{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Жизнь гигантского стартапа: как развивается «AliExpress Россия»

Компания «AliExpress Россия» обосновалась в одной из башен «Москва-Сити». Вице-президент по организационному развитию и управлению персоналом Анна Орлова провела экскурсию по офису и рассказала о планах компании.

AliExpress существует в России более десяти лет. В конце 2019 года материнская компания бренда — Alibaba — заключила партнёрство с Mail.ru Group, «Мегафон» и РФПИ. Так образовалась «AliExpress Россия», в которой сейчас работает более 700 сотрудников.

Ещё в прошлом году команда была в семь раз меньше, но и в 2021 году компания продолжает нанимать, ориентируясь на бизнес-показатели. В июне «AliExpress Россия» заняла ещё один, уже третий по счету этаж в одной из башен «Москва-Сити».

Зачем локализовать китайский продукт

Адаптация продукта под местный рынок — одна из приоритетных технологических задач. Привычки и ожидания клиентов в разных странах отличаются, важно им соответствовать. Многие помнят первые ощущения от мобильного приложения «глобального» AliExpress. Всё мигает, как новогодняя ёлка, очень много ярких и кислотных цветов.

Если для восточной культуры это норма — такое решение стимулирует пользователя проводить в приложении много времени и больше покупать — то российским потребителям такое оформление кажется чересчур агрессивным: у нас привыкли к спокойным цветам и простому интерфейсу.

Начав работать с китайскими командами, мы сперва никак не могли привыкнуть, что в отчётах не очень хорошие показатели помечались зеленым, а отличные — красным. Для китайцев красный — цвет красоты, цвет счастья: всё, что хорошо, помещают в красный. А вот минимализм, наоборот, воспринимают плохо.

Анна Орлова, вице-президент по организационному развитию и управлению персоналом «AliExpress Россия»

Чего удалось достичь и что в планах

2020 год оказался для AliExpress успешным — компания выполнила бизнес-цели, во многом благодаря своевременным инвестициям в логистику. Так, совместно с «Почтой России» и логистическим оператором «Цайняо» удалось запустить проект AliExpress Plus с ускоренной доставкой и лёгким возвратом. Средний срок — 15 дней для доставки из Китая и 4-5 дней для России.

Ежемесячная аудитория AliExpress в России составляет 29,1 млн человек, ежедневная – 8,8 млн. Количество уникальных посещений за год достигает 72,5 млн, что на треть больше, чем было годом ранее. При этом на локальном уровне ещё есть, куда расти. У внутреннего рынка большой потенциал: одни продавцы могут монетизировать свои хобби, другие — заниматься социальным предпринимательством. Например, как Гузель Санжапова: в уральском селе Малый Турыш девушка открыла производства мёда, сладостей и натуральной косметики, создав рабочие места для пожилых людей.

То, что делает Гузель, созвучно нам. Это и наша социальная миссия — давать людям возможность, не переезжая в другие города, заниматься любимым делом, производить вещи, в которые они вкладывают душу, продавать их и иметь необходимый достаток.

Анна Орлова, вице-президент по организационному развитию и управлению персоналом «AliExpress Россия»

На AliExpress более 45 тысяч российских продавцов, они предлагают около семи миллионов товаров с быстрой доставкой по всей стране. Это как крупные бренды (Puma, «Твоё», Love Republic, Pandora, Kari), так и небольшие производства (Варвара Зенина, Outlaw, Roman Uvarov Design). Продавцов из Китая и других стран — более 225 тысяч.

Во время режима самоизоляции активно рос сегмент e-grocery, поэтому «AliExpress Россия» решила запустить сервис быстрой доставки продуктов. Сейчас он работает в нескольких городах и приносит несколько тысяч заказов в день. Доставкой занимаются партнеры — «Самокат» и «Вкусвилл». Недавно стал доступен и заказ лекарств через сервис «Все аптеки».

Ещё одна задача, на которой фокусируется «AliExpress Россия» — развитие электронной коммерции во «ВКонтакте» и «Одноклассниках». В 2020 году витрины AliExpress появились в обеих соцсетях, и за год их аудитория превысила 8 млн человек. В планах — развивать совместные программы лояльности, новые сценарии использования.

В 2021 году «AliExpress Россия» планирует увеличить долю локальных продаж в обороте с 25% до 50%. Для этого команда работает над собственной платформой логистики. В этом году AliExpress откроет новые пункты выдачи заказов, расширит сеть постаматов и сократит сроки доставки из Китая.

Мы прошли много сложных моментов в перестройке корпоративной коммуникации, и сейчас наступает золотая пора. Новички могут быстро видеть результат своей работы. Я даже немного завидую тем, кто придет в компанию именно сейчас.

Анна Орлова, вице-президент по организационному развитию и управлению персоналом «AliExpress Россия»

В ближайшие месяцы в российский офис переедет несколько коллег из Китая, также продолжают расширять штат специалистов из маркетинга, коммерции и ИТ. Для них «AliExpress Россия» и освоила дополнительный этаж в башне «Москва-Сити».

Адаптация сотрудников и корпоративная культура

Коммуникацию в компании можно разделить на три больших блока.

Первый — инфраструктура. Когда российские компании после локдауна только начали осваивать формат удалённой работы, у AliExpress уже всё для этого было готово: например, собственная программа для видеоконференций и звонков с коллегами, корпоративный календарь и даже мессенджер со встроенным переводчиком.

