Тенденции потребительского рынка Китая: на что стоит обратить внимание брендам в 2023 году

Тенденции потребительского рынка Китая: на что стоит обратить внимание брендам в 2023 году

Сегодня потребительский рынок Китая переживет процесс постковидного восстановления и продолжает привлекать внимание зарубежного бизнеса, представители которого видят большой потенциал в огромной потребительской базе Китая и растущей покупательной способности китайцев.

В то же время потребительский рынок Китая сталкивается с новыми актуальными продуктовыми запросами и потребительскими привычками. Постепенное изменение ситуации в экономике и демографии с учетом влияния эпохи COVID-19 вносят свои коррективы в облик потребительского рынка Поднебесной, что создает новые перспективы и вызовы, с которыми сталкивается иностранный бизнес в КНР.

В этой статье мы расскажем о том, с какими тенденциями сталкивается потребительский рынок Китая и на что следует обратить внимание брендам в 2023 году при выходе на китайский потребительский рынок.

Автор: Сабанцев Александр, команда Asia Pacific.

Макровзгляд на потребительский рынок Китая

Потребление как важная часть политической повестки

Прежде всего, потребительский рынок Китая попадает под активное внимание государства, которое видит в нем большой потенциал поддержания развития экономики. Обращая внимание на темпы роста ВВП Китая в период пребывания у власти Си Цзиньпина, можно заметить тенденцию постепенного замедления экономического роста. Непростая ситуация в мировой экономике, опыт торговых войн с США и хрупкость международных цепочек поставок, которую показала пандемия, создают условия для отхода Китая от прежней экспортоориентированной модели развития.

Темпы роста ВВП Китая в 2013-2022 гг.

Источник: Национальное бюро статистики КНР
Источник: Национальное бюро статистики КНР

В новом 14-м пятилетнем плане были обозначены контуры и потенциал новой модели “двойной циркуляции”. Если раньше страна привлекала инвестиции и наращивала производство преимущественно для внешних рынков, то сегодня акцент будет делаться на инвестициях в производство, направленное на освоение потенциала потребительского рынка Китая.

Более того, на протяжении последних 10 лет можно проследить растущий вклад потребления в структуру и объем ВВП. Несмотря на временный спад в условиях пандемии, отход от жестких ковидных ограничений и отложенные в 2020-2022 гг. расходы предопределяют серьезный восстановительный потенциал на потребительском рынке Китая в 2023 году.

Доля потребительских расходов китайских домохозяйств в ВВП страны в 2013-2022 гг.

Источник: Национальное бюро статистики КНР
Источник: Национальное бюро статистики КНР

Демографические проблемы и рост уровня жизни

В то же время нужно принять во внимание демографические тенденции, с которыми сталкивается Поднебесная. Согласно статистике, представленной на графике ниже, рост населения Китая замедляется, а в 2022 году даже был зафиксирован отрицательный естественный прирост - население страны начало уменьшаться.

Динамика роста населения Китая в 2013-2022 гг. (млн чел)

Источник: Национальное бюро статистики КНР
Источник: Национальное бюро статистики КНР

Определенно, такая ситуация создает риски для потребительского рынка Китая в долгосрочной перспективе. Тем не менее, стоит понимать, что экономика КНР носит развивающийся характер, и долгое время китайцы мирились с крайне невысоким уровнем жизни. С этой точки зрения, сохранение сравнительно высоких темпов роста экономики при замедлении роста населения определили почти двукратный рост ВВП на душу населения в Китае за последние 10 лет, что создает условия для роста уровня жизни и потребления.

ВВП на душу населения в Китае в 2013-2022 гг. (юаней)

Источник: Национальное бюро статистики КНР
Источник: Национальное бюро статистики КНР

Действительно, если мы посмотрим на потребительские расходы в Китае в разрезе среднедушевого потребления, то можно также проследить почти двукратный рост, что отражает растущую покупательную способность китайцев.

Потребительские расходы на душу населения в Китае в 2013-2022 гг. (юаней)

Источник: Национальное бюро статистики КНР
Источник: Национальное бюро статистики КНР

Китайский средний класс – двигатель потребительского рынка страны

Еще одна важная тенденция, демонстрирующая рост покупательской способности китайцев и определяющая динамику потребительского рынка КНР – растущий средний класс. По оценкам McKinsey, еще в 2021 году доля домохозяйств с размером доходов выше среднего составила 39% от общего числа китайских домохозяйств. Как отмечают эксперты компании, по текущим прогнозам к 2025 году доля таких домохозяйств вырастет до 54%.

Распределение китайских домохозяйств (млн) в зависимости от годового дохода (в юанях) в 2015 г., 2021 г. и в прогнозном 2025 г.

Источник: 2023 McKinsey China Consumer Report
Источник: 2023 McKinsey China Consumer Report

Еще один показатель роста уровня жизни – это продолжающаяся в Китае урбанизация. Переток сельского населения в города сопровождает процесс развития производственной индустрии и сектора услуг и обозначает вовлечение большего числа людей в более маржинальные сектора экономики. В этих условиях растут китайские города, причем активный рост показывают как крупные города Tier 1-2, так и малые торгово-индустриальные центры в рамках городов Tier 3-4.

Соотношение городского и сельского населения Китая в 2013-2022 гг.

Источник: Национальное бюро статистики КНР
Источник: Национальное бюро статистики КНР

Китайский потребительский рынок: изменения в эпоху ковида

Несомненно, самым значимым событием последних лет для общества и экономики Китая выступила пандемия коронавируса, которая оказала влияние как на китайских потребителей, так и на инфраструктуру потребительского рынка КНР.

Как изменилось потребительское поведение китайцев в условиях пандемии?

По данным 2022 GCIS China Report (PWC), среди ключевых изменений в поведении китайских потребителей за период пандемии можно отметить больший интерес к активностям в пределах своего дома. Например, это касается приготовления пищи (59% респондентов) и досуга и развлечений (55%).

Кроме того, пандемия оказала влияние и на подход китайцев к совершению покупок. В частности, 58% респондентов отметили рост покупок в Интернете, что определяет растущую популярность китайских e-commerce площадок, таких как Taobao и Tmall. Кроме того, значимым моментом являются потребности китайцев в скорости и качестве доставки и сборки товара (46%). При этом 34% респондентов отметили растущую избирательность к выбору продукции, что отражает их интерес к совершению покупок в разных магазинах.

Основные изменения в потребительских привычках китайцев за период пандемии (% респондентов)

Источник: 2022 GCIS China Report
Источник: 2022 GCIS China Report

С учетом отмеченного в начале статьи тренда, связанного с ростом числа домохозяйств с величиной доходов выше среднего, можно проследить также более активный рост покупательной способности данной группы потребителей. По данным 2023 McKinsey China Consumer Report, в 2022 г. китайские домохозяйства, размер дохода которых выше среднего, увеличили разрыв по отношению к менее состоятельным домохозяйствам в вопросе желания нарастить свои потребительские расходы. Суммарный разрыв составил 22 п.п., в то время как в 2019 г. – всего лишь 6 п.п.

Рост потребительских расходов состоятельных китайских домохозяйств поддерживает спрос на премиальную продукцию высокого качества на китайском рынке. В этой связи в отмеченном выше отчете McKinsey приведена достаточно показательная статистика: в 2019-2021 гг. продажи премиальных брендов по уходу за кожей на Tmall показали рост на 52% в годовом выражении против 16% подобных товаров из масс-маркета.

В то же время заинтересованные в росте потребления менее состоятельные домохозяйства, проживающие как правило в менее крупных городах Tier 3-4+, все чаще обращаются к более дешевым каналам продаж в поисках скидок и специальных предложений.

В частности, все более популярными среди таких категорий потребителей становятся маркетплейсы, позволяющие совершать групповые покупки, например, Pinduoduo. Другой все более популярный формат – онлайн-трансляции, участие в которых позволяет получать скидки и специальные предложения от брендов. По этой причине рынок лайвстрим шоппинга продемонстрировал серьезный рост за последние несколько лет с перспективой увеличения доли в китайском e-commerce до 19% к концу 2023 года.

Livestream e-commerce рынок в Китае (млрд юаней)

<p>Источник: 2023 Brand Marketing &amp; Media Planning Outlook (Totem)</p>

Источник: 2023 Brand Marketing & Media Planning Outlook (Totem)

Еще одно изменение в потребительском поведении китайцев за период пандемии, о котором стоит сказать – растущий интерес к домашним китайским брендам. Как показали данные опроса потребителей, проведенного PWC, за пандемию произошел рост доли потребителей, которые склоняются к приобретению товаров домашних брендов. В то же время снизилась доля респондентов, индифферентных к стране происхождения бренда или же склоняющихся к приобретению продукции зарубежных брендов.

Предпочтения китайцев в отношении выбора страны происхождения бренда

Источник: 2022 GCIS China Report
Источник: 2022 GCIS China Report

При этом среди ключевых причин выбора товаров китайского бренда 50% респондентов отметили возможность приобрести их быстро и удобно, а 46% - указали на более короткий период доставки. Помимо других факторов, связанных с интересом респондентов к поддержке местной экономики (43%) и патриотизмом (39%), важными аспектами являются вопрос качества (39%) и понимание места и способа производства продукта (39%), а также сокращение углеродного следа (37%).

Исходя из этого для позиционирования иностранных брендов на китайском рынке все более важную роль играет выстраивание эффективной логистики и торговой инфраструктуры. Также важно демонстрировать китайскому потребителю качество и экологичность продукции и готовность рассказать о продукте больше, что сегодня невозможно без грамотного продвижения в китайских соцсетях, выступающих основным каналом коммуникации между брендами и потребителями в Китае.

Ожидания китайцев в отношении экономики и потребительских расходов

Прежде всего, стоит отметить достаточно позитивные ожидания китайцев в отношении экономического состояния своей страны. По данным опроса, проведенного McKinsey (2023 McKinsey China Consumer Report), 49% китайских потребителей положительно оценили перспективы экономического восстановления после пандемии, и лишь 14% – негативно. Причем, как показал последний опрос от OliverWyman (China’s Consumption Recovery Report) об ожиданиях китайцев в 2023 г., 59% китайских респондентов уверены в улучшении своего финансового состояния, в то время как лишь 6% полагают, что оно снизится на горизонте года.

Соответственно, в этих условиях китайские потребители более позитивно оценивают свои потребительские возможности. По данным China’s Consumption Recovery Report от OliverWyman, 61% китайских респондентов планируют нарастить потребление в 2023 году, причем 49% китайцев планируют больше тратить на продукты и сервисы, улучшающие качество жизни.

Например, среди наиболее популярных категорий, расходы на которые хотели бы увеличить китайские потребители – потребительская электроника (32% респондентов), досуг и развлечения (31%), мода, одежда и аксессуары (31%). Кроме того, значимое место в перспективах роста потребления стоит отдать еще одной индустрии - сфере туризма (30%), о котором можно подробнее почитать в другом нашем материале. Также потенциал роста потребления характерен для розничной торговли товарами ухода за кожей и косметикой (28%).

Более детальные данные в отношении потребительских предпочтений китайцев предлагают результаты последнего исследования от PWC (2022 GCIS China Report). Так, китайцы демонстрируют позитивные ожидания в отношении роста спроса на продовольственные товары (44% респондентов), также демонстрируется интерес к “лайфстайл” товарам и сервисам (здоровье и красота – 41%, мода – 35%, онлайн-мероприятия – 30%, спорт и фитнес – 30%),

Ожидания китайских респондентов в отношении увеличения потребления в течение 6 месяцев (% респондентов)

Источник: 2022 GCIS China Report
Источник: 2022 GCIS China Report

В то же время китайцы, привыкшие за пандемию к пребыванию дома, демонстрируют позитивные ожидания в отношении роста потребления товаров для дома (37%), а также товаров для улучшения домашних условий, например, в сегменте “сделай сам” (26%).

Постковидное восстановление и наиболее растущие потребительские сегменты

Отказ от проведения политики жестких ковидных ограничений, как и отмеченные нами выше оптимизм китайских потребителей и отложенные в период пандемии доходы стали толчком к активному восстановлению продаж в китайском ритейле в 1 полугодии 2023 года. В частности, если в марте, апреле и мае 2022 года ритейл сектор показывал глубокое и непрерывное снижение на -3,5%, -11,1% и -6,7% соответственно, то за аналогичные месяцы текущего года был показан активный рост на 10,5%, 18,4%, 12,7% соответственно.

Темпы роста оборота розничной торговли Китая (по отношению к аналогичному месяцу прошлого года)

Источник: Национальное бюро статистики КНР
Источник: Национальное бюро статистики КНР

На примере роста ключевых сегментов китайского ритейла можно проследить как рост общей величины продаж, о чем мы сказали выше, так и рост по его отдельным составляющим. В частности, опережающими темпами растет онлайн-торговля потребительскими товарами, что соответствует указанному ранее тренду роста доли и значения e-commerce в китайском ритейле.

Динамика ключевых сегментов розничных продаж в Китае в январе-мае 2023 г.

Источник: Национальное бюро статистики КНР
Источник: Национальное бюро статистики КНР

Обращаясь к динамике роста продаж в отдельных товарных категориях за 1 полугодие 2023 года, можно найти определенное соответствие тем результатам, которые мы получили выше, анализируя изменения предпочтений китайцев и их потребительские ожидания. Так, вырос спрос на товары люкс-сегмента (драгметаллы и ювелирные изделия – 19,5%, авто – 8,9%), товары, связанные с самочувствием и лайфстайлом (фармакология – 12%, спорт и развлечения – 11%).

При этом хорошие результаты по итогам 1 полугодия 2023 г. показал сектор FMCG (предметы повседневной необходимости – 6,8%, косметика – 9,7%, табак и алкоголь – 8,3%, пищевая продукция – 4,7%). Разноплановую динамику показывает рынок товаров длительного пользования: при росте спроса на мебель (4,5%) и телекоммуникационное оборудование (3,3%) небольшой спад можно пронаблюдать в продажах бытовой техники и аудио-видео оборудования (-0,2%).

Динамика основных продуктовых сегменты розничных продаж в Китае в январе-мае 2023 г.

Источник: Национальное бюро статистики КНР
Источник: Национальное бюро статистики КНР

Роль импорта в КНР: крупнейшие и растущие продуктовые сегменты

Несмотря на рост производства, ориентированного на внутренний потребительский рынок Китая, и увеличение интереса китайцев к продукции домашних брендов, Китай продолжает оставаться открытой экономикой, встроенной в глобальный потребительский рынок. Несмотря на небольшой спад товарного импорта в предпандемийные годы, в 2021-2022 гг. можно пронаблюдать тренд на увеличение импорта товаров в Китай.

Импорт в Китае в 2018-2022 гг. (млрд долл.)

Источник: Национальное бюро статистики КНР
Источник: Национальное бюро статистики КНР

По сводным данным Trademap, среди ключевых категорий импорта в Китай – электроника ($644,7 млрд) и машинное оборудование ($202,1 млрд), минеральное топливо ($535 млрд) и промышленное сырье ($224,7 млрд), драгоценные камни и металлы ($103,7 млрд) и др.

В последние годы наиболее высокими темпами растет импорт промышленного сырья и промежуточных комплектующих производственного цикла, например, жести (CAGR в 2019-2022 гг. - 93,4%), никеля (31,8%) и алюминия (26,3%) и продуктов их переработки, различных групп металлов и др. При этом высокие темпы роста показывает импорт продукции пищевой промышленности – зерновых (56,7%), овощей и плодов (35,4%), сахара и кондитерских изделий (31,3%) и т.д.

Активный рост импорта можно проследить и в отдельных сегментах рынка одежды, в частности, средний рост в 24,5% за 2019-2022 гг. показал сегмент головных уборов. Еще одна интересная особенность, которую мы отмечали выше – растущий интерес к товарам роскоши, в частности, средние темпы роста импорта произведений искусства, предметов коллекционирования и антиквариата за указанный период составили 38,5%.

Топ 20 товарных категорий по средним темпами роста импорта в Китай в 2019-2022 гг.

Источник: Trademap
Источник: Trademap

Что касается импорта из РФ в Китай, сохраняется доминирование традиционной для России экспортной номенклатуры. Например, 74,8% российского экспорта в КНР в 2022 году пришлось на минеральное топливо и сопутствующую продукцию. Тем не менее, в последние годы происходит постепенный процесс диверсификации российского экспорта в Китай, который характеризуется высокими темпами роста поставок продукции за пределами топливно-энергетического комплекса.

Так, наиболее растущей категорией является фармацевтическая продукция (CAGR в 2019-2022 гг. – 181,1%). Еще одна интересная тенденция – интерес китайцев к фото- и кинематографическим материалам из России (97,2%). Например, китайцы неплохо знакомы с некоторыми популярными российскими сериалами и актерами, что отражает перспективы для продвижения данного сегмента в Китае.

Топ 20 товарных категорий по средним темпами роста импорта из России в Китай в 2019-2022 гг.

Источник: Trademap
Источник: Trademap

Высокие темпы роста демонстрирует импорт из России в Китай продукции пищевой промышленности – напитков и специй (82,8%), мясной продукции (82,5%), продуктов переработки мяса и морепродуктов (77%), молочных продуктов, яиц и меда (60%) и кондитерских изделий (47,8%).

Причем некоторые пищевые продукты из России особенно успешно завоевывают доверие китайского потребителя. Например, по данным отчета Asia Pacific, наиболее популярной среди китайцев по запросам в Tmall категорией товаров российского производства стали кондитерские изделия, представленные такими брендами, как Крокант, Акконд и др.

Высокие средние темпы роста импорта в Китай из России сохраняются в категориях металлургической продукции (алюминиевые продукты – 152,7%, изделия из железа и стали – 53,6%), а также среди продукции текстильной промышленности (головные уборы – 100%, ткани и отделочные материалы – 81,7%). Подробнее о конкурентных российских товарах на китайском ритейл рынке вы можете узнать в нашем отчете.

В целом, в условиях санкционного давления Запада на РФ и переориентации российских производителей на азиатские рынки, происходит рост товарооборота между Россией и КНР. Причем во многом этот тренд связан с ростом товарного импорта из РФ в Китай, что в сумме создает благоприятные условия для российских брендов, заинтересованных в выходе на китайский потребительский рынок.

Импорт Китая из РФ в 2018-2022 гг. (млрд долл.)

Источник: Trademap
Источник: Trademap

Что влияет на потребительский выбор китайцев?

Рассмотрев макротренды и актуальные изменения на китайском потребительском рынке, перейдем к обобщению факторов, определяющих желание китайских потребителей приобрести тот или иной продукт.

Как показал последний опрос китайских потребителей, проведенный McKinsey, ключевая категория, на которую стоит обратить внимание брендам как пищевого, так и непищевого сегмента – качество продукта и его функциональность.

Сегодня китайцы обращают внимание на ESG повестку, поэтому большую важность представляет безопасность и натуральность производственных материалов и ингредиентов. Очевидно, но как и любым другим потребителям, китайцам также важно соответствие продукта заявленным техническим/вкусовым характеристикам. При этом в отличии от пищевой продукции при выборе вещевых товаров для китайских потребителей более важен элемент уникальности продукта, поэтому 30% респондентов указали на значение лучшего качества, а 24% – на статус новейшего продукта на рынке.

Ключевые факторы, определяющие желание китайских респондентов приобрести товар

Источник: 2023 McKinsey China Consumer Report
Источник: 2023 McKinsey China Consumer Report

Другой аспект, значимый для обоих сегментов – это фактор бренда. На первом месте для китайских потребителей – надежность бренда, что требует работы над поддержанием имиджа, особенно в китайском интернет-пространстве. Другой момент – фактор известности бренда, который более актуален для непищевых товаров. По этой причине выстраивание многоканального продвижения на китайском рынке – это важный фактор, позволяющий привлечь клиентов.

Как можно заметить, ценовой фактор играет меньшую роль, чем вопрос качества и функциональности и специфики бренда. В то же время конкурентная ценовая политика демонстрирует существенную важность для продаж продуктов питания. В определенной степени продукты обоих сегментов могут выиграть от выстраивания эмоциональной связи с покупателем, при этом возвращаясь к вопросу бренда – покупателям важно почувствовать, что бренд соответствует их ценностям. Поэтому не менее важный аспект перед выходом на китайский рынок – проведение качественного маркетингового исследования, позволяющего выявить характеристики вашего идеального клиента.

Обращаясь к данным опроса PWC, результаты которого отражены в 2022 GCIS China Report, мы можем также обобщить некоторые факторы, определяющие готовность китайцев платить за продукт больше. Как мы указывали ранее в статье, основной части китайских потребителей (50% респондентов) важно детальнее представлять характеристики продукта, в частности, вопрос его происхождения. Другой важный аспект – это кастомизация, 47% респондентов указали на готовность доплатить за учет их индивидуальных запросов в заказе.

Другие популярные категории мы также уже отмечали ранее: китайцы становятся все более заинтересованными в товарах домашнего производства, а также их все более привлекает ESG повестка, за что потребители также готовы доплачивать.

Ключевые факторы, определяющие желание китайских респондентов платить за товар более высокую цену

Источник: 2022 GCIS China Report
Источник: 2022 GCIS China Report

Таким образом, потребительский рынок Китая, находящийся в процессе восстановления после пандемии COVID-19, сохраняет широкие перспективы для иностранного бизнеса. Несмотря на растущий интерес китайцев к домашним брендам, Китай продолжает увеличивать импорт ряда категорий зарубежной продукции, причем не только сырья и комплектующих, но и товаров потребительского спроса.

Иностранным брендам в Китае стоит помнить об актуальных тенденциях развития китайского рынка, в том числе о растущей роли e-commerce, онлайн-стримов и формата совместных покупок. Другие важные черты потребления в Китае – внимание к ESG, качеству и функциональности продукта, имиджу и надежности бренда, кастомизации, гибкой ценовой политике (в особенности касается пищевой продукции) и другим факторам, отмеченным в статье.

Интересуетесь другими актуальными темами по бизнесу в Китае? Подписывайтесь на Telegram-канал агентства Asia Pacific и будьте в курсе последних новостей о бизнесе и продвижении в КНР.

4
1 комментарий

Очень интересно!

1
Ответить