как пет-проект — в свободное время, по вечерам или в выходные. «Для меня это направление не являлось профильным, но мне было очень интересно поработать над проектом, я видела, как он может решить потребности бизнеса», — отмечает Каролина Епуре. Она писала промпты и сценарии для Боби, а ещё один разработчик интегрировал их в продукт и писал код.

Боби представляет собой бот в мессенджере Telegram, который решает наиболее распространенные вопросы и повседневные задачи предпринимателей. Например, на старте он может помочь с определением вида деятельности (ОКВЭД), подбором режима налогообложения, общей оценкой перспективности бизнес-идеи с учетом вводных данных, а также с придумыванием названия бренда и созданием логотипа.

Тем, кто занимается развитием бизнеса, бот может составить контент-план для социальных сетей, написать рекламный текст или предложить ответ на отзыв клиента. Для всего этого Боби использует сразу несколько моделей искусственного интеллекта от ведущих мировых разработчиков, каждая из которых задействуется для решения конкретной задачи.

Чтобы начать работу, достаточно выбрать из нескольких готовых вариантов в меню необходимую задачу и следовать подсказкам бота. Одной из важных особенностей стала возможность голосового управления. Кроме того, пользователи получили возможность обращаться напрямую к искусственному интеллекту, не используя варианты, заготовленные разработчиками. На момент запуска на рынке не существовало схожего продукта с таким набором функций.

Почему мессенджер помогает взаимодействовать с нейросетями

Альфа-Банк научил бота в Telegram оценивать бизнес-идеи и подбирать режим налогообложения

Формат Telegram-бота для Боби был выбран не случайно. Во-первых, использование мессенджера упростило разработку и позволило быстрее запустить пилот, а значит и быстрее получить результаты тестирования гипотезы. Во-вторых, это более удобный формат для пользователей, все функции у них под рукой, не нужно устанавливать лишнее приложение. И в целом работа в мессенджере создает интересный эффект — человек как будто консультируется со своим реальным ассистентом, который вовлечен в решение бизнес-задач.

Сейчас все переходят в мессенджеры, есть определенный тренд на банкинг в таком формате. Например, если посмотреть на банковские уведомления, многие клиенты хотели бы получать их именно в мессенджерах. Даже когда мы сделаем веб-сервис, мы все равно оставим чат-боты, так как это простой и легкий способ для клиента начать работу с ИИ.

Каролина Епуре, руководитель инновационных решений для бизнеса в Альфа‑Банке

Одновременно с Боби появился Telegram-канал, где собирали заявки на получение доступа к сервису. В первые сутки после анонса чат-бота такое желание изъявили 5000 человек. Ключевая задача в период тестирования заключалась в том, чтобы проверить, какие функции наиболее востребованы, какие вопросы пользователи задают искусственному интеллекту и насколько они вообще готовы делегировать ему свои задачи.

В ходе тестирования выяснилось, что примерно 80% пользователей взаимодействуют с Боби только через уже готовые и сформулированные запросы. Это подтвердило гипотезу о том, что бизнес готов работать с ИИ, но нуждается в максимально простом решении. Лишь 20% пользователей попробовали задать прямой вопрос искусственному интеллекту хотя бы один раз, несмотря на то, что непосредственно внутри бота была подробная инструкция по составлению запросов. Предприниматели просто не хотят тратить время на то, чтобы разбираться в нюансах, им нужно быстрое и эффективное решение.

Как успех Боби положил начало новому направлению в Альфа-Банке

Альфа-Банк научил бота в Telegram оценивать бизнес-идеи и подбирать режим налогообложения

В процессе разработки Боби команда Альфа-Банка обратила внимание на то, что параллельно начали развиваться направления, связанные с подготовкой контента. Особенно это было заметно в сфере онлайн-торговли или eCom. И здесь тоже могли бы пригодиться нейросети, так как уже сейчас они хорошо справляются с генерацией как текстового, так и визуального контента. Предположение было таким же, как и в случае с Боби — люди нуждаются в подобных инструментах, но они должны быть простыми и максимально автоматизированными.

В феврале 2024 года вышел второй бот, получивший название Альфа eCom. В нем собраны задачи, с которыми сталкивается бизнес, продвигающий свои товары или услуги в интернете: на сайтах, в маркетплейсах или социальных сетях. Меньше чем за минуту бот может сформировать набор полноценных карточек товаров, сэкономив предпринимателю несколько дней и десятки тысяч рублей. Также с помощью Альфа eCom можно ответить на отзыв (в том числе на возражения клиента, составив вежливый аргументированный ответ), составить контент-план для соцсетей или написать отдельный пост, сгенерировать изображение для рекламы или презентации, и даже подготовить полноценный сценарий для короткого видеоролика. Бот может описать подробный план съемки с описанием кадров, цитат, необходимого реквизита, интерьера — останется только реализовать эту идею.

Как и в случае с Боби, Альфа eCom полностью автоматизирован. Клиент выбирает необходимую функцию, отвечает на несколько простых вопросов и почти мгновенно получает готовое решение. Уже сейчас ботом пользуются примерно 5000 предпринимателей, несмотря на то, что активного продвижения продукта со стороны Альфа-Банка пока не было.

По моим прогнозам, к 2030 году даже в России 90% компаний внедрят искусственный интеллект в бизнес в том или ином виде. При этом уже сейчас в этой области не хватает примерно 10 тысяч специалистов, а через пять лет потребность в таких сотрудниках по стране может достичь 70 тысяч. Получается, что такой тренд есть, существует даже Федеральная программа, то есть у государства есть фокус на ИИ. Наша задача как полноценного направления сделать эту технологию доступной для каждого, чтобы клиент не думал о том, где искать специалистов, разбирающихся в промпт-инжиниринге, и как всё это внедрить в бизнес.

Каролина Епуре, руководитель инновационных решений для бизнеса в Альфа‑Банке

Согласно исследованиям Альфа-Банка, уже сейчас 10% российских IT-компаний внедрили генеративный ИИ в свои процессы. При этом есть интересная статистика и по миру. Например, 80% руководителей уверены, в возможности применения ИИ-автоматизации к любым бизнес-процессам. И 75% предпринимателей опасаются, что если они этого не сделают, то уже в текущем году их бизнес может закрыться.

Можно ли собрать полноценный офис из чат-ботов и заменить им людей

Альфа-Банк научил бота в Telegram оценивать бизнес-идеи и подбирать режим налогообложения

На текущий момент в Альфа-Банке разработка чат-ботов и решений на основе нейросетей сформировалась в отдельное направление. Теперь им занимается не крошечный внутренний стартап из двух человек, а полноценная команда, в которую входят менеджер по продуктам и эксперт в области нейросетей (у которых уже есть опыт создания решений на базе ИИ), фронтенд- и бэкенд-разработчики, системный аналитик, дизайнер, QA-инженер. И они не собираются останавливаться на двух чат-ботах.

На прошедшей конференции Альфа-Банка для eCom-предпринимателей был анонсирован новый сервис для бизнеса на базе искусственного интеллекта, получивший название Нейроофис. Этот продукт позволит автоматизировать задачи по маркетингу, продажам, работе с клиентами, HR, дизайну, юридической поддержке и многим другим областям. В первую очередь, такой виртуальный офис подойдет небольшим компаниям, у которых мало сотрудников. Но постепенно его функционал будет расти, чтобы сервис мог быть полезен и более крупному бизнесу. Релиз планируется летом 2024 года, но уже сейчас разработчики видят заинтересованность предпринимателей и получают множество запросов о подключении к Нейроофису.

С помощью Нейроофиса мы стремимся преобразовать сложные технологии в простые и понятные инструменты для бизнеса. Это позволит нашим клиентам сосредоточиться на том, что действительно важно — на их бизнесе.
Ирина Пономарева, руководитель департамента расчетных продуктов корпбизнеса

Конечно же Нейроофис не заменит полноценную команду. Этот сервис лишь поможет быстрее разобраться в различных областях бизнеса, предложить варианты решения задач и ускорить повседневные рутинные процессы для сотрудников. Например, менеджер по работе с клиентами сможет обрабатывать в несколько раз больше запросов, имея на руках черновик ответа от ИИ — его нужно будет лишь проверить и опубликовать. Это синергия между реальным сотрудником и нейросетью, благодаря которой бизнес может быстрее развиваться.

Благодаря пилоту Боби мы поняли, что движемся в правильном направлении. Естественно, оно не единственно верное, на рынке есть много разных решений. Но мы увидели, что узкоспециализированные чат-боты для каких-то конкретных задач, для старта бизнеса пользуются спросом, и что на их основе можно сделать что-то крупнее, больше, автоматизировать каждый отдел и предложить это решение клиентам.
Каролина Епуре, руководитель инновационных решений для бизнеса в Альфа‑Банке

В России пока нет явного лидера в области готовых ИИ-решений, этот рынок только зарождается. Поэтому зачастую продукты Альфа‑Банка на основе нейросетей не имеют полноценных аналогов. Но уже сейчас понятно, что ИИ — это не далекое будущее, а уже достаточно эффективный инструмент, который могут использовать предприниматели. Делая технологии доступными, банк помогает бизнесу стать более успешным. А чем лучше растет и зарабатывает бизнес, тем активнее развивается и Альфа‑Банк.

2424
48 комментариев

синергия между реальным сотрудником и нейросетью Как завуалировать то, что в банке занимаются разработкой киборгов

6
Ответить

Я давно уже догадывался об этом, каждый раз когда общаюсь с сотрудниками альфы, понимаю - киборги. Невозможно такой стрессоустойчивостью обладать и столь быстро отвечать на любые вопросы))

1
Ответить

Мне реально удобнее с банком в телеге взаимодействовать, потому что в целом это общее место с кем я и просто общаюсь, и по делам

6
Ответить

Я оставил себе только телегу и facebook, остальное уже как будто лишний шум информационный

Ответить

Были на каких-то тренингах по внедрению ИИ в бизнес-процессы, еще когда это только зарождалось. Вообще ничего не было понятно и какие запросы можно сформировать тоже, это правда. Так что придумать такого помощника-это хорошее упрощение для предпринимателей, которые и так много инфы в голове держат.

2
Ответить

По моим прогнозам, к 2030 году даже в России 90% компаний внедрят искусственный интеллект в бизнес в том или ином виде.А где люди будут работать тогда?

Ответить

Да чтобы внедрять нейронку тоже много специалистов нужно, это наоборот новые вакансии создает

2
Ответить