Второй блок — корпоративная культура и этика общения. Чтобы коллеги эффективно взаимодействовали друг с другом, в «AliExpress Россия» есть курс по китайской культуре.

Третье — командный дух и сопричастность. Каждый месяц в офисе проводят Big Onboarding Day, где сотрудники погружаются в функциональные задачи друг друга. Например, знакомятся с работой продавцов или оказываются «на передовой» службы поддержки — решают реальные кейсы клиентов.

Для продуктивной работы есть и много других фишек. Например, можно сходить на обед или ужин или даже отправиться в путешествие за счет компании. Такие путешествия сплачивают команду. За последний год у сотрудников «AliExpress Россия» были поездки в горы, в Сочи и Калининград.

Каждый месяц одна из команд рассказывает публично на всю компанию, как она работала над своим проектом и какие были сложности — об этом полезно узнавать и всем остальным коллегам. Такие встречи называются у нас All Hands.

Команды, которые показывают высокие результаты, получают денежное вознаграждение от компании. И хотя потратить призовые деньги можно как угодно, чаще всего сотрудники перечисляют их в благотворительные фонды.

Как пандемия изменила «AliExpress Россия»

Топ-менеджмент «AliExpress Россия» знал о серьезности пандемии «из первых уст» — первая волна заболеваний ударила по Китаю. В целях безопасности карантин для сотрудников, возвращавшихся из командировок в Китай, объявили за три месяца до официального локдауна.

Весной инфраструктура была готова к переходу на удалённый режим, а администраторы, технические специалисты и HR-департамент работали над тем, чтобы переход в новый формат был для сотрудников комфортным. Для помощи на всех видеоконференциях первое время присутствовал HR-сотрудник.

Особенно внимательно мы относились к новичкам, которым во время локдауна только предстояло адаптироваться к команде. Они получили на дом рабочий ноутбук, но не могли пообщаться с новыми коллегами вживую. И нам хотелось их поддержать. Но, можем похвастаться — по итогам удовлетворенность новых сотрудников адаптационным периодом — больше 88%.

Анна Орлова, вице-президент по организационному развитию и управлению персоналом «AliExpress Россия»

Также в компании оперативно обновили соглашение с партнёром по ДМС и внедрили опыт китайских коллег — так называемый Health Check. Сотрудники ежедневно рассказывали о своем состоянии здоровья, о предполагаемых контактах с заболевшими.

Теперь компания работает по гибридной модели. 60% сотрудников — в офисе, 40% — удалённо. Многие люди работают из других городов и стран. Если сотрудник эффективен дистанционно, его никто не принуждает регулярно посещать офис. В «AliExpress Россия» лояльная и гибкая система, в которой главное — результат.

«AliExpress Россия» продолжает увеличивать штат. Компании нужны новые сотрудники, чтобы развивать ИТ-направление, логистику и улучшать сервис. В 2021 году компания начала локализацию службы клиентской поддержки и планирует вдвое увеличить количество специалистов, работающих с обращениями клиентов — до 500 человек. ИТ-направление компании увеличилось в десятки раз, эксперты уже успели локализовать мобильное приложение, исправить баги, которые мешали комфортному шопингу на площадке и запланировать множество других улучшений.

Сейчас «AliExpress Россия» развивается в новых сегментах бизнеса — быстрой доставке еды и лекарств, что требует привлечения новых сотрудников. Проверить актуальные вакансии компании можно здесь.

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Bert

@AliExpress Россия Добрый день! Скажите, пожалуйста, как так получается.
Заказал небольшой товар на Алиэкспресс с экспресс-доставкой. И как оказалось, доставка осуществлялась через Пятерочку (5post). И товар ожидает меня на кассе магазина, которые находится не близко ко мне (не вижу смысла тратить 200р на такси, что бы забрать товар за 1200р.). Хотя в шаговой доступности со мной есть две Пятерочки, в одной из которой стоят постоматы.
Пробовал писать и звонить в 5post, говорят, что выбрана самая дешевая доставка и в данной доставке сменить точку выдачи нельзя.
Пробовал писать продавцу - он говорит обращаться к службе доставки и потом попросил написать в ТП.
Написал в ТП, а там бот EVA зачем-то открыла спор на возврат денег. Ну ладно, дополнил спор и попросил вернуть деньги, т.к. товар не получил. Продавец со мной не согласился и теперь нужно ждать месяц, пока в спор включится Алиэкспресс. 

Теперь главный вопрос, почему товар поступил в точку, далекую от места в заказе? Просто это какая-то база складирования посылок и самый дешевый вариант выдачи? Сможете ли вы ответить на вопрос или передать его компетентному коллеги? Номер заказа 5010875725124824.

Ответить
Развернуть ветку
AliExpress Россия
Автор

Добрый день, Альберт! Заказ конечно же должен быть доставлен в тот пункт выдачи, который указан при оформлении заказа. Однако такое иногда случается, что постамат может быть заполнен/сломан уже после отправки посылки, поэтому ее перенаправляют на другой адрес. Хотим вас отблагодарить за неудобства купончиком на 200 ₽ на любой заказ от 1500₽. Он будет начислен в течение 7 дней. Срок его действия - 1 месяц.

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда