Как работает ИИ-конвейер для инноваций, который ускорил запуск проектов в полтора раза
Нейроассистенты помогают сотрудникам Альфа-Банка оценить идею, создать тестовую версию и запустить пилот.
Система виртуальных ассистентов помогла Альфа-Банку перестроить культуру запуска стартапов. Теперь продуктовые команды тестируют идеи и запускают пилоты быстро и просто — хоть со смартфона.
Как внедряют инновации в Альфа-Банке
В Альфе развивают особую среду для создания инноваций. Здесь каждый сотрудник может предложить идею стартапа, который решает бизнес-задачи банка. Если проект пройдёт отбор и хорошо покажет себя на этапе пилота, его масштабируют на всю компанию.
Такой подход хорошо себя зарекомендовал: многие прорывные идеи появляются по собственной инициативе сотрудников. Например, платформа AlfaGen, которая может писать и анализировать программный код вместо людей, началась с простого интереса нескольких разработчиков к нейросетям — первые эксперименты проводили в свободное от работы время. Другой пример — команда ИИ-ассистентов для предпринимателей Нейроофис, которая выросла из сайд-проекта двух специалистов банка.
Но тестировать гипотезы самостоятельно — сложно и зачастую невозможно: нужен бюджет, доступ к аудитории и технологиям. С этими задачами коллегам помогает Офис инноваций — оценивает идеи, подбирает технологических партнёров для реализации проектов и совместно запускает пилоты.
Зачем нужны ИИ-ассистенты и кто они такие
С инновациями в Альфе работают, в основном, продуктовые команды — их около 500. Каждый год они предлагают более 200 инициатив, из которых каждая пятая доходит до стадии пилота. Чтобы ускорить рутинные процессы, в Офисе инноваций создали систему ИИ-ассистентов.
В основе решения — помощники на базе генеративных нейросетей, которые работают в формате чат-ботов. У каждого своя специализация, а все вместе они отвечают за то, чтобы помогать командам на разных этапах реализации проектов.
«Уникальность нашей системы в том, что она поддерживает весь цикл запуска идеи: от заявки до пилота. При этом учитывает все стандарты Альфа-Банка и маскирует чувствительные данные для сохранения конфиденциальности. По сути мы создали ИИ-конвейер для внедрения инноваций — и стали первыми, кто использует ассистентов в таком ключе».
Вот, чем занимаются самые востребованные виртуальные помощники.
Консультант по процессам решает 85% вопросов о запуске пилотов. Авторам идей больше не нужно искать инструкции и ждать ответа — ассистент мгновенно подскажет, какие технологии уже тестировали в банке, как запустить свой пилот, как правильно оформить нужную заявку, а также пришлёт шаблоны и примеры и объяснит нюансы.
Архитектор экспериментов помогает превратить идею в проект: структурировать пилот, определить гипотезы, критерии успеха, KPI. Ассистент обучен на принятой в банке продуктовой методологии и знает, как правильно формулировать цели.
Скаутинг-бот нужен, чтобы понять, в коллаборации с какой командой реализовывать идею. Бот анализирует, какие смежные решения уже тестировались в банке, и инициирует поиск технологических партнёров. Ими могут быть как подразделения Альфы, так и внешние компании — от них каждый год поступает более 400 заявок на совместный запуск пилотов. Представители технологических стартапов, которые хотят сотрудничать с Альфой, могут просто оставить заявку на сайте.
Дизрапт-бот помогает находить идеи и выявлять перспективные направления для развития продуктов и сервисов, находить киллер-фичи и дизрапты — инновационные решения, которые меняют общепринятые подходы.
PR-ассистент готовит публикации об успешных проектах — пресс-релизы, новости и статьи для корпоративного приложения Alfa People и внешних медиа. Помощник подстраивается под разные стили и требования: соблюдает tone of voice нужного издания и выдаёт готовые к публикации тексты. Ассистент моментально готовит качественные драфты статей — медиа публикуют в среднем три таких материала в неделю, почти без редакторских правок.
Какие проекты запускают через ИИ-конвейер
Прямо сейчас система ассистентов сопровождает самые разные инициативы: геймификация в приложении для детей, нефинансовые сервисы для бизнеса, оптимизация коммуникаций с клиентами — и не только. Многие проекты связаны с генеративным искусственным интеллектом, однако помощники работают с любыми задачами: от процессинга до международного партнёрства.
Среди примеров — пилот аудиобейджей со встроенным ИИ для выездных сотрудников. Система анализирует, как специалист взаимодействует с клиентами, и дает рекомендации по улучшению работы.
Ещё пример — HR-проект по оценке психоэмоционального состояния сотрудников, о котором мы рассказывали в другой статье. Суть в том, чтобы с помощью простых 15-секундных тестов оценивать настроение и уровень стресса специалистов. Проект поможет банку вовремя отслеживать негативные состояния сотрудников и снизить текучесть кадров массовых профессий.
Примерно треть проектов, которые дошли до стадии пилота, затем внедряется в работу банка. Оперативно оценивать эффективность идей помогает fast track — процесс быстрого запуска пилотов в течение 30 дней.
Суперскорость: статистика работы ассистентов
ИИ-конвейер работает несколько месяцев: глобально оценивать результаты рано, однако можно подвести первые итоги.
За это время через ассистентов запущено более 30 проектов, а в целом помощники успешно обработали 4000 запросов. Большинство обращений, связанных с запуском и сопровождением пилотов, ассистенты закрывают самостоятельно — специалист подключается только в 15% случаев.
Теперь сотрудники банка оформляют любые запросы, связанные с анализом идей и стартом пилотных проектов, за пять минут вместо двух недель. Сам процесс запуска инноваций ускорился в 1,5 раза, а этап подготовки пилотов сократился в среднем на 30%.
«Для меня как пользователя ИИ-помощники стали качественным прорывом, который сделал инновационный процесс удобнее и доступнее. Всё интуитивно понятно: ассистент ведёт диалог, задаёт нужные вопросы и снимает главный барьер — страх сделать что-то не так. Именно это я считаю ключевым эффектом: сотрудники перестают бояться формулировать идеи. Даже если запрос неидеален, он становится отправной точкой для обсуждения и улучшения. ИИ-помощник не просто экономит время — он формирует по-настоящему открытую, доступную и безопасную среду для запуска новых решений».
Только за последний месяц к ассистентам обратились тысячи сотрудников, а количество запросов на инновации после запуска ИИ-конвейера выросло в два раза. По словам Екатерины Соловьевой, в банке удалось полностью трансформировать саму культуру инноваций — доступ к системе есть у всех сотрудников Альфы. Если раньше кто-то боялся неправильно сформулировать идею или откладывал запрос из-за долгого оформления, то теперь этих ограничивающих факторов нет.