{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Зачем делиться знаниями: опыт сотрудников «AliExpress Россия»

Недавно мы делились опытом наших сотрудников, которые развивают навыки и учатся новому. Но в «AliExpress Россия» есть и те, кто сам учит других. Мы попросили коллег поделиться опытом, рассказать о своей мотивации и дать советы тем, кто ещё только планирует стать преподавателем.

Марина Соболевская, руководитель обучения и коммуникации для продавцов «AliExpress Россия». Разработала курс для продавцов площадки

На прошлой работе в одной из ecommerce-компаний я занималась обучением российских продавцов работе на маркетплейсе. После перехода на аналогичную должность в «AliExpress Россия» у меня появилось желание структурировать свои знания, более эффективно их применять.

Чтобы реализовать свои планы, я пошла в «Британку» на курс «Образование как продукт», который нацелен на продакт-менеджеров образовательных проектов. Каждый ученик этого курса должен был защитить проект. Я решила разработать новый курс для продавцов на «AliExpress Россия», который поможет им больше продавать.

У новичков в сфере электронной коммерции часто есть проблемы на старте – после регистрации на площадке и загрузки контента продажи сами собой не растут. При этом на AliExpress есть множество инструментов продвижения, существуют особенности поиска – если разобраться во всём этом, то шансы на рост продаж серьезно повышаются.

Это был мой первый опыт разработки целого образовательного курса. Процесс непростой, но интересный. В ходе проекта я поняла, как именно стоит подходить к современному онлайн-образованию. Нужно изучить целевую аудиторию: понять, какие у неё вопросы и какие обучающие форматы ей ближе всего, сколько времени люди готовы тратить на обучение и есть ли какой-то позитивный или негативный опыт прохождения курсов в других местах.

Обучающая платформа тоже очень важна, она должна быть проста в освоении как для студента, так и для создателя курса (чтобы загрузка контента давалась легко). Если нужны правки, то их необходимо вносить в процессе работы.

Но самое важное – понять ключевую метрику после прохождения курса и научиться её правильно отслеживать. Ещё важно найти крутого методиста, который спроектирует обучение так, чтобы студенты достигали своих целей.

В «Британке» нас научили работать над курсом в формате MVP, что было достаточно неожиданно для обучающего курса. Подход подразумевает работу итерациями без необходимости дожидаться готовности курса. Лучше постоянно проводить аналитику и улучшать его на основе обратной связи от учеников, чем пытаться предугадать все возможные недочеты сразу.

Создание курса научило меня тому, как важно уделять время исследованию, показало эффективность работы итерациями. Также я поняла, что хороший методист и верный выбор образовательной платформы серьёзно влияют на результат.

Елена Грунтова, директор по продукту «AliExpress Россия». Преподает машинное обучение в Школе лингвистики ВШЭ

Преподавать я начала на втором курсе, когда моя замечательная учительница английского позвала помогать ей в младшей школе. Конечно, я не смогла отказать. Потом было частное преподавание, ещё пару лет я вела латынь в РГГУ.

Обычно я веду занятия на те темы, которые нравятся мне самой. Приятно общаться с людьми, которым это тоже интересно.

Получить удовлетворение в преподавании – это увидеть, как человек преодолевает сложности. Применительно к иностранным языкам: сначала ученик не может говорить, а потом у него начинает получаться. Когда человек идёт дальше программы обучения и сам до чего-то догадывается — это всегда чудо. Не обходится и без сложностей: когда я сама устаю и не получается построить занятие так, чтобы у студентов глаза горели.

Со временем я стала чувствовать студентов, адаптироваться к их уровню подготовки. Например, в самом начале, в младшей школе, мне очень хотелось рассказывать про язык системно – и я рисовала таблички, в то время как многие ученики не были способны ими пользоваться. Студентам нравится, когда я показываю больше примеров и данных. И ещё аудитория бывает по-разному подготовлена, потому даже небольшой курс каждый раз приходится перестраивать.

Совет тем, кто задумался о преподавании: не нужно долго размышлять, нужно ли это вам. Если есть возможность помочь другим – надо идти и делать.

Артём Сергеев, разработчик-тимлид «AliExpress Россия». Преподает матанализ и программирование

Тема с преподаванием возникла в моей жизни давно – ещё на третьем курсе в университете. Мне перестало хватать карманных денег, и я решил подрабатывать. А поскольку я хорошо знал матанализ, то сама собой пришла идея репетиторства.

Все последующие годы обучения я продолжал этим заниматься, даже уже когда устроился и на основную работу программистом. Оказалось, что дело было совсем не в деньгах. Просто преподавание – это то, что мне нравится и приносит нереальное удовлетворение. Когда люди благодаря моей работе добиваются успехов, это окрыляет. У меня даже появилась мечта: в будущем создать собственную школу программирования, это было бы мне очень интересно.

