Почему 80% компаний закрываются в первый год жизни и как от этого защититься

Рассказываем, как цифровые сервисы Альфа-Банка помогают бизнесу.

Почему 80% компаний закрываются в первый год жизни и как от этого защититься

Из 100 новых компаний около 80 закрываются в первый год после регистрации, а в среднем срок жизни малого и среднего бизнеса в России составляет 9 лет. Помимо очевидных причин закрытия — таких как высокая конкуренция — любой бизнес сталкивается с рисками, которые сложно предусмотреть и контролировать, особенно на старте.

Что это за риски, и как их снизить с минимальными затратами, разберем на примере Ани. Она превратила хобби в источник дохода и запустила небольшое производство свечей ручной работы. Регистрировать бизнес Аня решила в Альфа-Банке, где открывала счёт. Заодно оформила подписку на сервисы Альфа-Безопасность и Индикатор риска, которые помогают защитить компанию от непредвиденных обстоятельств и предлагают юридическую поддержку.

Сервисами можно пользоваться бесплатно до 60 дней. Это особенно приятно на старте, когда все ресурсы уходят на отлаживание процессов, а бизнес наиболее уязвим с точки зрения возможных ограничений. Например, по статистике Альфа-Банка, нарушения, из-за которых блокируют счёт, чаще всего допускают новые ИП и компании, существующие до полугода.

Вот несколько примеров, когда Альфа-Безопасность и Индикатор риска выручили Аню — и пригодятся всем предпринимателям, независимо от формы регистрации и срока существования бизнеса.

Держите счёт под контролем

У Ани два основных источника дохода. Она продаёт готовые свечи через маркетплейсы, а ещё изготавливает брендированные партии по заказу компаний — получаются корпоративные сувениры. В обоих случаях деньги поступают переводом с одного бизнес-счёта на другой. Также Аня платит сама: арендодателям, поставщикам и так далее. Крайне важно, чтобы счёт работал без перебоев.

Главный риск здесь — несоответствие операций требованиям закона против отмывания денег 115-ФЗ. В таком случае могут заблокировать интернет-банк, отказать в проведении платежей и заблокировать карты, а открыть счёт в другом банке будет непросто. Следить за изменениями закона и мониторить операции вручную не обязательно: это делает в фоновом режиме сервис Индикатор риска. Он анализирует все платежи и оценивает их с точки зрения риска по 115-ФЗ.

Сейчас у Ани «зелёный» индикатор — беспокоиться не о чем. Если что-то пойдёт не так, уровень риска станет «жёлтым» или «красным». В этом случае Аня сразу получит уведомление и подсказки, как исправить ситуацию — вернуться в «зелёную» зону и не допустить ограничений.

Сервис может учитывать операции по счетам в разных банках. А ещё можно задать любые гипотетические параметры — и посмотреть, как изменится индикатор риска, если они станут реальными.

«Индикатор риска полезен любым компаниям и ИП, однако есть сферы деятельности, которые подвержены рискам по 115-ФЗ чаще других. По нашей статистике, это строительство зданий, специализированные строительные работы, оптовая торговля, транспортные услуги, обслуживание зданий и территорий.

Благодаря Индикатору риска бизнес из высокорисковых направлений сталкивается с ограничениями по 115-ФЗ на 27% реже клиентов банка из тех же сфер, которые не пользуются сервисом. Каждую неделю предупреждения получают более 100 000 компаний и ИП».

Денис Осин, директор малого и микро бизнеса Альфа-Банка

Работайте с надёжными партнёрами

Почему 80% компаний закрываются в первый год жизни и как от этого защититься

Недавно на Аню вышел поставщик с заманчивыми ценами на воск и ароматизаторы — получалось почти в полтора раза дешевле, чем сейчас. Прежде, чем заключить договор, она заказала отчёт о потенциальном партнёре в Сервисе проверки контрагентов — он входит в подписку Альфа-Безопасность вместе с ещё шетью сервисами, о которых расскажем дальше.

Проверка показала, что надёжность компании вызывает вопросы сразу по нескольким параметрам: есть долги по налогам, компания включена в реестр недобросовестных поставщиков, а руководитель лишён права осуществлять профессиональную деятельность. Всё это не означает, что компания обязательно сорвёт сроки, поставит некачественный товар или вовсе пропадёт вместе с авансом, — но Аня решила не рисковать.

Высокая вероятность потерять деньги и столкнуться мошенниками — не единственная опасность в подобных случаях. Как правило, важнее репутация: недобросовестная компания может «заразить» партнёров своим низким рейтингом надёжности. В итоге заказчики, особенно крупные, могут отказаться от сотрудничества, а у ФНС и правоохранительных органов могут возникнуть вопросы, вплоть до проверок и штрафов.

С момента запуска несколько лет назад Сервис проверки контрагентов стабильно пользуется высоким спросом: рейтинги компаний проверяют более 450 000 раз в месяц. С ними нет необходимости содержать дорогую службу безопасности, что особенно важно для нового бизнеса. Состав отчётов постоянно расширяется по запросам пользователей. Например, именно на основе обратной связи добавили информацию и рекомендации по исполнительным производствам.

Нанимайте проверенных сотрудников

Почему 80% компаний закрываются в первый год жизни и как от этого защититься

Чтобы сосредоточиться на продвижении бизнеса и создании новых продуктов, рутинные операции Аня решила доверить персоналу. Первым делом она провела личные встречи, а на понравившихся кандидатов заказала отчёты в Сервисе проверки сотрудников. Оказалось, что одного претендента на должность завскладом уже ловили на краже, а у потенциального водителя были сложности с правами. С этими людьми Аня решила не работать — наняла других.

Сервис проверки сотрудников помогает проверить благонадёжность кандидатов и предотвратить риски, связанные с наймом недобросовестного персонала. Например, узнать о задолженностях, штрафах, судимостях и правонарушениях.

Чаще всего сервисом пользуется бизнес из сфер с традиционно большой текучкой кадров: обслуживание, доставка, кафе и рестораны. Также активно проверяют кандидатов образовательные и другие проекты, где сотрудники постоянно контактируют с клиентами и напрямую влияют на имидж компании. А первые запросы в сервисах проверки сотрудников и контрагентов — это обычно отчёты на самих собственников и их компании.

Сервис проверки сотрудников популярен не только у малого и среднего бизнеса, но и среди крупных компаний. Например, HR-служба Альфа-Банка использует отчёты на первичном этапе подбора, чтобы сэкономить ресурс и не продолжать собеседования с заведомо неподходящими кандидатами. Также сервис помогает разгрузить службу безопасности — она проверяет меньше финальных кандидатов, поскольку часть отсеивается в самом начале.

Обращайтесь за помощью к юристу

Почему 80% компаний закрываются в первый год жизни и как от этого защититься

Чтобы в договорах с сотрудниками учесть все нюансы и избежать подводных камней, Аня решила не использовать шаблоны из интернета — и обратилась к юристу, консультация которого также входит в подписку Альфа-Безопасность. Они созвонились и обсудили детали, а на следующий день Аня получила готовый трудовой договор, разработанный специально для её бизнеса.

Юрист выручит и в других ситуациях: подсветит уязвимые места в контрактах с партнёрами, составит план взыскания задолженности, подскажет, как оптимизировать налоги и грамотно оформить сделку.

Свежий пример: с помощью сервиса Помощь юриста предприниматель разрешил конфликт с контрагентом, который не хотел выполнять свою часть обязательств — отказывался оплачивать оказанные услуги. Юрист разработал план взыскания средств, и в качестве первого шага составил претензию. Документ помог поставить точку в споре: предприниматель получил оплату в полном объёме. Обращаться в суд не пришлось.

Защитите бренд

Почему 80% компаний закрываются в первый год жизни и как от этого защититься

Ноунейм-свечей много, бренд Ани — один. По крайней мере, до тех пор, пока он не стал известным, и его не захотел без разрешения использовать кто-то ещё. Чтобы деньги и силы, вложенные в раскрутку, не оказались потраченными напрасно, Аня решила зарегистрировать название и логотип в качестве товарного знака.

Так всегда можно доказать, что бренд принадлежит вам, а другие используют его незаконно. Например, подтверждать права на бренд на маркетплейсах, блокировать реализацию копий, выходить в крупные торговые сети, продавать лицензии и франшизы.

Подготовиться к подаче документов и зарегистрировать торговый знак в Роспатенте помогает сервис Защита бренда. Специалисты составят бумаги, объяснят тонкости защиты интеллектуальной собственности и заранее проверят, не существует ли похожего товарного знака.

«Поиск аналогов торгового знака по базам данных — важная часть подготовительной работы, но её значение порой недооценивают. Если после подачи документов эксперты Роспатента обнаружат сходство с уже зарегистрированными брендами, в регистрации могут отказать. Тогда уплаченные пошлины сгорят, и процедуру придётся начинать сначала. Сервис Защита бренда помогает этого не допустить. А ещё — пройти регистрацию в ускоренном режиме за два–три месяца».

Денис Осин, директор малого и микро бизнеса Альфа-Банка

Подготовьтесь к проверкам и вовремя узнавайте о штрафах

Почему 80% компаний закрываются в первый год жизни и как от этого защититься

До 2030 года на плановые проверки бизнеса действует мораторий, и до конца 2024 — на внеплановые. Однако год заканчивается, и даже во время действия моратория есть исключения, когда сотрудники надзорных органов всё же могут прийти. Например, проверять могут соответствие стандартам и ГОСТу, пожарную безопасность, соблюдение трудового кодекса и санитарных норм.

Аня об этом не беспокоится, потому что сразу узнает о грядущей встрече с инспекторами — её предупредит сервис Уведомления о проверке надзорных органов. О большинстве проверок известно за 2–4 недели: будет время проверить, что всё в порядке, и исправить недочёты.

«Более 84% проверок со стороны надзорных органов пользователи сервиса в проходят без нарушений, ведь они знают о визите инспекторов заранее. Распространённый кейс: из уведомления предприниматель узнал о проверке трудовой инспекции за две недели, актуализировал документы по сотрудникам, исправил ошибки — и избежал штрафов».

Денис Осин, директор малого и микро бизнеса Альфа-Банка

Если штрафов избежать не удалось, важно о них вовремя узнать. А дальше либо оспорить, либо оплатить, пока не начислили пени или не наложили ограничения.

Нарушений Аня старается не допускать. Но если что-то такое произойдёт, она сразу об этом узнает. За штрафами и другими начислениями от госорганов в фоновом режиме следит сервис Уведомления по штрафам — и предупреждает, когда появляются новые. Оплатить их можно тут же в пару кликов.

Безопасно храните документы

Почему 80% компаний закрываются в первый год жизни и как от этого защититься

Когда дело касается хранения документов и другой информации, важны две вещи: быстрый доступ к данным откуда угодно и защита этих данных от посторонних, особенно с учётом роста количества кибератак.

Простое и надёжное решение уже есть в подписке Альфа-Безопасность — оно называется Альфа-Диск. Аня хранит там договоры и другие документы от партнёров. У Альфа-Диска есть все преимущества облачного хранилища, включая доступ 24/7 с любого компьютера, планшета или смартфона. А ещё — встроенная проверка загружаемых файлов на вирусы и защита паролем.

На каждую папку можно установить отдельный пароль — и поделиться им с сотрудником, поставщиком или заказчиком. Так доступ к файлам будет только у тех, кому вы доверяете. Также люди с доступом смогут сами загружать документы в папку, не отвлекая вас по почте и в мессенджерах.

Как подключить сервисы для защиты бизнеса и сколько это стоит

Если подключаете сервисы впервые, до 60 дней использования будут бесплатными. Затем Индикатор риска для контроля операций по счёту на соответствие 115-ФЗ будет стоить 540 рублей в месяц. Другие 7 сервисов входят в подписку Альфа-Безопасность — тоже за 540 рублей в месяц. Это в 10 раз выгоднее, чем покупать сервисы по отдельности (к тому же некоторые из них доступны только по подписке). С Альфа-Безопасностью вы сможете проверять контрагентов и сотрудников, получать уведомления о проверках и штрафах, защищать товарный знак, консультироваться с юристом и безопасно хранить документы.

Узнать больше и оформить подписку можно на страницах сервисов на сайте Альфа-Банка: Индикатор риска, Альфа-Безопасность.

44
11
13 комментариев

не продолжать собеседования с заведомо неподходящими кандидатами Уважение, пора избавляться от "мы вам перезвоним")

Ответить

Проверка контр агентов сейчас как никогда актуальна, а то развелось непонятно кого

Ответить

Жду 3D принтер, налажу печать фигурок и панелей скодис и к вам открывать ИП 😁

Ответить

тоже за 540 рублей в месяц Ну такой пакет солидный довольно, я думал гораздо дороже обходится

Ответить

Угу, игра стоит свеч как говорится))

Ответить

Так всегда можно доказать, что бренд принадлежит вам, а другие используют его незаконно. Например, подтверждать права на бренд на маркетплейсах, блокировать реализацию копий, выходить в крупные торговые сети, продавать лицензии и франшизы. Подготовиться к подаче документов и зарегистрировать торговый знак в Роспатенте помогает сервис Защита бренда. Специалисты составят бумаги, объяснят тонкости защиты интеллектуальной собственности и заранее проверят, не существует ли похожего товарного знака.

Вот это правильно, не знаю почему многие открывают ИП, делают название, но никак документально собственность себе не присуждают, а то потом делаю копии налево направо

Ответить

У вас противоречия: маркетплейс и выходить в торговые сети, и франшизы... Никому ваша продукция после маркетплейса с демпинговой ценой от самого производителя не нужна. Хотите развиваться, сконцентрируйтесь только! на производстве, а продают пусть дилеры. Тогда и будут точки продаж альтернативные и все остальное.

Ответить