Что касается сложностей в преподавании, их несколько. Во-первых, к занятиям нужно готовиться, на это уходит время и силы. Во-вторых, нужно уметь отключать в себе на время занятия профессионала: как опытному специалисту, тебе может быть неясно, как человек может не понимать «элементарную» тему. И нужно определить, в чём причины такого непонимания, помочь разобраться, объяснить простыми словами – это реально непросто.

Если бы я сейчас начинал свою карьеру преподавателя с уже имеющимся опытом, то какие-то вещи делал бы по-другому. Изменил бы структуру занятий, для учеников послабее подбирал бы более простые варианты объяснений: сейчас у меня куда лучше поставлена речь.

Что касается советов тем, кто только задумывается учить людей, то, как известно, «преподавание – это призвание, а для зарабатывания денег надо идти в бизнес». Хоть это и мем, но в этой фразе есть здравое зерно: прежде чем начинать преподавать, стоит понять свою мотивацию. Если думать только о деньгах, вряд ли из этого выйдет какой-то толк. А вот желание делиться знаниями, делать мир лучше, при этом не думая, как именно эта активность скажется на доходе – это гораздо более эффективный подход.

Также ученики бывают разные – например, я начинал работать репетитором со студентами, но был в практике и случай, когда готовил к ЕГЭ школьника. Понятно, что аудитория разная – и подход к более молодым людям нужен другой. Также я разработал и прочитал целый курс лекций в университете, и это тоже отдельный опыт, который сильно отличается от занятий один на один. Я понял, что мне проще работать со студентами: у них выше мотивация, они могут задавать интересные вопросы. Так что совет – понять, кого вам учить комфортнее всего, и работать с этими учениками. Это позволит добиться высоких результатов.

И, конечно, не нужно бояться чего-то не знать. Если вы не можете компетентно ответить на вопрос прямо сейчас, спокойно признайте это и пообещайте разобраться – ученики это оценят.

Анастасия Жбанова, вице-президент по коммуникациям и PR «AliExpress Россия». Преподает PR студентам Высшей школы экономики

Еще на прошлой работе я познакомилась с ребятами из ВШЭ – они оказались очень отзывчивыми, открытыми и предложили попробовать у них преподавать. В магистратуре ВШЭ фокус на практиков, поэтому моему курсу были рады. Несмотря на то, что это отнимает массу времени и сил, я продолжаю преподавать уже четвертый год, а параллельно ещё пробую другие инициативы: работаю научным руководителем курсовых, участвую в защите дипломных работ и даже делала отдельный курс повышения квалификации про коммуникации в ИТ.

Зачем мне это? Изначально преподавание было дополнительной мотивацией углубиться в понимание разных аспектов профессии. В процессе я поняла, что это круто расширяет сознание, потому что студенты мыслят креативно и интересно. А ещё преподавание помогает находить перспективных сотрудников. Двое моих выпускников получили работу в VK (ранее Mail.ru Group), несколько студентов работают у моих партнёров и коллег в разных компаниях.

Самое сложное – дать такой материал, который ребятам интересен и реально будет полезен в работе. Сложно и со временем: обычно мой курс идет в сентябре – октябре и, помимо начала бизнес-сезона на работе, почти все субботы заняты Вышкой.

Приятного, правда, куда больше. Мне важно получать обратную связь от студентов, осознавать, что я помогла им что-то новое понять, устроиться на работу или определиться, куда двигаться дальше. А когда кто-то из студентов пишет, что нашёл классную работу или рекомендует идти в Вышку именно из-за моего предмета, – это вообще бесценно. Каждый год я свой курс адаптирую, делаю более логичным и понятным для изучения. Ошибки, конечно, бывают, но они не фатальные. Мне кажется, в этой сфере всё очень связано с опытом подачи информации.

Тем, кто задумывается о том, чтобы начать преподавать, я бы советовала приготовиться тратить на это силы, энергию и быть терпеливым. Мне кажется, самое главное – браться за тему всерьез и с полной отдачей. Если делать просто для галочки или для красивой надписи в резюме, то лучше не стоит. Ведь задача ответственная: учить людей.

0
85 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Фещенко

Вот еще новость служба поддержки вообще не работает достучаться невозможно, сделали возврат по одному лоту сегодня вернули возврат по одному не присланному лоту, я оплатил 5094 руб , а вернули 4594 руб , 500 руб украли никуда не достучаться везде приходите завтра.

Ответить
Развернуть ветку
AliExpress Россия
Автор

Сергей, вы можете написать нам в личные сообщения номер заказа, проверим информацию!

Ответить
Развернуть ветку
82 комментария
Раскрывать всегда